Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1880-1891
Репин очень хорошо изучил фактуру казацкого запорожского костюма – и потому группа выглядит так впечатляюще
В двух своих заметках - «Мода IX-X веков - путь из хазар в варяги» и «Русское кафтанолюбие: история и смысл» - я попытался показать истоки и преемственность «дресс-кода» русской властной одежды.
Оказывается, властная (царская и боярская), служебная и воинская одежда , которая была в ходу вплоть до 18 века, имела общее происхождение (прежде всего персидский кафтан, воспринятый варягами), и играла роль мундира, будучи знаковым образом организована как по вертикали (иерархия, которая создавалась качеством материала и отделки), так и по горизонтали (разделяя, к примеру, в армии 16-17 вв. стрельцов, конницу, пехоту). Поскольку тема эта велика, я набросал ее, конечно, эскизно, но, надеюсь, понятно.
После предыдущих моих заметок логично обратиться к еще двум характерным группам населения - казакам и днепровским (запорожским) и донским с тем, чтобы посмотреть, а каковы были их источники «дресс-кода»? Тема это тем более интересна, что вокруг нее кипят страсти украинской самоидентификации и казачьей уникальности.
Начнем с запорожцев. После монгольского нашествия южная и Заднепровская часть Киевской Руси стала необитаемой, население переместилось на север и запад и вошло в область влияния и управления Великого Княжества Литовского и Польши, а с их слиянием - в Ржечь Посполиту.
Казаки появились из тех групп населения, которые жили на границе с опустевшими землями и пытались освоить Дикое поле. Охота, рыбная ловля, варка соли, налеты на турок и татар, иногда и торговля с ними стали их постоянным занятием. Очень важной чертой такого военно-промыслового отряда была иерархическая организация, которая требовала введения «знаков различия», и их источником, конечно, стала одежда. Вначале спросим себя, а откуда она была заимствована?
Вначале о ранних свидетельствах современников
«Повседневная, походная одежда отличалась простотой, что проявилось в самом ее названии - подлая одежда. В противоположность ей парадная одежда была очень роскошной и нарядной, причем нередко она состояла из трофеев, добытых во время походов.
В дорожных заметках немецкого посла Эриха Лясоты (XVI в.), который посетил Запорожье, находим упоминание о таких элементах одежды запорожцев, как татарский кобеняк и мантий. Посол откликается про козаков как о людях очень щедрых, которые сделали ему богатые подарки: кунью шубу и черную лисью шапку. Данные о костюме козаков XVII в. есть и в известной работе Г. Левассера де Боплана. Он перечисляет, в частности, рубашки, шаровары, шапки и каптаны из толстого сукна, которые составляли повседневную козацкую одежду»
В дорожных заметках немецкого посла Эриха Лясоты (XVI в.), который посетил Запорожье, находим упоминание о таких элементах одежды запорожцев, как татарский кобеняк и мантий. Посол откликается про козаков как о людях очень щедрых, которые сделали ему богатые подарки: кунью шубу и черную лисью шапку. Данные о костюме козаков XVII в. есть и в известной работе Г. Левассера де Боплана. Он перечисляет, в частности, рубашки, шаровары, шапки и каптаны из толстого сукна, которые составляли повседневную козацкую одежду»
Что такое кобеняк (гебенек)? Это короткий войлочный плащ, иногда с капюшоном.. Одежда, характерная для многих кочевников – к примеру, кипчаков.
Рис. 1 Половецкие воины.(Средневековые каменные изваяния)
Источник: http://buday.narod.ru/gl2.htm
Описывая их военный поход, Рашид ад-Дин говорит, что «все войско надело валяные из войлока капенеки», а переводчик его сочинений А. Будагов уточняет, что «это одежда, надеваемая во время дождя». О том, что это были короткие бурки, надеваемые в период, ненастья, пишут и турецкие историки и этнографы. /Одежда и украшения балкарцев и карачаевцев ХIII-XVIII вв/.
Татарский мантий – одежда из тонкой ткани, со стоячим воротником
На том же рисунке мы видим татарские шаровары. Впрочем, совсем не обязательно они были заимствованы от крымских татар – ведь есть еще и турецкие шаровары.
Рис. 3. Шаровары 15 в – c www.kismeta.com
Шаровары подвязывались поясами – о таких поясах, но запорожских: « надевалось несколько поясов: "одного шелкового персидского сырца, ширины две с половиной четверти, длины в одиннадцать аршин, свекольного цвета (для подпоясывания они складываются втрое наизнанку внутрь), с позолоченными концами, длины в три четверти; каждый конец - с шелковыми плетеными шнурками, длины в аршин, прикрепленными к каждому из концов пояса; второй - также из шелка, такой же ширины, семь аршин, сиреневого цвета, с осеребренными концами и шелковыми шнурками на концах; третий - такой же ширины и такой же длины, но без позолоты на концах, из нарядной шелковой материи с цветами и узорами..." Тут заимствование очевидное. http://fstanitsa.ru/4/88_1.shtml
К сожалению, изображений запорожцев раннего периода нет. Но, поскольку традиции были заложены в ранний период, то можно себе представить, что запорожцы довольно сильно напоминали турок и татар, хотя и создавали на основе их одежды свой «дресс-код».
