Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 21 мая 2013 г.

Филин Н.В. Об историческом прототипе Ильи Муромца. III. Илиас из Руси в саге о Тидреке Бернском

В предыдущей части нашего исследования мы пришли к выводу, что народные предания об Илье «христианине», принимавшем участие в крещении Руси, позволяют предположить, что исторический прототип нашего былинного героя жил в период первоначального распространения христианства на Руси, то есть в IX или X веке. К тому же времени, очевидно, относится время жизни одного из главных прототипов западноевропейских сказаний об Илиасе Русском, происхождение которых большинство исследователей выводят из русского цикла былин об Илье.

Имя Ильи-Илиаса из Руси встречается в южно-немецкой поэме ломбардского цикла «Ортнит», записанной в первой половине XIII в. и северогерманской саге о Тидреке (Дитрихе) Бернском, записанной в Норвегии в середине XIII в. [1]


Время действия саги относится ее автором к эпохе Великого переселения народов (IV-VI вв.). Союзники и главные герои саги – Тидрек Бернский и Аттила, король Гунналанда, имеют известных исторических прототипов – основателя остготского королевства Теодориха из рода амалов (ум. в 526 г.) и правителя гуннов Аттилу, жившего в V в. н.э.

Илиас из Руси в саге – сын русского князя Гертнита, владевшего Русью, Польшей, Венгрией, землей вилькинов и частью Греции. «У конунга Гертнита, - повествует сага, – было два сына от жены, старший звался Озантриксом, младший Вальдемаром, а третий сын, которого он имел от наложницы, звался Илиасом, был он муж мирный и приветливый». Перед смертью Гертнит разделил свои владения между сыновьями: старший, Озантрикс, стал королем вилькинов, младший, Вальдемар – королем Руси и Польши, Илья – ярлом греческим. После смерти Гертнита, сообщает сага, его сыновья вели кровопролитные войны с гуннами Аттилы и выступившим ему на помощь Тидреком. Война, шедшая с переменным успехом, закончилась неудачно для русских: Озантрикс и Вальдемар погибли в бою, гуннами были захвачены царство вилькинов, русские города Полоцк и Смоленск; ярл Илиас вынужден был сложить оружие. Аттила сохранил Илиасу жизнь и принял его в число своих мужей, сделав правителем Руси.

Немецкий исследователь Карл Мюлленгоф доказал, что имя «вилькинов» и их короля Вилькина происходит от названия племенного союза балтийских славян «вильцев», а исторической основой сюжета о войнах Тидрека с Озантриксом, королем вилькинов, являются столкновения балтийских славян с саксами[2]. Шведский ученый Густав Сторм, развивая взгляды Мюлленгофа, сопоставил отдельные эпизоды саги с известными историческими событиями, связанными с борьбой балтийских славян за свою независимость в X в. (походом германского императора Оттона III на датского короля Гаральда Блотанда и славян 972 г. и восстанием балтийских славян 983 г.) [3].

Объясняя появление в Тидрек-саге представлений о Руси, включавшей в свой состав Польшу, Венгрию и часть Греции, Сторм предположил, что за именем Вальдемара саги скрывается польский князь Болеслав I. Болеслав I, вместе со своим зятем Святополком в 1017 г. захватил Киев и поэтому, как считал Сторм, мог какое-то время считаться королем Руси и Польши. Однако гипотеза эта, как заметил А.Н. Веселовский, не объясняла, почему в данном случае Русь, а не Польша стояла на первом месте и выступала главным противником Аттилы и Тидрека.

Сам А.Н. Веселовский появление русского сюжета в немецких преданиях попытался объяснить влиянием на сагу событий, происходивших в первой половине XIII в. в Восточной Прибалтике. «Немецкие люди», бывавшие в Двинских землях и слышавшие там «старую сагу о вильтинах и русских», сказы о Владимире и Илье, полагал А.Н. Веселовский, могли дать им окраску недавних событий, происходивших в Двинских землях и связанных с вооруженной борьбой немцев и русских за контроль над Прибалтикой[4].

С этой точкой зрения, объясняющей появление «русского сюжета» в саге о Тидреке Бернском нельзя согласиться. Вилькины (вильтины) – одно из племен балтийских славян – вильцы, лютичи, обитавший в пространстве между Одером и Эльбой, на территории современной Восточной Германии. Нет оснований считать, что «немецкие люди» ездили знакомиться с преданием о войнах вильтинов и саксов за сотни верст от «театра военных действий», в отдаленную Двинскую землю, населенную неславянскими племенами ливов (латышей), не имевших с вильцами-лютичами ни этнической, ни территориальной близости.

Имя Ильи из Руси встречается также в южно-немецкой поэме Ортнит, записанной в начале XIII в., а значит было известно «немецким людям» еще в XI или XII в., еще до начала пограничных столкновений русских и немцев в Прибалтике. Трудно поверить в то, что современные для автора саги действия ордена меченосцев в Прибалтике могли стать основой для формирования важнейшего сюжета саги о древних временах, Тидреке и Аттиле, внести столь заметные изменения в мифоисторическую картину северо-германского эпоса, изобретя сюжет о крушении Русской империи, якобы существовавшей в эпоху Владимира и Илиаса из Руси.

