Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

воскресенье, 12 мая 2013 г.

«Дресс-код» запорожских казаков.

Оригинал взят у aldanov в «Дресс-код» запорожских и донских казаков. Часть 1. Запорожцы
 
Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1880-1891
Репин очень хорошо изучил фактуру казацкого запорожского костюма – и потому группа выглядит так впечатляюще

В двух своих заметках -   «Мода IX-X веков - путь из хазар в варяги» и «Русское кафтанолюбие: история и смысл» - я попытался показать истоки и преемственность «дресс-кода» русской властной одежды.  
Оказывается,  властная (царская и боярская), служебная   и воинская одежда , которая была в ходу вплоть до 18 века,  имела общее происхождение (прежде всего персидский кафтан, воспринятый варягами), и играла роль мундира, будучи знаковым образом организована как по вертикали (иерархия, которая создавалась качеством материала и отделки), так и по горизонтали (разделяя, к примеру, в армии 16-17 вв.  стрельцов,  конницу, пехоту). Поскольку тема эта велика, я набросал ее, конечно, эскизно, но, надеюсь, понятно.
После предыдущих моих заметок логично обратиться к еще двум характерным  группам населения  - казакам и днепровским (запорожским) и донским с тем, чтобы посмотреть, а каковы были их источники «дресс-кода»?  Тема это тем более интересна, что вокруг нее кипят страсти украинской самоидентификации и казачьей уникальности.

Начнем с запорожцев. После монгольского нашествия южная и Заднепровская  часть  Киевской Руси стала необитаемой, население переместилось на север и запад и вошло в область влияния и управления Великого Княжества Литовского и Польши, а с их слиянием -  в Ржечь Посполиту.
Казаки появились из тех групп населения, которые жили на границе с  опустевшими землями и пытались освоить  Дикое поле. Охота, рыбная ловля, варка соли, налеты на турок и татар, иногда и торговля с ними стали их постоянным занятием. Очень важной  чертой такого военно-промыслового отряда  была иерархическая организация, которая   требовала введения «знаков различия», и их источником, конечно, стала одежда. Вначале спросим себя, а откуда она была заимствована?


Вначале о ранних свидетельствах современников
 «Повседневная, походная одежда отличалась простотой, что проявилось в самом ее названии - подлая одежда. В противоположность ей парадная одежда была очень роскошной и нарядной, причем нередко она состояла из трофеев, добытых во время походов. 
        В дорожных заметках немецкого посла Эриха Лясоты (XVI в.), который посетил Запорожье, находим упоминание о таких элементах одежды запорожцев, как татарский кобеняк и мантий. Посол откликается про козаков как о людях очень щедрых, которые сделали ему богатые подарки: кунью шубу и черную лисью шапку. Данные о костюме козаков XVII в. есть и в известной работе Г. Левассера де Боплана. Он перечисляет, в частности, рубашки, шаровары, шапки и каптаны из толстого сукна, которые составляли повседневную козацкую одежду»
Что такое кобеняк (гебенек)? Это  короткий войлочный плащ, иногда с капюшоном.. Одежда, характерная для многих кочевников – к примеру, кипчаков.
 
Рис. 1 Половецкие воины.(Средневековые каменные изваяния)
Источник: http://buday.narod.ru/gl2.htm


Описывая их военный поход, Рашид ад-Дин говорит, что «все войско надело валяные из войлока капенеки», а переводчик его сочинений А. Будагов уточняет, что «это одежда, надеваемая во время дождя». О том, что это были короткие бурки, надеваемые в период, ненастья, пишут и турецкие историки и этнографы.  /Одежда и украшения балкарцев и карачаевцев ХIII-XVIII вв/.

Татарский  мантий – одежда из тонкой ткани, со стоячим воротником

Рис.2. Паули, Густав-Феодор «
Крымские татары  и мулла» - 1862

На том же рисунке мы видим татарские шаровары. Впрочем, совсем не обязательно они были заимствованы от крымских татар – ведь есть еще и турецкие шаровары.
Рис. 3. Шаровары 15 в – c  www.kismeta.com

Шаровары подвязывались поясами –  о таких поясах, но  запорожских:  « надевалось несколько поясов: "одного шелкового персидского сырца, ширины две с половиной четверти, длины в одиннадцать аршин, свекольного цвета (для подпоясывания они складываются втрое наизнанку внутрь), с позолоченными концами, длины в три четверти; каждый конец - с шелковыми плетеными шнурками, длины в аршин, прикрепленными к каждому из концов пояса; второй - также из шелка, такой же ширины, семь аршин, сиреневого цвета, с осеребренными концами и шелковыми шнурками на концах; третий - такой же ширины и такой же длины, но без позолоты на концах, из нарядной шелковой материи с цветами и узорами..."  Тут заимствование очевидное. http://fstanitsa.ru/4/88_1.shtml
К сожалению, изображений запорожцев раннего периода нет. Но, поскольку традиции были заложены в ранний период, то можно себе представить, что запорожцы довольно сильно напоминали  турок и татар, хотя и создавали на основе их одежды свой «дресс-код».