Рис. 4. Такими изобразил казаков Йоганн Баптист Гоманн на карте Украины 1716 года
Рис. 5 Военный оттоманский костюм – у солдата короткая куртка, кожаный аналог которой назывался у казаков шкирянка. В одежде офицера мы узнаем шубу на меху, подобную тем, что получил в подарок Эрих Лясота
Обязательно следует сказать, что и венгры, и поляки тоже испытали турецкое влияние, потому что им приходилось воевать с турками или общаться с ними. И не только они восприняли элементы оттоманского костюма, но и вся Европа.
Рис 6. Венгерские и польские костюмы XVII века.
«Польские писатели XVIII в. отмечали, что запорожские козаки носили широкие шаровары с золотым галуном вместо опушки, суконные с откидным рукавом полукунтуши, белые шелковые жупаны, шелковые с золотыми кистями пояса и высокие шапки с барашковыми околышами серого цвета и красным шелковым вершком, который заканчивался кистью. По описаниями других очевидцев, одежда запорожцев состоял из жупана, сделанного из сукна разных цветов, шелкового каптана также разных цветов, яркой черкески (схожа с жупаном), шаровар, шелкового кушака, шапки-кабардинки из выдры и косматой шерстяной бурки - вильчуры. На ноги обувались сафьяновые сапоги».
Это все османские, татарские и османско-венгерско-польские элементы одежды. На сайте www.kismeta.com утверждается, что одежда казаков была ближе к одежде польских, чем московских войск – и с этим легко согласиться: это две различные линии одежды. Московская еще от древнего персидского кафтана, позаимствованного варягами, в которой были добавлены элементы византийского костюма. А польская и казацкая от более поздних оттоманско-половецких корней.
Рис7. Казаки 17-18 вв. по польским рисункам Тут мы можем увидеть дресс- код казацкой одежды – богатство материала, пояса, использование меха, пуговиц из разных по цене материалов- все это было частью признака власти
Конечно, на украинский национальный костюм запорожцы повлияли сильнейшим образом. И тут, как мне кажется, возникла определенная половая рассогласованность в костюме.
Причина в запорожцах. Запорожские казаки не допускали в Сечь женщин и вообще ставили их невысоко – (Сергей Жеребкин об украинском номадизме и нормах сексуального поведения запорожцев). Как трофеи, они женскую одежду, вероятно, не брали.
Потому заимствование происходило через мужскую одежду. И тут появилась интересная черта – мужская одежда была «павлиньей»:
Для всех БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ мужских нарядов люди среднего благосостояния употребляли сукно, привозимое из-за границы, зуф (разновидность камлота), для праздничного платья - шелковые материи (киндяки, тафту, камку, бархат, атлас, алтабас и др). У людей более зажиточных покрывалась шелковыми тканями и будничная одежда. Тогдашний вкус требовал ярчайший цветов - как сукна, так и материи. Черные и вообще темные цвета употребляли лишь для печальных (траурных) или так называемых смирных (жалобных) нарядов. По представлениям того времени яркие цвета вызвали уважение, и потому цари приказывали руководящим лицам в торжественных случаях, если нужно было влиять на народ, появляться в цветистой одежде. Служилые люди во время торжественных событий также одевали "цветные одежды". (В. Котенко)
А еще одна сторона этого – это то, что традиционная женская одежда на Украине потому сохранилась у крестьянок, а мужчины «отуречились», что с очевидностью наблюдается на следующей картине.
Рис. 9 Корнеев, Е. М. Малороссияне 1812
Крестьянин – по виду почти казак в кобеняке, папахе, шароварах, ичигах (на других картинах и в сапогах) - только материал этот небогат.
Крестьянин – по виду почти казак в кобеняке, папахе, шароварах, ичигах (на других картинах и в сапогах) - только материал этот небогат.
А крестьянки в более древней по происхождению юбке- плахте с передником, свободной рубашке (кстати, есть у меня подозрение, что расшитая украинская мужская рубашка – трансформация расшитой традиционной женской), босые.
В качестве короткого вывода: очевидно, что среди украинцев старинный дресс-код Киевской Руси не выжил. Заимствование в казацком костюме здесь происходило 1. От турок и татар 2. От поляков. Там и здесь основу составляла оттоманская одежда, которая заметно преобразила украинский национальный костюм.
Довольно частые украинские претензии на расовую и культурную чистоту и истинную «русскость» при исследовании культурного кода одежды оказываются противопоставлением элементов оттоманской одежды, организованных в молодые польский и запорожской дресс-коды, - традиционному коду Руси, взятому у персов и византийцев, и сохранившемуся в великорусских княжествах.