В предыдущей части нашего исследования мы пришли к выводу, что народные предания об Илье «христианине», принимавшем участие в крещении Руси, позволяют предположить, что исторический прототип нашего былинного героя жил в период первоначального распространения христианства на Руси, то есть в IX или X веке. К тому же времени, очевидно, относится время жизни одного из главных прототипов западноевропейских сказаний об Илиасе Русском, происхождение которых большинство исследователей выводят из русского цикла былин об Илье.
Имя Ильи-Илиаса из Руси встречается в южно-немецкой поэме ломбардского цикла «Ортнит», записанной в первой половине XIII в. и северогерманской саге о Тидреке (Дитрихе) Бернском, записанной в Норвегии в середине XIII в. [1]
Время действия саги относится ее автором к эпохе Великого переселения народов (IV-VI вв.). Союзники и главные герои саги – Тидрек Бернский и Аттила, король Гунналанда, имеют известных исторических прототипов – основателя остготского королевства Теодориха из рода амалов (ум. в 526 г.) и правителя гуннов Аттилу, жившего в V в. н.э.
Илиас из Руси в саге – сын русского князя Гертнита, владевшего Русью, Польшей, Венгрией, землей вилькинов и частью Греции. «У конунга Гертнита, - повествует сага, – было два сына от жены, старший звался Озантриксом, младший Вальдемаром, а третий сын, которого он имел от наложницы, звался Илиасом, был он муж мирный и приветливый». Перед смертью Гертнит разделил свои владения между сыновьями: старший, Озантрикс, стал королем вилькинов, младший, Вальдемар – королем Руси и Польши, Илья – ярлом греческим. После смерти Гертнита, сообщает сага, его сыновья вели кровопролитные войны с гуннами Аттилы и выступившим ему на помощь Тидреком. Война, шедшая с переменным успехом, закончилась неудачно для русских: Озантрикс и Вальдемар погибли в бою, гуннами были захвачены царство вилькинов, русские города Полоцк и Смоленск; ярл Илиас вынужден был сложить оружие. Аттила сохранил Илиасу жизнь и принял его в число своих мужей, сделав правителем Руси.
Немецкий исследователь Карл Мюлленгоф доказал, что имя «вилькинов» и их короля Вилькина происходит от названия племенного союза балтийских славян «вильцев», а исторической основой сюжета о войнах Тидрека с Озантриксом, королем вилькинов, являются столкновения балтийских славян с саксами[2]. Шведский ученый Густав Сторм, развивая взгляды Мюлленгофа, сопоставил отдельные эпизоды саги с известными историческими событиями, связанными с борьбой балтийских славян за свою независимость в X в. (походом германского императора Оттона III на датского короля Гаральда Блотанда и славян 972 г. и восстанием балтийских славян 983 г.) [3].
Объясняя появление в Тидрек-саге представлений о Руси, включавшей в свой состав Польшу, Венгрию и часть Греции, Сторм предположил, что за именем Вальдемара саги скрывается польский князь Болеслав I. Болеслав I, вместе со своим зятем Святополком в 1017 г. захватил Киев и поэтому, как считал Сторм, мог какое-то время считаться королем Руси и Польши. Однако гипотеза эта, как заметил А.Н. Веселовский, не объясняла, почему в данном случае Русь, а не Польша стояла на первом месте и выступала главным противником Аттилы и Тидрека.
Сам А.Н. Веселовский появление русского сюжета в немецких преданиях попытался объяснить влиянием на сагу событий, происходивших в первой половине XIII в. в Восточной Прибалтике. «Немецкие люди», бывавшие в Двинских землях и слышавшие там «старую сагу о вильтинах и русских», сказы о Владимире и Илье, полагал А.Н. Веселовский, могли дать им окраску недавних событий, происходивших в Двинских землях и связанных с вооруженной борьбой немцев и русских за контроль над Прибалтикой[4].
С этой точкой зрения, объясняющей появление «русского сюжета» в саге о Тидреке Бернском нельзя согласиться. Вилькины (вильтины) – одно из племен балтийских славян – вильцы, лютичи, обитавший в пространстве между Одером и Эльбой, на территории современной Восточной Германии. Нет оснований считать, что «немецкие люди» ездили знакомиться с преданием о войнах вильтинов и саксов за сотни верст от «театра военных действий», в отдаленную Двинскую землю, населенную неславянскими племенами ливов (латышей), не имевших с вильцами-лютичами ни этнической, ни территориальной близости.
