"Сорок один позднеэлладский череп, датируемый промежутком с 1500 до 1200 г. до н.э. и происходящий опять же из Арголиса, может включать и черепа "божественных" завоевателей. Среди них одна пятая часть брахицефальна, и, очевидно в основном принадлежит к кириотскому динарскому типу. Из длинноголовых черепов значительное количество являются большими и имеющими более отчетливые отметки, а меньшая часть относится к средиземноморскому типу. Сходство с северными типами и особенно со шнуровиками видно даже сильнее, чем раньше. Это усиление неминойских черт может быть связано с прибытие предков гомеровских героев.
Этот образ несет нас через весь бронзовый век."
"Греческая литература и искусство предоставляют изобилие свидетельств о пигментации и характерных лицевых чертах древних обитателей Эллады. Олимпийские боги, предки полугероев, по большей части части были светловолосыми, с голенями цвета слоновой кости и золотыми волосами. У Афины были синие глаза, однако Посейдон был черноволос. Если верить Гомеру, эти боги не сильно отличались от своих потомков, большинство из которых имели белую кожу и золотистые волосы.
У вестника Одиссея Эврибата была смуглая кожа и вьющиеся волосы; сын Ахилла Неоптолем был рыжим, и возможно его мать была брюнеткой. Спартанцев описывали как светловолосых, а в 5 веке афинянки в поисках светлого идеала красили волосы в золотисто-желтый цвет при помощи трав. Расписывавшие вазы художники с 6 по 4 век до н.э. могли различать светлый и темный цвет условными видами глазури и применяли это различие для представления как живых моделей, так и героев.
Греческая терминология включала как названия голубых и карих глаз, а так же зеленых (цвет оливкового листа); в цвете кожи выделяли розовость, бледность, напоминавшую сливочный сыр или кожу незрелых яблок, цвет меда и темный цвет. Финикийским торговцам и смуглым морякам других национальностей было дано имя "phoinix" - это цвет сравнивали с цветом зрелого финика или гнедой лошади. Таким образом, как в греческом обществе, так и за его пределами можно было найти все варианты пигментации, известные современным европейцам."
"В общем, по портретам афинян и глиняным маскам спартанцев можно составить впечатление, что они напоминали современных западных европейцев. Однако это сходство становится менее отчетливым в искусстве Византии, где более часты современные ближневосточные лица"
Но это уже поздний период.
Вот что Кун пишет про более ранний, в котором так же присутствовал нордический элемент.
"двадцать пять среднеэлладских черепов представляют период после пришествия шнуровиков или "населения курганов" с севера и во время захвата власти минойскими завоевателями с Крита. Из них 23 происходят из Азии, а два из Микен. Не стоит и говорить, что население этого времени было в большой степени смешанным. Только два черепа брахицефальны; оба они мужские, и оба связаны с очень низким ростом. Один из них средней величины, с высоким сводом, узким лицом и узким носом; другой - хамеринный и с очень широким лицом. Видимо, они представляют собой два разных широкоголовых типа, оба из которых, вероятно, можно найти в Греции и сегодня.
Длинноголовый тип не является единым: некоторые черепа с большими сводами и сильно выраженными надбровными дугами, с глубокими выемками в области переносья напоминают тип неолетических долихоцефалов - как тип длинных курганов, так и шнуровиков. Фюрст считает, что большое их количество очень похоже на поздненеолитические черепа из Скандинавии примерно равного возраста...
...остальные длинноголовые черепа, которые вероятно, более точно представляют основную массу среднегреческого населения, принадлежат к типу с высоким носом и слабо выступающим костям черепа, знакомому по Криту и Малой Азии той же самой эпохи. Они так же низкого роста, в то время как несколько экземпляров большеголового типа, как и ожидалось выше."

Аристотель

Эсхил

Еврипид

Гомер

Солон

Теофраст
Этот образ несет нас через весь бронзовый век."
"Греческая литература и искусство предоставляют изобилие свидетельств о пигментации и характерных лицевых чертах древних обитателей Эллады. Олимпийские боги, предки полугероев, по большей части части были светловолосыми, с голенями цвета слоновой кости и золотыми волосами. У Афины были синие глаза, однако Посейдон был черноволос. Если верить Гомеру, эти боги не сильно отличались от своих потомков, большинство из которых имели белую кожу и золотистые волосы.
У вестника Одиссея Эврибата была смуглая кожа и вьющиеся волосы; сын Ахилла Неоптолем был рыжим, и возможно его мать была брюнеткой. Спартанцев описывали как светловолосых, а в 5 веке афинянки в поисках светлого идеала красили волосы в золотисто-желтый цвет при помощи трав. Расписывавшие вазы художники с 6 по 4 век до н.э. могли различать светлый и темный цвет условными видами глазури и применяли это различие для представления как живых моделей, так и героев.
Греческая терминология включала как названия голубых и карих глаз, а так же зеленых (цвет оливкового листа); в цвете кожи выделяли розовость, бледность, напоминавшую сливочный сыр или кожу незрелых яблок, цвет меда и темный цвет. Финикийским торговцам и смуглым морякам других национальностей было дано имя "phoinix" - это цвет сравнивали с цветом зрелого финика или гнедой лошади. Таким образом, как в греческом обществе, так и за его пределами можно было найти все варианты пигментации, известные современным европейцам."
"В общем, по портретам афинян и глиняным маскам спартанцев можно составить впечатление, что они напоминали современных западных европейцев. Однако это сходство становится менее отчетливым в искусстве Византии, где более часты современные ближневосточные лица"
Но это уже поздний период.
Вот что Кун пишет про более ранний, в котором так же присутствовал нордический элемент.
"двадцать пять среднеэлладских черепов представляют период после пришествия шнуровиков или "населения курганов" с севера и во время захвата власти минойскими завоевателями с Крита. Из них 23 происходят из Азии, а два из Микен. Не стоит и говорить, что население этого времени было в большой степени смешанным. Только два черепа брахицефальны; оба они мужские, и оба связаны с очень низким ростом. Один из них средней величины, с высоким сводом, узким лицом и узким носом; другой - хамеринный и с очень широким лицом. Видимо, они представляют собой два разных широкоголовых типа, оба из которых, вероятно, можно найти в Греции и сегодня.
Длинноголовый тип не является единым: некоторые черепа с большими сводами и сильно выраженными надбровными дугами, с глубокими выемками в области переносья напоминают тип неолетических долихоцефалов - как тип длинных курганов, так и шнуровиков. Фюрст считает, что большое их количество очень похоже на поздненеолитические черепа из Скандинавии примерно равного возраста...
...остальные длинноголовые черепа, которые вероятно, более точно представляют основную массу среднегреческого населения, принадлежат к типу с высоким носом и слабо выступающим костям черепа, знакомому по Криту и Малой Азии той же самой эпохи. Они так же низкого роста, в то время как несколько экземпляров большеголового типа, как и ожидалось выше."

Аристотель

Эсхил

Еврипид

Гомер

Солон

Теофраст