Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 9 марта 2013 г.

Структурное разнообразие фольклора

Оригинал взят у drfaust_spb в Структурное разнообразие фольклора
Результаты одного свежего исследования. Авторы построили диаграмму, которая отражает структурное разнообразие 700 сюжетов народных сказок из 31 европейской этнической группы.

Диаграмма любопытна тем, что результат больше определяется географической и генетической близостью, чем лингвистическими различиями. Так шведы, норвеги, финны группируются воедино, а лингвистически и исторически близкие к ним датчане крепко увязают в группе с немцами, англичанами, ирландцами и шотландцами. Фольклорные сюжеты эстонцев и российских финнов оказываются вариациями русского фольклора (что вызывало в каментах неслабый срач с подачи кого-то из числа гордых финских народов), а уже соседняя ветка объединяет поляков, югославов, словаков, чехов и… румынов. Фламандцы соседствуют вовсе не с немцами, а с португальцами, французами, испанцами и германоязычными швейцарцами. Армяне, греки и турки закономерно связаны как потомки единого населения Малой Азии.

Странным на первый взгляд выглядит положение латышей рядом с немцами, но тут нет ничего удивительного, учитывая, что процесс формирования латышей как народа происходил под чутким руководством самых настоящих немцев. Жаль, не учтены литовцы или латгалы, они бы могли прояснить положение латышей, с поправкой уже на польское влияние. Единственное, что по-настоящему странно, — это положение болгар вблизи французов и отдельно от нормальных славян: неужто в болгарах настолько же сильно, как во французах, законсервирован балканский неолит.

Интересно здесь и то, какие народы обнаруживают наиболее общие (архаичные?) фольклорные сюжеты. Это финны, русские, немцы и французы.

Короче, любопытные результаты. Здесь есть, над чем подумать.



Не смотря на расцвет наук о развитии культуры, сравнительно мало внимания уделялось структуре культурного разнообразия народов. Напротив, исследования в области популяционной генетики применяют развитый методологический аппарат вычисления и анализа пространственно-временного разнообразия популяций. Генетическое разнообразие популяций объясняется как результат переноса и инфильтрации генов, с одной стороны образующих пространственные градиенты, с другой — однородные ареалы, ограниченные географическими и культурными барьерами.

В настоящей работе мы применили методы анализа из области популяционной генетики для выявления географических и этнолингвистических границ в наборе из 700 вариаций народных сказок, принадлежащих 31 европейской этнической группе.

Мы обнаружили, что географическое расстояние и этнолингвистическая принадлежность оказывают существенное влияние на вариации фольклорных сюжетов, а различия между популяциями согласуются с их географическим распределением. Такая особенность географических кластеров и градиентов обнаруживает параллели с генетической структурой Европы, но при этом распределение фольклорных сюжетов в большей мере зависит от географического расстояния и этнолингвистических границ, чем их генетическая структура.

Выявленные нами закономерности подчёркивают важность географических и популяционных границ в культурном разнообразии, указывая на ключевые сходства и расхождения между процессами распространения генов и культуры.



Robert M. Ross et al., Population structure and cultural geography of a folktale in Europe, 7 April 2013,
через Dienekes