Интересная статья gostyam - Путешествие по Севастопольской бухте на катере в Инкерман, думаю будет полезна всем кто ещё не определился с летним отпуском. :)
Поездка на пассажирском катере по Севастопольской бухте в Инкерман – для неискушенного пассажира может стать настоящим путешествием. Эти 40 минут, проведённые на корме, оказались буквально переполнены впечатлениями о городе, его истории, порте и военном флоте.
Статью можно использовать, как очень краткий путеводитель.
Севастополь – единственный город в стране, где морское пассажирское сообщение осуществляется круглый год. Туристов эта особенность радует несказанно – обычный десятиминутный переход на катере от площади Нахимова или Артбухты на Северную сторону превращается в полное впечатлений путешествие. А если по пути попадается военный или просто большой корабль, то и севастопольцы не остаются равнодушными. Но обычный маршрут на Северную сторону страдает одним недостатком – он слишком короток и в этом отношении существенно проигрывает коммерческим экскурсиям. Но дело в том, что это не единственное направление: несколько раз в день от Графской пристани пассажирский катер отходит в Инкерман. Он, следуя через несколько промежуточных пунктов, проходит Севастопольскую бухту до самого конца, а это более 10 км и примерно 40 минут в пути.
По оба борта в любой момент есть, на что обратить внимание – берега бухты представляют собой насыщенную иллюстрацию из жизни города-героя, города-порта, и города, где базируются военные флоты двух стран. Даже не знаешь, куда повернуть голову, чтобы не упустить что-нибудь интересное. Эх, вот бы экскурсовода! Но поскольку его здесь нет и не предвидится, лучше заранее ознакомится с вехами маршрута и окружающими его достопримечательностями. Эта статья пишется в попытке упорядочить увиденное, возможно, она также сгодится в качестве краткого путеводителя.
Посадка на катер в центре города осуществляется у Графской пристани – на крайнем слева причале. Здесь можно увидеть и расписание.
Если вы ступаете на борт с прогулочной целью, чтобы посмотреть на бухту и поснимать – смело проходите на корму – отсюда обзор на две стороны, плюс свежий ветерок.
Причалы, которые вы покидаете, находятся на мысе Николаевском – западном входном мысе бухты Южной. Своё название мыс получил по артиллерийской батарее на 105 орудий, которую взорвали в 1855 году, а уже в 1885-м на её месте устроили Приморский бульвар.
Прямо напротив – мыс Павловский. На нём выделяется один из корпусов Военно-Морского госпиталя ЧФ РФ, прозванный «Адмиральским», где также расположена метеостанция.
Направо от Павловского находятся причалы и цеха Севморзавода, который буквально на днях отпраздновал своё 229-летие.
В эту сторону обычно машут экскурсоводы, рассказывая одну из самых громких баек Севастополя: якобы здесь стоит личная яхта Гитлера «Хела» – он же корабль управления ЧФ РФ «Ангара». На самом деле корабль, построенный в качестве плавбазы подводных лодок, c 1940-го по 1945 год был штабным кораблём гросс-адмирала Карла Деница, на его борту действительно побывало всё руководство III рейха, включая Геринга, Гиммлера, Бормана и, конечно, фюрера. Но не пытайтесь сейчас высматривать этот раритет в Южной бухте – «Хелы» здесь уже нет – она в плавучем доке №30, который мы ещё встретим на своём пути.
Пока катер проходит мимо Южной бухты, можете рассмотреть корабли Черноморского флота, стоящие у военного причала Минная стенка, названной так из-за старой традиции швартовать здесь миноносцы. Также сюда с рейдов доставлялись моряки, сходившие в увольнение на берег. В советское время рядом располагалась танцплощадка «Минка» - вход был только для моряков!
Корабль под номером 808 – сторожевой корабль «Пытливый», первый в серии проекта 1145М. Имеет в длину 123 метра, в ширину 14,2 метра, дальность хода – 5000 миль. Вооружён ракетным противолодочным комплексом УРПК-5 «Раструб», двумя 100-мм пушками АК-100, двумя двойными зенитно-ракетными комплексами «Оса», а также торпедами и реактивными бомбомётами. Экипаж – 197 человек.
