У стен древнего Чернигова находился курган "Черная могила". Размеры кургана: диаметр - 40м., окружность – 125м., высота 11м, объем 6000 м3. В древности он был окружен рвом шириной до 7м.
Курган "Черная могила"
Несмотря на то. что этот текст расположен на сайте заповедника "Черная могила", тут ошибка - сын Константина VII Багрянородного был Роман II. Она повторяется у всех, кто некритически копирует текст.В виду имеется, вероятно, следующая монета, солид:
Byzantine Coins, Constantine VII and Romanus II (945-959), Constantinople, solidus 4.38g
По ней погребение было датировано 960-ыми, монета была новой, незатертой
Находки
Некоторые из них, наиболее интересные, представлены ниже.
Шлем из кургана (экспозиция ГМИ) - есть другие ракурсы и похожие шлемы из других мест
http://tgorod.ru/index.php?topgroupid=2&groupid=7&subgroupid=31&contentid=176
Бронзовый идол.
Фото частей ритонов поражает мастерством работы:
Рыбаков Б.А.ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РУСИ X-XIII ВЕКОВ
Иллюстрированный альбом. Издательство "Аврора", Ленинград, 1971 г.
http://www.silverwolf.lviv.ua/module-pagesetter-printpub-tid-1-pid-18.htm
Интерпретации
1. Обряд сожжения и погребения пояснял и дополнял Б. А. Рыбаков в книге "Язычество Древней Руси" - см
Суть его толкование в том, что это сожжение по тому же типу, которое наблюдал Ибн-Фадлан у варягов на Волге, причем Рыбаков предполагал, что корабль был заменен домовиной.
В. Петрухин обращал внимание на некоторые восточные детали обряда: расположение места для тризны на первичном кургане, расположение оружие по хазарскому типу и др. По его предположению выходцы из Хазарии входили в княжескую дружину.
Интерпретация сюжетов ритонов по Рыбакову, как почти всегда у него, славянская:
"Широкие устья обоих рогов оправлены серебром; острые концы, очевидно, имели особое оформление, которое не сохранилось (судя по другим образцам, оно могло быть сделано в виде птичьих голов). На тулове каждого рога находилась ромбическая серебряная бляха с растительным орнаментом. Оковка рога меньших размеров была покрыта вычеканенными растительными гирляндами в восточном духе.
Курган "Черная могила"
Раскопки.
Курган исследовался в 1872 – 73 гг. известным археологом Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым. Находки из Черной Могилы находятся в Государственном историческом музее http://www.shm.ru/zal8_v7.html, в экспозиции их представляют витрины 14-16
http://www.shm.ru/zal8_v15.html, http://www.shm.ru/zal8_v14-16.html
Курган исследовался в 1872 – 73 гг. известным археологом Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым. Находки из Черной Могилы находятся в Государственном историческом музее http://www.shm.ru/zal8_v7.html, в экспозиции их представляют витрины 14-16
http://www.shm.ru/zal8_v15.html, http://www.shm.ru/zal8_v14-16.html
"Захоронение в кургане – двое мужчин и женщина – совершено после кремации.
Умершие мужчины, погребенные в полном военном облачении, занимали среднюю часть кострища. Рядом с воином находилось оружие – два меча, сабля, копье, седло со стременами, фрагменты кольчуги, шлем, наконечники стрел, в ногах – щит с медной оковкой. Рядом с оружием находились железный сосуд с костями барана и бронзовая жаровня с угольями. У ног умершего были положены двое оседланных лошадей. Среди вещей, связанных с женщиной, десять серпов в ногах. Западную часть кострища занимали двенадцать ведер полукругом, от которых сохранилась железная оковка, и два железных сосуда. На месте, где лежали умершие, найдены многочисленные украшения, наконечники поясов, золотые и серебряные слитки – остатки расплавившихся в огне украшений, бронзовый сосуд с бабками – игральными костями, ключи, замки, топоры и долота.
Первоначальная насыпь кургана составляла 7м, затем здесь состоялась тризна в честь умершего, после которой курган был досыпан. На месте тризны были найдены два ритона, изготовленных из турьих рогов с серебряной, щедро орнаментированной, оковкой... Кроме того, на месте тризны найдены два жертвенных ножа и бронзовый идол скандинавского бога Тора. Эти находки рассматриваются как подарки, соответствующие статусу умершего при жизни. В кургане найдены три византийские монеты, наиболее поздняя из которых вычеканена в 945 – 959 гг Константином VII Багрянородным и его сыном Василием (??). По этой монете курган датируют 960 –ми годами – эпохой князя Святослава Завоевателя".
