ГОЛОС СТОЛЕТИЯ
Знаменитую норвежскую оперную певицу Кирстен Флагстад (1895–1962) называют голосом столетия. Она дебютировала на сцене Национального театра Норвегии в 1913, а мировая слава пришла к ней после исполнения главной партии в «Валькирии» Вагнера в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке в 1935 году. С тех пор ее именуют «вагнеровским сопрано».
Kirsten Flagstad - Grieg Solvieg's Song from Peer Gynt (1929)
Крестная мать норвежской оперы
Знаменитая примадонна «Метрополитен» Фрэнсиз Альда, выступавшая почти со всеми крупнейшими мастерами мировой оперной сцены, говорила: «После Энрико Карузо я знала только один истинно великий голос в опере наших дней — это сопрано Кирстен Флагстад».
А для норвежцев Флагстад – еще и крестная мать национальной оперы. После окончания собственной певческой карьеры она стала первым директором Норвежской оперы (1958). На эту должность было подано 20 заявок, но ни одна не была принята, зато должность предложили Кирстен Флагстад – и она ответила согласием, но при этом отказалась от денежного вознаграждения за свою работу и из собственных денег стала выплачивать зарплату пяти приглашенным оперным певцам и оркестру. Она всегда следовала своему принципу, высказанному в одном из интервью: «Бессмертие художника ничего для меня не значит. Слава и известность – всего лишь пустые слова. Человек делает то, что может».
Норвежская опера всегда помнит и чтит своего первого директора. В декабре начались юбилейные торжества, которые продлятся целый год.
7 декабря – день памяти Кирстен Флагстад (07.12.62 великая пивица скончалась), и с 7 по 9 декабря Норвежская опера не только организовала несколько концертов в честь великой певицы, но и посвятила ее памяти «Щелкунчика», который был дан на сцене театра 7 декабря.
В 2013 году исполняется сто лет со дня дебюта Флагстад на сцене Национального театра (12.12.1913). Кроме того, в 2012 году отмечалось и 80 лет со дня первого исполнения Флагстад партии Изольды в вагнеровской опере «Тристан и Изольда». Эта партия стала не только любимой ролью певицы, но и одновременно ее визитной карточкой.
Официальное же открытие Года Флагстад произойдет 18 апреля в Национальном театре. Тогда же откроется и передвижная выставка в Национальной библиотеке, а в Доме литераторов в Осло встретятся ее биографы, которым есть что обсудить, поскольку биография певицы драматична и полна неожиданных поворотов, поистине трагических событий и несправедливых обвинений в пособничестве нацистам, которые были сняты лишь в последнее десятилетие.
Каждый год в Хамаре проходит фестиваль Кирстен Флагстад. В будущем году он пройдет не только в родном городе певицы с 10 по 16 июня, но и продолжится на сценах Рингсакера и Кристиансанда.
Вагнеровское сопрано
Флагстад считали и до сих пор считают лучшим вагнеровским сопрано, а это – не только большая честь, но и колоссальный труд, поскольку соответствовать требованиям гения не так просто!
А у Рихарда Вагнера была собственная концепция театрального действа: музыка, поэтическое слово и элементы поведения на сцене, непосредственно связанные в его представлении с искусством танца, образуют единое целое. Каждое движение певца-актера в новой вагнеровской опере неслучайно, а подчинено замыслу автора – драматурга и композитора. Певец должен все время быть включенным не только в музыкальное действо, но и в драматургический процесс. Он обязан уметь быстро переключаться от лирики к действию, что в старой опере соответствовало речитативу и арии. Сам Рихард Вагнер так формулировал «принцип поведения» певцов на сцене: «Великие ноты рождаются сами по себе, но вся суть в малых нотах и в слове. Никогда не надо обращаться к публике, но всегда следует искать поддержки в партнере, в монологах смотреть вверх или вниз и никогда не устремлять взгляд прямо перед собой».
Воплотить в жизнь такие революционные для своего времени принципы было невероятно сложно для оперных певцов. Однако считалось, что многие сопрано с поистине божественными голосами «приблизились» к высокому искусству Вагнера (например, Марта Фукс, сестры Анни и Хильда Конецни), но все они ушли в тень, когда «летом 1934 года на сцену [Байрейтского «национального театра», созданного Вагнером] вышла Кирстен Флагстад в роли Зиглинды. За год до этого события на нее вообще не обращали внимания и ангажировали только на второстепенные роли, - писал известный немецкий музыкальный критик Курта Хонолка . - Правда, она слыла выдающейся норвежской Изольдой — но какую роль играла тогда Норвегия в мировом оперном параде? Сенсационная весть из Байрейта с быстротой молнии облетела вокруг земного шара, и вскоре Лондон, «Метрополитен-Опера» и Вена единодушно признались, что с незапамятных времен не видели вагнеровскую героиню такого масштаба.