Между тем, исследователями саги был обойден внимания тот факт, что сообщение саги о существовании Русской «сверхдержавы» не противоречит историко-географическим представлениям, существовавшим в XIII-XVI вв. Средневековый геораф XIII в. Вениамин Тудельский полагал, что Русь – «большая империя, раскинувшаяся от ворот Праги до ворот Киева, большого города, на окраине этой империи». Польский историк XVI в. Мацей Стрыйковский утверждал, что в X в. Киевский князь Владимир, «перейдя Дунай, подчинил многие земли, в том числе Сербию и Хорватию, принадлежавшую ранее царям Греции» [5].

Представления о «Русской империи» были очевидно во многом основаны на смешении политической географии Руси X-XI в. и Великой Моравии IX в. Так «Хроника всего света» Мартина Бельского и Хронограф Западнорусской редакции наоборот сообщают о Моравской империи, включавшей в IX в. земли русского государства: «Святоплуг, моравский король ... в то время держал русские земли» [6]. Чешская хроника Пулкавы конца XIV в. включает в состав Моравии времен Святополка «Полонию и Русию» [7]. А.Г. Кузьмин обратил в свое время внимание на то, что русскими книжниками моравские князья воспринимались как одни из русских. Русский список XVII в. Пространного жития Кирилла Философа списанный с сербского списка, хранившегося в монастыре на Афоне, содержит своеобразную титулатуру моравских князей: «Ростислав бо и Святополк князь Моравский и Туровский и всей России» [8].

Государство Великая Моравия во второй половине IX в. действительно в ключало в свой состав земли Чехии, современной Южной Польши (Повисленье с Краковым) Венгрию, возможно западные окраины Древнерусского государства (в границах конца X – начала XI в.). Распад этого государства наметился в конце IX в. под влиянием внутренних причин, в начале X в. смертельный удар ему был нанесен в ходе нашествия венгерских племен.

В Средние века венгры, как и другие кочевые народы заселявшие некогда Паннонию ошибочно отождествлялись жившими там в V в. н.э. гуннами. Автор X в. Видукинд Корвейский писал: «Авары, как полагают некоторые, являются остатками гуннов. Гунны вышли из готов, а готы, как повествует Иордан, вышли с острова по названию Сульце». Далее этот же автор поясняет свою точку зрения: «авар, которых мы называем венграми» [9]. В XIII в. держалось мнение, что угры (венгры) – прямые потомки гуннов, вернувшиеся в свое отечество после многих скитаний. Вождем венгров иногда даже признавался известный предводитель гуннов Аттила. Так автор «Великой хроники о Польше, Руси и их соседях» сообщает, что угры – это славянское племя вкранов. «После того, как готы ради ограбления народов вышли с островов Сканца и Готальрик, и в их собственных жилищах их стали притеснять и причинять неприятности, венгры вместе с женами и детьми решили вернуться в земли паннонцев откуда они родом и навсегда решили там поселиться... Их король Тила, который в сочинениях именуется Аттила, придя в Паннонию, решил установить там постоянное местопребывание» [10].

О «втором пришествии гуннов» в свое отечество в Гунналанд) по сути дела сообщает и автор Тидрек-саги. Аттила в саге, выйдя из Фризии, захватывает столицу Гунналанда Вилькинаборг, принадлежавшую королю гуннов Мелиасу и его зятю Озантриксу. В IX - конце X в. Гунналанд саги, то есть область Паннония (Венгерская низменность) являлась частью государства Великая Моравия, столицей которого был город Велиград (Великий град). Различные варианты названия столицы Мелиаса (Villcinaborg, Valterborg, Villeraborg) [11]. есть перевод на германское наречие славянского «Велиград».

Полагаю, что войны гуннов и русских саги, на самом деле есть мифологизированные и приуроченные к эпохе Великого переселения народов события X века. События эти (войны венгров и славян, крушение общеславянской Великоморавской, в саге Русской империи) совпали по времени с германским наступлением на славянские территории в Прибалтике в IX - X вв. Авторы древних песен восприняли эти события во взаимной связи, придав поражению отдельных славянских племен и народов глобально-исторический характер.

В какой связи при этом оказался задействован образ Илиаса из Руси, заимствованный в сагу из южно-германского эпоса мы попытаемся объяснить в последующих главах.



Литература






[1] Подробное изложение части Тидрек саги, содержащей известия об Илиасе Русском см. в приложении к работе Веселовского А.Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском. СПб., 1906, с. 131-187.

[2] Веселовский А.Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском. СПб., 1906, с. 14-18.

[3] Там же, с. 14-18.

[4] Веселовский А.Н. Русские и вильтины ... с. 25.

[5] Кузьмин А.Г. Западные традиции в русском христианстве // Введение христианства на Руси М., 1987 г. с. 45.

[6] Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1988, с. 129.

[7] Там же, с.129.

[8] Лавров П.А. Материалы к истории возникновения древнейшей славянской письменности // Великая Моравия, ее историческое и культурное значение. М., 1985, с. 277.

[9] Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М., 1975, с.137.

[10] Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI – XIII вв. М., 1987, с. 55

[11] Из саги о Тидреке Бернском // Веселовский А.Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском. СПб., 1906, с. 146