http://naiz2.at.ua/index/0-26Умершие мужчины, погребенные в полном военном облачении, занимали среднюю часть кострища. Рядом с воином находилось оружие – два меча, сабля, копье, седло со стременами, фрагменты кольчуги, шлем, наконечники стрел, в ногах – щит с медной оковкой. Рядом с оружием находились железный сосуд с костями барана и бронзовая жаровня с угольями. У ног умершего были положены двое оседланных лошадей. Среди вещей, связанных с женщиной, десять серпов в ногах. Западную часть кострища занимали двенадцать ведер полукругом, от которых сохранилась железная оковка, и два железных сосуда. На месте, где лежали умершие, найдены многочисленные украшения, наконечники поясов, золотые и серебряные слитки – остатки расплавившихся в огне украшений, бронзовый сосуд с бабками – игральными костями, ключи, замки, топоры и долота.
Первоначальная насыпь кургана составляла 7м, затем здесь состоялась тризна в честь умершего, после которой курган был досыпан. На месте тризны были найдены два ритона, изготовленных из турьих рогов с серебряной, щедро орнаментированной, оковкой... Кроме того, на месте тризны найдены два жертвенных ножа и бронзовый идол скандинавского бога Тора. Эти находки рассматриваются как подарки, соответствующие статусу умершего при жизни. В кургане найдены три византийские монеты, наиболее поздняя из которых вычеканена в 945 – 959 гг Константином VII Багрянородным и его сыном Василием (??). По этой монете курган датируют 960 –ми годами – эпохой князя Святослава Завоевателя".
Несмотря на то. что этот текст расположен на сайте заповедника "Черная могила", тут ошибка - сын Константина VII Багрянородного был Роман II. Она повторяется у всех, кто некритически копирует текст.В виду имеется, вероятно, следующая монета, солид:
Byzantine Coins, Constantine VII and Romanus II (945-959), Constantinople, solidus 4.38g
По ней погребение было датировано 960-ыми, монета была новой, незатертой
Находки
Некоторые из них, наиболее интересные, представлены ниже.
Шлем из кургана (экспозиция ГМИ) - есть другие ракурсы и похожие шлемы из других мест
http://tgorod.ru/index.php?topgroupid=2&groupid=7&subgroupid=31&contentid=176
Бронзовый идол.
Фото частей ритонов поражает мастерством работы:
Рыбаков Б.А.ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РУСИ X-XIII ВЕКОВ
Иллюстрированный альбом. Издательство "Аврора", Ленинград, 1971 г.
http://www.silverwolf.lviv.ua/module-pagesetter-printpub-tid-1-pid-18.htm
Интерпретации
1. Обряд сожжения и погребения пояснял и дополнял Б. А. Рыбаков в книге "Язычество Древней Руси" - см
Суть его толкование в том, что это сожжение по тому же типу, которое наблюдал Ибн-Фадлан у варягов на Волге, причем Рыбаков предполагал, что корабль был заменен домовиной.
В. Петрухин обращал внимание на некоторые восточные детали обряда: расположение места для тризны на первичном кургане, расположение оружие по хазарскому типу и др. По его предположению выходцы из Хазарии входили в княжескую дружину.
Интерпретация сюжетов ритонов по Рыбакову, как почти всегда у него, славянская:
Особого внимания заслуживает большой рог, серебряная оковка которого обрамлена растительным узором, наведенным чернью. Основной фон прочеканен и позолочен. На этом золотом поле рельефно выделяются причудливо изогнутые и переплетенные между собою светлые фигуры птиц, зверей и фантастических животных. Некоторые из них кусают друг друга, иные стоят отдельно; на тыльной стороне оправы - два чудища, хвосты которых срослись в одну пальметку, разделяющую оправу на две части. На лицевой стороне посреди всех чудищ и зверей художник изобразил сцену, которой, судя по всему, он придавал важное значение. На первый взгляд содержание сцены очень простое: двое охотников стреляют в птицу; но когда мы начинаем вглядываться внимательнее, то видим ряд загадочных деталей. В руке одной из фигур (мужчина в рубахе или кольчуге с непокрытой головой) лук, но стрелы уже нет, она только что спущена с тетивы. Вторая фигура — женская, и, судя по длинным косам, это девушка. В руках у нее тоже лук и опустевший колчан. Самое интересное заключается в том, что стрелы летят не в птицу. Одна стрела поломана и находится позади мужчины, вторая летит вверх, а третья - прямо в голову мужчине. Все это похоже на сказку. Загадочный сюжет разъясняется одной черниговской же былиной об Иване Годиновиче, известной по записи, сделанной еще в XVII веке. В былине повествуется о молодом дружиннике, увезшем из Чернигова невесту Марью. По дороге на них напал царь Кащей, за которого Марья уже была просватана. Иван победил было Кащея, но тот склонил Марью на свою сторону и связал Ивана. В это время прилетела вещая птица и напророчила гибель Кащею. Дальнейшие события и изображены на турьем роге: Кащей велит Марье принести лук и стрелы и пытается убить вещую птицу, но заговоренные стрелы летят обратно, и одна из них убивает Кащея. Вероятно, эта древняя былина отражала какое-то важное событие из жизни Чернигова, если се главным момент – смерть страшного Кащея Бессмертного от вмешательства птицы (изображение птицы вошло в герб города Чернигова) оказался вычеканенным на священном сосуде князя-жреца эпохи Святослава.