Рис. 4. Такими  изобразил казаков Йоганн Баптист Гоманн на карте Украины 1716 года
 
Рис. 5 Военный оттоманский костюм – у солдата короткая куртка, кожаный аналог которой  назывался у казаков шкирянка.  В одежде офицера мы узнаем шубу на меху, подобную тем, что получил в подарок Эрих Лясота

Запорожские казаки XVII-XVIII в.
 Турецкий костюм в Польше и Венгрии трансформировался по своему и часть дальнейших изменений в казацком костюме пришла уже из Польши, когда казаки стали реестровыми.
Обязательно следует сказать, что и венгры, и поляки тоже испытали турецкое влияние, потому что им приходилось воевать с турками или общаться с ними. И не только они восприняли элементы оттоманского костюма, но и вся Европа.

Рис 6. Венгерские и польские костюмы 
XVII века.
«Польские писатели XVIII в. отмечали, что запорожские козаки носили широкие шаровары с золотым галуном вместо опушки, суконные с откидным рукавом полукунтуши, белые шелковые жупанышелковые с золотыми кистями пояса и высокие шапки с барашковыми околышами серого цвета и красным шелковым вершком, который заканчивался кистью. По описаниями других очевидцев, одежда запорожцев состоял из жупана, сделанного из сукна разных цветов, шелкового каптана также разных цветов, яркой черкески (схожа с жупаном), шаровар, шелкового кушака, шапки-кабардинки из выдры и косматой шерстяной бурки - вильчуры. На ноги обувались сафьяновые сапоги».
Это все османские, татарские и османско-венгерско-польские элементы одежды. На  сайте www.kismeta.com утверждается, что одежда казаков была ближе к одежде польских, чем московских войск – и с этим легко согласиться: это две различные линии одежды. Московская еще от древнего персидского кафтана, позаимствованного варягами, в которой были добавлены элементы византийского костюма. А польская и казацкая от более поздних оттоманско-половецких корней.


 
Рис7. Казаки 17-18 вв. по польским рисункам Тут мы можем увидеть  дресс- код казацкой одежды – богатство материала, пояса, использование меха, пуговиц из разных по цене  материалов- все это было частью признака  власти

Конечно, на украинский национальный костюм запорожцы повлияли сильнейшим образом. И тут, как мне кажется, возникла определенная половая рассогласованность в костюме.

Причина в запорожцах. Запорожские казаки  не допускали в Сечь женщин и вообще  ставили  их невысоко – (Сергей Жеребкин об украинском номадизме и нормах сексуального поведения запорожцев). Как трофеи, они женскую одежду, вероятно,  не брали.

Потому заимствование происходило через мужскую одежду. И тут появилась интересная черта – мужская одежда была «павлиньей»:
Для всех БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ мужских нарядов люди среднего благосостояния употребляли сукно, привозимое из-за границы, зуф (разновидность камлота), для праздничного платья - шелковые материи (киндяки, тафту, камку, бархат, атлас, алтабас и др). У людей более зажиточных покрывалась шелковыми тканями и будничная одежда. Тогдашний вкус требовал ярчайший цветов - как сукна, так и материи. Черные и вообще темные цвета употребляли лишь для печальных (траурных) или так называемых смирных (жалобных) нарядов. По представлениям того времени яркие цвета вызвали уважение, и потому цари приказывали руководящим лицам в торжественных случаях, если нужно было влиять на народ, появляться в цветистой одежде. Служилые люди во время торжественных событий также одевали "цветные одежды". (В. Котенко)


Рис 8. Излюбленная в украинском народе фигура казака Мамая появляется неизменно в ярких одеждах

А еще одна сторона этого – это то, что традиционная женская одежда на Украине потому сохранилась у крестьянок, а мужчины «отуречились», что с очевидностью наблюдается на следующей картине.

 
Рис. 9 Корнеев, Е. М. Малороссияне 1812
Крестьянин – по виду  почти казак в кобеняке, папахе, шароварах, ичигах (на других картинах и в сапогах) -  только материал этот небогат.
А крестьянки  в более древней по происхождению юбке- плахте с передником, свободной рубашке (кстати, есть у меня  подозрение, что расшитая украинская мужская рубашка – трансформация расшитой традиционной женской), босые.


В качестве короткого вывода:  очевидно, что среди украинцев старинный дресс-код Киевской Руси не выжил. Заимствование в казацком костюме здесь происходило 1. От турок и татар 2. От поляков. Там и здесь основу составляла оттоманская   одежда, которая заметно преобразила  украинский  национальный костюм.

Довольно частые украинские претензии на расовую и культурную чистоту и истинную  «русскость»  при исследовании культурного кода одежды оказываются противопоставлением  элементов оттоманской одежды, организованных в молодые  польский и запорожской  дресс-коды,  - традиционному коду Руси, взятому у персов и византийцев, и сохранившемуся в великорусских княжествах.