Имя Ильи из Руси встречается также в южно-немецкой поэме Ортнит, записанной в начале XIII в., а значит было известно «немецким людям» еще в XI или XII в., еще до начала пограничных столкновений русских и немцев в Прибалтике. Трудно поверить в то, что современные для автора саги действия ордена меченосцев в Прибалтике могли стать основой для формирования важнейшего сюжета саги о древних временах, Тидреке и Аттиле, внести столь заметные изменения в мифоисторическую картину северо-германского эпоса, изобретя сюжет о крушении Русской империи, якобы существовавшей в эпоху Владимира и Илиаса из Руси.
Между тем, исследователями саги был обойден внимания тот факт, что сообщение саги о существовании Русской «сверхдержавы» не противоречит историко-географическим представлениям, существовавшим в XIII-XVI вв. Средневековый геораф XIII в. Вениамин Тудельский полагал, что Русь – «большая империя, раскинувшаяся от ворот Праги до ворот Киева, большого города, на окраине этой империи». Польский историк XVI в. Мацей Стрыйковский утверждал, что в X в. Киевский князь Владимир, «перейдя Дунай, подчинил многие земли, в том числе Сербию и Хорватию, принадлежавшую ранее царям Греции» [5].
Представления о «Русской империи» были очевидно во многом основаны на смешении политической географии Руси X-XI в. и Великой Моравии IX в. Так «Хроника всего света» Мартина Бельского и Хронограф Западнорусской редакции наоборот сообщают о Моравской империи, включавшей в IX в. земли русского государства: «Святоплуг, моравский король ... в то время держал русские земли» [6]. Чешская хроника Пулкавы конца XIV в. включает в состав Моравии времен Святополка «Полонию и Русию» [7]. А.Г. Кузьмин обратил в свое время внимание на то, что русскими книжниками моравские князья воспринимались как одни из русских. Русский список XVII в. Пространного жития Кирилла Философа списанный с сербского списка, хранившегося в монастыре на Афоне, содержит своеобразную титулатуру моравских князей: «Ростислав бо и Святополк князь Моравский и Туровский и всей России» [8].
Государство Великая Моравия во второй половине IX в. действительно в ключало в свой состав земли Чехии, современной Южной Польши (Повисленье с Краковым) Венгрию, возможно западные окраины Древнерусского государства (в границах конца X – начала XI в.). Распад этого государства наметился в конце IX в. под влиянием внутренних причин, в начале X в. смертельный удар ему был нанесен в ходе нашествия венгерских племен.
В Средние века венгры, как и другие кочевые народы заселявшие некогда Паннонию ошибочно отождествлялись жившими там в V в. н.э. гуннами. Автор X в. Видукинд Корвейский писал: «Авары, как полагают некоторые, являются остатками гуннов. Гунны вышли из готов, а готы, как повествует Иордан, вышли с острова по названию Сульце». Далее этот же автор поясняет свою точку зрения: «авар, которых мы называем венграми» [9]. В XIII в. держалось мнение, что угры (венгры) – прямые потомки гуннов, вернувшиеся в свое отечество после многих скитаний. Вождем венгров иногда даже признавался известный предводитель гуннов Аттила. Так автор «Великой хроники о Польше, Руси и их соседях» сообщает, что угры – это славянское племя вкранов. «После того, как готы ради ограбления народов вышли с островов Сканца и Готальрик, и в их собственных жилищах их стали притеснять и причинять неприятности, венгры вместе с женами и детьми решили вернуться в земли паннонцев откуда они родом и навсегда решили там поселиться... Их король Тила, который в сочинениях именуется Аттила, придя в Паннонию, решил установить там постоянное местопребывание» [10].
О «втором пришествии гуннов» в свое отечество в Гунналанд) по сути дела сообщает и автор Тидрек-саги. Аттила в саге, выйдя из Фризии, захватывает столицу Гунналанда Вилькинаборг, принадлежавшую королю гуннов Мелиасу и его зятю Озантриксу. В IX - конце X в. Гунналанд саги, то есть область Паннония (Венгерская низменность) являлась частью государства Великая Моравия, столицей которого был город Велиград (Великий град). Различные варианты названия столицы Мелиаса (Villcinaborg, Valterborg, Villeraborg) [11]. есть перевод на германское наречие славянского «Велиград».
Полагаю, что войны гуннов и русских саги, на самом деле есть мифологизированные и приуроченные к эпохе Великого переселения народов события X века. События эти (войны венгров и славян, крушение общеславянской Великоморавской, в саге Русской империи) совпали по времени с германским наступлением на славянские территории в Прибалтике в IX - X вв. Авторы древних песен восприняли эти события во взаимной связи, придав поражению отдельных славянских племен и народов глобально-исторический характер.
В какой связи при этом оказался задействован образ Илиаса из Руси, заимствованный в сагу из южно-германского эпоса мы попытаемся объяснить в последующих главах. |