Значение этого турьего рога очень важно; его художественные качества доказывают, что ко времени принятия христианства русское искусство находилась на достаточно высокой ступени развития. Тератологический стиль, развившийся на Руси в X веке, с одной стороны, органически вырастает из звериных композиций VI-VII веков, а с другой – является родоначальником стиля прикладного искусства XI – XII веков"
Пожалуй, более интересна интерпретация, по Петрухину (Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 9-11 веков. М., 1995г.), который описывает ритон с точки зрения тюркских и иранских традиций.
"Оба рога украшены серебряными и золочеными чеканными накладками, орнаментальный стиль которых традиционно (начиная с Н.П.Кондакова) считается совмещающим "восточные" (постсасанидские) и византийские мотивы. Действительно, орнаментальные мотивы (пальметты и др.) роднят оковки ритонов с декоративными традициями Евразии - от Ирана до Венгрии, но вписываются в широкий круг изделий "среднеднепровской школы", мастера которой (вероятно, имевшие и древнерусское, и "восточное" происхождение) продолжали степные, в том числе салтовские, традиции, украшая, прежде всего, предметы дружинного быта - поясные и конские наборы, рукояти мечей и т.п. [Орлов, 1984]".
"Мотив на оковке питьевого рога из Чернигова позволяет проследить конкретный механизм взаимодействия разных культурных традиций на Руси. При этом хазарское наследие включало и иранскую традицию [см. о ее влиянии на Руси - Топоров, 1987], в отдаленной перспективе -скифскую. Тысячелетнее взаимодействие культурных импульсов воплотилось в шедевре древнерусского искусства: суть здесь не просто в уникальности этого образца как единичного факта истории культуры - важно, что этот факт "концентрирует" в себе целый исторический процесс. Такая концентрация культурных импульсов была свойственна формирующейся древнерусской культуре в целом: ее сложение в X в. можно уподобить процессу возведения того же черниговского кургана - славяне, норманны и хазары возвели своему предводителю единый монумент. Эта способность к творческому восприятию и синтезу разно-этничных традиций предопределила обращение Руси к христианской цивилизации, способность объединить на общей культурной основе "все языцы".
Пожалуй, более интересна интерпретация, по Петрухину (Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 9-11 веков. М., 1995г.), который описывает ритон с точки зрения тюркских и иранских традиций.
"Оба рога украшены серебряными и золочеными чеканными накладками, орнаментальный стиль которых традиционно (начиная с Н.П.Кондакова) считается совмещающим "восточные" (постсасанидские) и византийские мотивы. Действительно, орнаментальные мотивы (пальметты и др.) роднят оковки ритонов с декоративными традициями Евразии - от Ирана до Венгрии, но вписываются в широкий круг изделий "среднеднепровской школы", мастера которой (вероятно, имевшие и древнерусское, и "восточное" происхождение) продолжали степные, в том числе салтовские, традиции, украшая, прежде всего, предметы дружинного быта - поясные и конские наборы, рукояти мечей и т.п. [Орлов, 1984]".
"Мотив на оковке питьевого рога из Чернигова позволяет проследить конкретный механизм взаимодействия разных культурных традиций на Руси. При этом хазарское наследие включало и иранскую традицию [см. о ее влиянии на Руси - Топоров, 1987], в отдаленной перспективе -скифскую. Тысячелетнее взаимодействие культурных импульсов воплотилось в шедевре древнерусского искусства: суть здесь не просто в уникальности этого образца как единичного факта истории культуры - важно, что этот факт "концентрирует" в себе целый исторический процесс. Такая концентрация культурных импульсов была свойственна формирующейся древнерусской культуре в целом: ее сложение в X в. можно уподобить процессу возведения того же черниговского кургана - славяне, норманны и хазары возвели своему предводителю единый монумент. Эта способность к творческому восприятию и синтезу разно-этничных традиций предопределила обращение Руси к христианской цивилизации, способность объединить на общей культурной основе "все языцы".