Самое удивительное при этом заключалось в том, что Кирстен Флагстад пела на сцене вот уже пятнадцать лет и, кроме местных патриотов в Осло, ее никто не знал. Она родилась в 1895 году и выросла в доме, где царила музыка: отец был дирижером, а мать — пианисткой. На родине Флагстад долго пробивала себе дорогу в операх и опереттах. Партия Нури в опере Эжена д'Альбера «Долина» на тот момент являлась самой сложной из ее ролей.
Подумать только, самая величественная дочь Вотана, которая когда-либо стояла на сцене, приплясывала раньше как субретка на опереточной равнине! Я вспоминаю об одних гастролях Флагстад в роли Валькирии сразу после первых триумфов в Америке. Брунгильда была такого роста, какой можно представить у женщины германского племени из детской книги с картинками, с классическим северным профилем. Ее голос посылал звук почти сверхчеловеческой силы и увенчивал знаменитое «Хойотохо» в момент выхода актрисы каким-то удивительным природным явлением — верхним «до».
Но это был только украшающий венец, необычайная сила воздействия актрисы ни в коем случае не исчерпывалась в звуке. В сцене, когда Валькирия получает известие о смерти Зигмунда, торжественное волнение, окутанное темным бархатом необычайно мягкого среднего регистра; глубокое чувство, которое пронизывает каждую фразу, каждое слово; скромная, не экзальтированная манера себя подать, не выходя из образа, — все это сливается в гармонии, совершеннее которой нельзя себе представить. Через двадцать лет, когда Зальцбургский фестиваль вновь стал событием мирового значения, на репетициях «Фиделио» можно было видеть, как одна тучная пожилая дама неторопливо вязала пуловер. Какое-то время спустя она появилась на сцене «стройным юношей», платье которого трещало по швам. Однако, несмотря ни на что, именно этот Фиделио в исполнении Флагстад запомнился как один из самых потрясающих триумфов Бетховена и, возможно, даже как абсолютная вершина последних фестивальных лет. Захватывающе монументальный голос Флагстад сохранил прежнее очарование, люди закрывали глаза и внимали ее пению словно откровению, испытывая благодарность искусству пения и драматической игры, чью самую возвышенную сторону она явила миру как ни одна другая исполнительница.
Тогда она уже удивила всех неожиданным возвращением на сцену, продолжением карьеры, прерванной из-за войны. Концертный зал и современная долгоиграющая пластинка открывали перед Флагстад новое поле деятельности. Впрочем, пришло время, когда ей пришлось «одолжить» у своей более молодой коллеги Элизабет Шварцкопф верхнее «до». Казалось, Флагстад не в состоянии расстаться с пением. Она дала действительно последний прощальный вечер, и, восхищаясь шестидесятитрехлетней женщиной, которая пела почти исключительно по-немецки, публика огромного «Карнеги-Холла» в Нью-Йорке была вынуждена взорваться овациями. Критика подтверждала это: «Кирстен Флагстад может прощаться и возвращаться опять и опять, не снижая артистических достижений и кассовых сборов».
В конце концов состоялся самый последний концерт. Кирстен Флагстад стала директором новой Национальной оперы в Осло. Для открытия сезона она избрала именно «Долину» д'Альбера — одну из немецких опер, действие которой происходит в Испании, и этот выбор был, конечно, связан с сентиментальными воспоминаниями о первой большой роли.
С тех пор не нашлась еще достойная наследница Флагстад в амплуа вагнеровской героини высокого стиля». (Цитата по classic-music.ru).
Наталия Будур
Послушать записи великой певицы можно здесь:
en Flagstad sings Senta's Ballade "Johohoe! Traft ihr das Schiff im Meere an"
KIRSTEN FLAGSTAD "Ove son...Ombre, larve,compagne" Alceste
Kirsten Flagstad "Cacilie" by Strauss
KIRSTEN FLAGSTAD "OREST.....OREST" FROM ELEKTRA
Много записей в YouTube:
Текст: