Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

воскресенье, 30 декабря 2012 г.

Запад и Восток сошлись на Алтае в бронзовом веке



Реконструкция лица женщины (известной как алтайская принцесса) из могильника Ак-Алаха на плато Укок
Реконструкция лица женщины (известной как алтайская принцесса) из могильника Ак-Алаха на плато Укок, выполненная Т. С. Балуевой. В действительности эта женщина с очевидными европеоидными чертами не была принцессой, а происходила из среднего слоя знати или шаманского сословия. Изображение с сайта tatforum.info
Новые данные по палеогенетике древнего населения северо-запада Монголии позволили уточнить демографические события, происходившие на Алтае в железном веке. Рассмотрев эти данные в совокупности с имеющимися выборками по другим прилегающим территориям, испанские ученые реконструировали некоторые черты алтайской истории того времени. Как выяснилось, восточные и западные генетические варианты присутствовали на территории Алтая и Монголии уже в бронзовом веке или даже раньше, но существовали изолированно друг от друга. В ходе распространения скифской культуры и индустрии эти прежде разделенные элементы смешались, породив особую, так называемую пазырыкскую культуру. При этом общее генетическое разнообразие пазырыкцев мало изменилось по сравнению с предшествующими представителями бронзового века, существовавшими на этой территории.

Пазырыкская культура каменного века, представленная богатейшими захоронениями 6–3 веков до н. э., была открыта еще в конце XIX века, а в научный обиход введена в конце 20‑х годов прошлого века Сергеем Ивановичем Руденко и его коллегами. Представителей пазырыкской культуры в западной литературе именуют восточными скифами, хотя точнее говорить об их принадлежности к скифо-сибирской общности племен. Как и скифы, они говорили на иранских языках, использовали особое оружие и звериный стиль в украшениях. Костные останки, мумии и множество артефактов — все это помогло реконструировать облик и быт носителей пазырыкской культуры. Пазырыкцы были кочевниками-скотоводами, также они охотились и ловили рыбу, мололи зерно и пекли пресные лепешки. Искусно мастерили убранство и утварь из глины, дерева и рога, войлочных материалов, ковали инструменты и оружие из железа, обрабатывали по старому обычаю и кремни, ткали разноцветные ковры из крашеной шерсти, выделывали кожи и мех, отливали из золота символические фигурки оленей и других животных. Жили в бревенчатых домах, также из бревен строили и подземные срубы для своих умерших вождей и знати. Именно эти могильники, прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте холодных высокогорий, дали большую часть информации о пазырыкцах. Вождь племени одевался в богатые одежды, расшитые конским волосом и войлочными аппликациями, штаны украшали золотые ленты; его подданные носили кожаные и шерстяные кафтаны, шили шубы из соболей, белки и овчины, а мастерски сработанное оружие пазырыкцев — луки со стрелами, ножи, акинаки, нагайки — говорило о развитом военном искусстве. Для лошади воина тоже выделывалось особое снаряжение, частью символическое, частью защитное.
Культура пазырыкцев, как и их морфологический облик, обнаруживает смешанные черты тюркских и индоевропейских народов. Индоевропейские черты, как считалось, привнесены экспансией с запада и юга (скифские племена), а тюркские имеют восточное происхождение. Тюркские черты обнаруживаются и у тех людей, что жили на Алтае в эпоху неолита и бронзы. Что за народ жил на Алтае во времена бронзы, какие демографические процессы происходили на Алтае в эпоху железа, когда древние алтайцы перемешались с западными племенами? В 90‑х годах прошлого и начале нового века историей и происхождением пазырыкцев занялись палеогенетики. Их инструментом стали не археологические артефакты и костные остатки, а ДНК, выделенная из превосходно сохранившихся мумий. В результате картина скифской экспансии в южную Сибирь и центральную Азию стала видоизменяться. Наиболее доказательная база сложилась для гипотезы о сосуществовании в VI–III веках до н. э. двух культур на территории Алтая — пазырыкской и кара-кобинской, которые берут начало от общего корня — так называемой каракольской культуры. В VIII–VII веках до н. э. (эпоха поздней бронзы) доминировала именно каракольская культура с монголоидным населением. В конце бронзового века и начале железного к ней начинают примешиваться племена, пришедшие из Прикаспийских степей. Прикаспийские племена несут как европеоидные гены, так и элементы праиранской культуры (кстати, и технология изготовления пазырыкских ковров, и краски для них характерны для древних ирано-туркестанских народностей). Как было показано специалистами из Новосибирского института цитологии и генетики СОРАН, генетическими наследниками пазырыкских племен, вероятнее всего, являются современные самодийцы (селькупы) и кеты, населяющие северо-запад Сибири. Они пришли туда, вытесненные со своих территорий племенами хунну, двигавшимися с востока на запад. Впрочем, некоторые генетические данные (А. С. Пилипенко и др., 2011. Митохондриальная ДНК женщины из пещеры Каминная (Горный Алтай) эпохи позднего неолита, PDF, 1,22 МБ) говорят о более раннем (в IV–III тысячелетии) присутствии западных и восточных элементов в генофонде алтайского населения. Если это верно, то движение скифов (точнее, их потомков) в восточном направлении в VII–VI веках до н. э. только усилило перемешивание алтайского генофонда, но не перекроило по-новому его генетический узор. На сегодняшний день этнографы ставят вопрос об алтайском населении следующим образом: как экспансия скифов на восток изменила генофонд алтайцев во время железного века? Иными словами, насколько высока доля генетических вариантов, привнесенных в ходе западной экспансии в середине первого тысячелетия до н. э.?
Распространение пазырыкской культуры

Распространение пазырыкской культуры. Изображение из обсуждаемой статьи в PLOS ONE
Ответить на эти вопросы помогают новые данные из Монголии. Монгольские захоронения, относящиеся к этому времени, открыты в 2004–2006 годах в ходе нескольких международных экспедиций. Российско-германо-монгольской экспедиции 2006 года посчастливилось откопать могильники, где были захоронены три человека. В могилах обнаружилось и множество предметов исключительной сохранности. Генетические вариации монгольских пазырыкцев из этих захоронений были разобраны в соответствующей статье (Pilipenko et al., 2010. Mitochondrial DNA studies of the Pazyryk people (4th to 3rd centuries BC) from northwestern Mongolia). Эти люди — мужчина и женщина со своим новорожденным ребенком — несли в геномах следы западноевразийских генетических вариантов. Но о происхождении этих вариантов ничего определенного сказать нельзя — они могли быть привнесены как в железном веке, так и тысячелетием раньше.
Другая, франко-испано-монгольская экспедиция 2005–2007 годов, также работала в этом районе, и также нашла исключительный материал, относящийся к пазырыкской культуре.
Так, во время этой экспедиции в районе Баян-Улгий найдены останки десяти человек (семь мужчин, одна женщина и двое детей). Большинство из них получили смертельные ранения, по-видимому, подвергнувшись внезапному нападению воинов.
Проникающее ранение черепа одного из мужчин из Баян-Улгий

Проникающее ранение черепа одного из мужчин из Баян-Улгий: видна форма раны, указывающая на возможное оружие. Изображение из статьи Jordana et al., 2009. The warriors of the steppes: osteological evidence of warfare and violence from Pazyryk tumuli in the Mongolian Altai
Испанские ученые из Независимого Университета Барселоны и Института эволюционной биологии в Барселоне, работавшие с этими останками, решили объединить все имеющиеся данные по генетике пазырыкцев и их предшественников бронзового века. Они анализировали мтДНК, так как эта часть генома представлена полнее всего. Сюда включены выборки по бронзовому веку Казахстана, южной Сибири, Монголии и по железному веку тех же территорий. Сложенные вместе, эти данные позволяют увидеть картину расселения алтайцев в пространстве и времени.
Частота западных и восточных евразийских гаплогрупп в древних евразийских популяциях до и во время железного века

Частота западных и восточных евразийских гаплогрупп в древних евразийских популяциях до и во время железного века. Изображение из обсуждаемой статьи в PLOS ONE
В образцах бронзового века 100% мтДНК из Монголии представлено вариантами (гаплогруппами) восточно-евразийского происхождения. Вместе с тем в других синхронных образцах из Алтая и Казахстана варианты западного происхождения. Монгольские образцы пазырыкской культуры имеют смешанный состав — примерно в равной пропорции в них представлены варианты восточного и западного происхождения. В других местонахождениях этого возраста мтДНК также более или менее перемешанная, то есть состоит из равных долей западных и восточных вариантов.
Нашлись варианты мтДНК, которые алтайцы (пазырыкцы) железного века унаследовали от своих предшественников бронзового века или от еще более ранних. Все эти варианты имеют западно-евразийское происхождение. В целом число западных вариантов в общем разнообразии мтДНК в железном веке не увеличилось по сравнению с предшествующей исторической эпохой. Другими словами, экспансия скифов на восток в VI–III веках до н. э. не привнесла нового разнообразия в генофонд пазырыкского населения. По мнению испанских специалистов, миграция скифов с запада на восток инициировала два исторических процесса. Во-первых, распространение культурных обычаев и технологий, и, во-вторых, движение местного (именно местного, а не пришлого!) населения с запада на восток. В результате технологических и иных новшеств алтайские горные хребты перестали разделять прежде разобщенные племена, и неоднородное по своему генетическому составу население алтайского региона перемешалось. Корни существующего генетического разнообразия современных алтайцев следует искать среди населения железного века или даже еще глубже в историческом прошлом.
Источник: González-Ruiz M, Santos C, Jordana X, Simón M, Lalueza-Fox C et al. Tracing the Origin of the East-West Population Admixture in the Altai Region (Central Asia) // PLOS ONE , 2012. V. 7. N 11: e48904. doi:10.1371/journal.pone.0048904.

http://elementy.ru/news?newsid=431934