Оригинал взят у oldcolor в Лица Российской империи на снимках Прокудина-Горского. Часть 1
Считается, что Прокудин-Горский совсем мало занимался портретной съемкой. Все видели его знаменитые фотопортреты Льва Толстого, эмира Бухарского, хана Хивинского, Фёдора Шаляпина, плюс крестьянские девушки с брусникой. Вот, пожалуй и всё, что большинство почитателей смогут вспомнить навскидку.
Между тем, на снимка Сергея Михайловича, если рассматривать их в высоком разрешении, можно найти несколько сотен хорошо различимых лиц. Проблема в том, что человеческая мимика весьма подвижна, и даже если Прокудину-Горскому старательно позировали, три экспозиции в течении нескольких секунд неизбежно приводили к появлению "шевеленки" на лицах. На крупном плане это почти незаметно, однако при многократном увеличении всё это "вылезает" и требуется дополнительная и весьма сложная реставрация, чтобы получился хороший фотопортрет. Лучше всего с этой задачей справлялись братья Ходаковские, работы которых мы уже представляли ранее.
Я решил сделать из прокудинских снимков нечто "вроде портретной галереи", собрать все хорошо различимые лица воедино и провести обзор в нескольких частях. В каждый выпуск случайная выборка из нескольких портретов, представляющих разные регионы, этносы, профессии и сословия. По ссылке можно посмотреть целиком фотографию, из которой вырезаны изображения лиц.
"На жнитве":
Снимок целиком
С этими русскими крестьянами есть некоторая загадка. Этот и парный ему снимок помещены в конец альбома "Мариинская система" 1909 г. и можно предположить исходя из этого, что они сделаны в районе реки Шексны (ныне Вологодская область). Однако уборка зерновых в конце июля в столь северных широтах вызывает некоторые сомнение. По ряду косвенных данных эти снимки Прокудин-Горский мог сделать на южном Урале летом 1907 г.
"Джигит Ибрагим", Байрам-Али, Мервский оазис, Закаспийская область, 1911 г.:
Снимок целиком
Форма на джигите казачья. Как раз в 1911 г. в Мервском оазисе был расквартирован 1-й Кавказский Князя Потемкина-Таврического Кубанский казачий полк. Судя по имени (если оно настоящее) и внешности, этот казак - осетин или представитель другого горского народа.
Кстати, джигитами в то время называли казаков, имевших специальную подготовку по верховой езде.
"Крестьянка мнет лен. Пермская губерния":
Снимок целиком
Один из самых загадочных снимков в коллекции. Предположительно, относится к числу ранних, был сделан на Урале летом 1907 г. в рамках небольшой серии работ, о которой известно только со слов Прокудина-Горского. Точное место съемки остаётся неопределенным.
Женщина явно позировала для съемки и надела на себя золотые украшения. На одном из трёх кадров у неё проскользнула улыбка на губах.
"В Ботаническом саду в Сухуме":
Снимок целиком
Предположительно, это портрет директора Ботанического сада, крупного специалиста-растениевода В.В. Марковича, однако не могу найти ни одной его фотографии в подтверждение.
Обратите внимание, в руке у него, кажется, папироса.
"В Малороссии", Путивльский уезд, Курская губерния:
Снимок целиком
Это один из двух портретов малороссиянок у Прокудина-Горского. Оба они принадлежат к весьма загадочной "Малороссийской" серии, созданной, предположительно в 1904 г., т.е. являются одними из самых ранних в коллекции.
Переводчик и проводник Императорского Русского Географического общества в 1907 г. ходжи Якуб из Самарканда:
Снимок целиком
Этот персонаж обнаруживается на нескольких туркестанских работах Прокудина-Горского. Данный портретик вырезан из снимка "Школьники сарты. Самарканд". К сожалению, сохранность негатива оставляет желать лучшего...
Неизвестная дама, 1907 г.:
Снимок целиком
Этот фотопортрет опубликован в одном из номеров журнала "Фотограф-любитель" за 1907 год. Ещё у Прокудина-Горского было 5 "персональных" дамских портретов, ни один из которых до сих пор не идентифицирован.