За ним с номером 158 стоит большой десантный корабль «Цезарь Куников» длинной 112,5 и шириной 15 метров. Он может пройти 6100 миль с 500 тоннами грузов и техники и 225 десантниками на борту. Вооружён двумя сдвоенными 57-мм артустановками АК-725, четырьмя ПЗРК и двумя установками залпового огня «Град-М».
Белоснежный корабль «Енисей» с красными крестами на борту – госпитальное судно. Его длина равняется 152,6 метров, при ширине 19,4 метра. Этот корабль был построен в Польше, он предназначается для оказания квалифицированной медицинской помощи, а также для отдыха экипажей. Может принять 100 больных и 200 отдыхающих, а как санитарный транспорт – 450 тяжелораненых. В поисково-спасательном варианте несёт вертолёт Ка-27. Команда «Енисея» боролась с малярией в Красном море, оздоравливала детей после чернобыльской аварии и участвовала во многих других гуманитарных миссиях по всему миру на протяжении последних 20 лет.
После поворота за Павловский мыс, обратите внимание на строгую набережную – она названа в честь моряков линкора «Новороссийск». Именно в этом месте, где вероятно сейчас проходит катер, разыгралась трагическая драма гибели советского линкора. Мирной ночью, 29 октября 1955 года, корабль по невыясненным до сих пор причинам затонул, унеся жизни 607 человек. Моряки спасаясь, плыли к этой набережной, сюда же доставляли тела погибших.
На зелёном холме над набережной находится территория военного госпиталя ЧФ.
Когда наш катер проходил напротив Куринной пристани, где базируются корабли Военно-Морских сил Украины, как раз швартовали U130 – фрегат «Гетман Сагайдачный» – флагман ВМСУ. Настоящая гордость флота, был спущен на воду в 1993 году. Длиной 123 метра, с экипажем из 198 человек, может пройти 3900 миль. Его вооружение – это лучшие образцы отечественной военной техники, в том числе ЗРК «Оса», универсальная АУ АК-100, ЗАК АК-630М, торпеды, торпедные ловушки, реактивные бомбы и всевидящий комплекс РЛС.
Рядом с флагманом стоят и другие корабли украинского военного флота. Перечислим самые крупные из них.
U510 – «Славутич» – корабль управления, спущенный на воду в 1992 году. Уникальное судно, разрабатывавшееся для разгрузки атомных реакторов с подводных лодок, используется в качестве мощной разведывательной базы. Длина 106 метров. На борту есть электростанция, хлебозавод, общежитие для сменных вахт. Команда – 150 человек.
U209 – корвет «Тернополь», длина 71 метр. Наиболее современный корабль флота, спущен на воду в 2002 году. Вооружение зенитное, артиллерийское и противолодочное. Команда – 99 человек.
U402 – большой десантный корабль «Константин Ольшанский», длина 112,5 метров, построен в Польше в 1985 году. Может перевозить 24 БТР, 170 десантников и 92 морские мины заграждения. Вооружен четырьмя ПЗРК, двумя сдвоенными 57-мм пушками, двумя системами залпового огня «Гроза».
U500 - корабль управления «Донбасс», длина 121,7 метров. Построен в Польше в 1970 году.
По соседству с кораблями ВМСУ стоят корабли 166-го дивизиона малых ракетных кораблей ЧФ РФ. Издалека можно узнать катамараны на воздушной подушке «Бора» и «Самум», рядом с ними малые корабли «Штиль» и «Мираж».
За Куринной пристанью пейзаж с военного сменяется на индустриальный: огромные сухогрузы стоят в Доковой бухте – здесь расположен грузовой терминал «Авлита».
Но обернёмся в другую сторону, к приближающемуся берегу – катер ненадолго подходит к причалу в бухте Аполлонова, чтобы забрать немногих пассажиров, которых значительно меньше, чем рыбаков. Рядом находится лодочный причал и маленький пляжик.
Свой путь мы продолжаем мимо самого популярного пляжа Корабельной стороны в Ушаковой Балке. Здесь же находится одноимённая яхтенная марина.
Теперь военные корабли ЧФ находятся по правому борту. Пришвартованные к Угольной пристани стоят «Генерал Рябиков» – морской транспорт для подвоза боеприпасов кораблям находящимся вдали от баз, и водоналивной транспорт «Маныч» – также для снабжения кораблей, только пресной водой.
Катер всё больше приближается к противоположному берегу бухты, держа курс к причалу Голландии. Мы близко проходим к целой группе больших военных кораблей, самый заметный из них – ракетный крейсер «Москва» под номером 121 – флагман Черноморского флота. Этот грозный «убийца авианосцев» имеет в длину 186,5 метров, его обслуживает экипаж из 510 человек. Перечислять всё вооружение крейсера не станем – его слишком много для одного абзаца, упомянем лишь главную мощь – ракетный комплекс «Базальт», его 16 пусковых установок содержат 6-тонные ракеты, которые могут быть оснащены ядерными боеголовками.
За «Москвой» стоит большой противолодочный корабль «Керчь», номер 713, немного уступающий флагману размерами – его длина 173,4 метра, экипаж состоит из 380 человек. Также тяжело вооружён.
С обозначением 801 – сторожевой корабль «Ладный», длина – 123 метра.
156 – БДК «Ямал», длина 112,5 метров.
150 – БДК «Саратов», длина 113,1 метра.
151 – БДК «Азов», длина 112,5 метров.
Следующая остановка – бухта Голландия, знаменитая своими учебными заведениями. В этом районе находится Севастопольский национальный университет ядерной энергетики и промышленности, а также легендарное Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище «Голландия», закрытое в 1991 году.
Отсюда катер круто берёт к противоположному берегу – к причалу Троицкой балки.
С борта можно отыскать взглядом гранитную глыбу, на которой высечены имена героев-разведчиков, в этом месте первыми ступивших на землю оккупированного фашистами Севастополя в ходе освобождения города в 1944 году.
Далее наше судно идёт посередине бухты. С левого борта, среди скал и кипарисов, заметен красивый бело-золотой Памятник арсенальцам, погибшим в штольнях Сухарной Балки. Ценой своих жизней в июне 1942 года герои подорвали арсенал, чтобы он не достался фашистам. Под скалами вместе с защитниками полегло более 200 солдат вермахта.
На противоположном берегу находится причал № 62 с выведенным в 2011 году из состава ЧФ БПК «Очаков». Исчезающий раритет – в скором времени может быть разделан на металл.
Огромные прямоугольные корпуса плавучих доков №№ 30, 80 и 88 с первого взгляда особо ничем не примечательны,
но это пока не заглянешь сбоку внутрь, где находятся большие военные корабли и гражданские суда.
Где-то внутри этих цехов в настоящее время находится упоминавшаяся выше «яхта Гитлера» «Хела». Именно её рассмотреть не удалось, но зато были сфотографированы другие интересные корабли.
До следующей остановки у причала ГРЭС катер проходит мимо разнообразных гражданский судов. За бортом проплывают пристани с кораблями вспомогательного флота, грузовыми судами, парусными и обычными яхтами. На южном склоне бухты своим суровым видом приковывает взгляд Севастопольская ТЭЦ 1936 года постройки. Несмотря на вызывающе ветхий вид, теплоэлектростанция до сих пор работает.
До причала Малого Инкермана путь проходит в узкой части бухты, декорации вокруг приобретают утилитарный портовый оттенок, берега всё плотнее заполняют склады и цеха, над ними возвышаются краны.
Севастопольская бухта фактически закончилась за Нефтяной гаванью, с насыпными молами, где любят сидеть чайки.
Дальше катер идёт по искусственному каналу, прорытому по дну реки Чёрной. Путешествие завершается, последняя пристань Инкерман находится в ковше реки.
Напоследок можно насладиться редким видом пещерного мужского Свято-Климентовского монастыря и крепости Каламита, чьи башни живописно нависают над церквями.
Сойдя на берег, ощутимо кружится голова от впечатлений и постоянного её вращения по сторонам, болят глаза от настойчивого всматривания, а в фотоаппарате на 200 снимков стало больше. Прошедшие 40 минут по своей насыщенности просятся в рекордные.
P.S. В статье были перечислены далеко не все достопримечательности Севастопольской бухты, а лишь их небольшая часть, которую удалось рассмотреть за один переход с кормы инкерманского катера.