Обратите внимание, что на авторской репродукции также видна "шевелёнка" - жёлтая полоска над волосами.
Продолжение следует.
P.S. Использованы реставрации братьев Ходаковских, WalterStudio (Библиотека Конгресса США) и мои собственные.
Между тем, на снимка Сергея Михайловича, если рассматривать их в высоком разрешении, можно найти несколько сотен хорошо различимых лиц. Проблема в том, что человеческая мимика весьма подвижна, и даже если Прокудину-Горскому старательно позировали, три экспозиции в течении нескольких секунд неизбежно приводили к появлению "шевеленки" на лицах. На крупном плане это почти незаметно, однако при многократном увеличении всё это "вылезает" и требуется дополнительная и весьма сложная реставрация, чтобы получился хороший фотопортрет. Лучше всего с этой задачей справлялись братья Ходаковские, работы которых мы уже представляли ранее.
Я решил сделать из прокудинских снимков нечто "вроде портретной галереи", собрать все хорошо различимые лица воедино и провести обзор в нескольких частях. В каждый выпуск случайная выборка из нескольких портретов, представляющих разные регионы, этносы, профессии и сословия. По ссылке можно посмотреть целиком фотографию, из которой вырезаны изображения лиц.
"На жнитве":
Снимок целиком
С этими русскими крестьянами есть некоторая загадка. Этот и парный ему снимок помещены в конец альбома "Мариинская система" 1909 г. и можно предположить исходя из этого, что они сделаны в районе реки Шексны (ныне Вологодская область). Однако уборка зерновых в конце июля в столь северных широтах вызывает некоторые сомнение. По ряду косвенных данных эти снимки Прокудин-Горский мог сделать на южном Урале летом 1907 г.
"Джигит Ибрагим", Байрам-Али, Мервский оазис, Закаспийская область, 1911 г.:
Снимок целиком
Форма на джигите казачья. Как раз в 1911 г. в Мервском оазисе был расквартирован 1-й Кавказский Князя Потемкина-Таврического Кубанский казачий полк. Судя по имени (если оно настоящее) и внешности, этот казак - осетин или представитель другого горского народа.
Кстати, джигитами в то время называли казаков, имевших специальную подготовку по верховой езде.
"Крестьянка мнет лен. Пермская губерния":
Снимок целиком
Один из самых загадочных снимков в коллекции. Предположительно, относится к числу ранних, был сделан на Урале летом 1907 г. в рамках небольшой серии работ, о которой известно только со слов Прокудина-Горского. Точное место съемки остаётся неопределенным.
Женщина явно позировала для съемки и надела на себя золотые украшения. На одном из трёх кадров у неё проскользнула улыбка на губах.
"В Ботаническом саду в Сухуме":
Снимок целиком
Предположительно, это портрет директора Ботанического сада, крупного специалиста-растениевода В.В. Марковича, однако не могу найти ни одной его фотографии в подтверждение.
Обратите внимание, в руке у него, кажется, папироса.
"В Малороссии", Путивльский уезд, Курская губерния:
Снимок целиком
Это один из двух портретов малороссиянок у Прокудина-Горского. Оба они принадлежат к весьма загадочной "Малороссийской" серии, созданной, предположительно в 1904 г., т.е. являются одними из самых ранних в коллекции.
Переводчик и проводник Императорского Русского Географического общества в 1907 г. ходжи Якуб из Самарканда:
Снимок целиком
Этот персонаж обнаруживается на нескольких туркестанских работах Прокудина-Горского. Данный портретик вырезан из снимка "Школьники сарты. Самарканд". К сожалению, сохранность негатива оставляет желать лучшего...
Неизвестная дама, 1907 г.:
Снимок целиком
Этот фотопортрет опубликован в одном из номеров журнала "Фотограф-любитель" за 1907 год. Ещё у Прокудина-Горского было 5 "персональных" дамских портретов, ни один из которых до сих пор не идентифицирован.
Обратите внимание, что на авторской репродукции также видна "шевелёнка" - жёлтая полоска над волосами.
Продолжение следует.
P.S. Использованы реставрации братьев Ходаковских, WalterStudio (Библиотека Конгресса США) и мои собственные.