Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

воскресенье, 6 октября 2013 г.

"Итальянская культура в контексте Европейской цивилизации"

Оригинал взят у ultima_cruzado в "Итальянская культура в контексте Европейской цивилизации"





Храмы эпохи поздней Римской республики и Империи, средневековые соборы Ломбардии, творения флорентийских художников и Сикстинская Капелла – итальянская материальная культура, развивающаяся на протяжении столетий, смогла стать одним из фундаментальных элементов в Западной цивилизации.

Но материальная культура является лишь внешним проявлением тех процессов, которые происходят в социуме. Собственно, речь пойдёт, как раз, об антропологическом факторе развития итальянской материальной культуры.

В эпоху Римской республики, а также позднее, в период Империи, Италия как метрополия смогла впитать в себя все наилучшие составляющие элементы римской материальной культуры. В Античности центром культурного развития италийского региона была Центральная и Южная Италия: старые города Этрурии, Рим и города Кампании. В раннем Средневековье центр тяжести сместился в Центральную и Северную Италию: Флоренция, Пиза, Равенна, папский Рим, Генуя, Венеция и Милан. Здесь пересеклись дороги между Севером и Югом, Западом и Востоком. С севера этот регион испытал германское влияние, которое выразилось, в первую, очередь в покровительстве германских правителей. С Востока шло влияние Византии, последней наследницы Рима. Через крупные торговые города (Венецию, Геную и т.д.) «текли» немногочисленные технологии арабов и персов, а сами древнеиталийские земли всё еще хранили, пускай и незначительные, остатки былого римского величия.

Высокое Средневековье стало периодом синтеза всех этих элементов, конечным результатом которого стало начало эпохи Ренессанса. Но это было не просто начало возрождение римской старины, а новый расцвет Европейской цивилизации.

Эпоха Ренессанса начинается в конце XIV – начале XV веков, но предтечу стоит искать в более ранние эпохи…В конце XI века произошло переломное событие в истории Европы – был основан Болонский университет. Европа, в том числе и византийская метрополия, не имела аналогов подобному центру научного и культурного развития, за исключением отдельных монастырских комплексов. Не имел аналогов и тогдашний арабский мир, слишком романтизированный некоторыми историками современности.




Болонский университет возник на базе школ изучения классического римского права, но в XII веке это заведение превратилось и центр изучения античной философии, истории, риторики и других наук. Период XII-XIV веков стал этапом расцвета идей возрождений римских древностей – философы-самоучки, архитекторы, поэты-странники, переписчики книг и исследователи римского права были воодушевлены идеей Римского мира, воплощавшего для них идеал мироустройства. Романтизация и превознесение римского наследия стали толчком для развития науки и культуры.

Более или менее адекватной датой начала эпохи Ренессанса можно назвать (если это корректно) 1386 год – т.е. начало строительства Миланского собора. Большинство исследователей относят изначальную структуру собора к «пламенеющей готике». Несмотря на то, что готический стиль зародился в германских землях и по форме и содержанию отражал именно сущность «германской души», в XIII-XIV веках имело место сильное влияние данного стиля в романских странах.
«Пламенеющая готика», популярная в эту эпоху в Северной Италии, Франции, Испании и Португалии, представляет собой вариант романской адаптации готики – здесь изначальная готическая форма восприняла многочисленные романские элементы. «Душа» романских народов не могла воспринимать христианство сквозь призму германского практизицма, результатом чего является поиск ярких красок и самой страсти, не столь характерной для германцев. Христианство, в его проявлениях, характерных для романских стран, восприняло немало архаичных хтонических и дионисических элементов.
Но Миланский собор бессмысленно сравнивать с французскими, португальскими и испанскими храмами эпохи Высокого Средневековья. Строительство собора было завершено лишь в начале XIX века – в период экспансии Наполеона. Весь же период с конца XIV по начало XIX вв. представляет собой непрерывный генезис структуры храма – многие его элементы появились позднее, многие были пересмотрены и переделаны. Собор отразил собой дух разных эпох, он отобразил собой и саму историю становления не только собственно итальянской, но и европейской культуры в целом. Но, несмотря на всё это, строительство собора, в первую очередь, связано с эпохой Ренессанса.

Миланский собор:









Кардинальном новым же архитектурным творением, технологии и стиль создания которого поставили чёткую между Средневековьем и эпохой Ренессанса, стал собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – грандиозное сооружение, ставшее символом как самого города, так и эпохи. Собор был заложен ещё в конце 13 века и по смысловой нагрузке должен был стать аналогом собора Парижской Богоматери, т.е. не просто культовым сооружением, а воплощением самого по себе социума. Вплоть до 1380 года шли практически непрерывные работы по строительству собора, единственной проблемой которого стало создание купола.
Работы над куполом возобновились лишь в 1420 году, при реализации проекта архитектора Филиппо Брунеллески. На тот момент этот человек уже был известен своими проектами общественных и культовых сооружений во Флоренции. Проект же купола собора стал великолепной импровизацией и экспериментом, нежели закономерностью.
Купол, созданный по плану Брунеллески, представляет собой циклопическое сооружение, диаметром 42 метра, на сооружение которого ушло более 16 лет. Вес конструкции составляет 37 тыс. тонн, а сама конструкция состоит из более, чем 4 миллионом блоков. Во время строительства были использованы механизмы, созданные по плану самого Брунеллески, и не имеющие средневековых аналогов. Купол был покрыт полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного и розового цветов с белой каймой. Эта цветовая гамма смогла предопределить разнообразие эффектов, создаваемых куполом в разную погоду, а также на рассвете или на закате. Изнутри купол был украшен росписями, буквально отражающими собой восприятие христианских небес романскими народами.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Фасад (несколько раз был переделан):



Купол:



Вид собора с разных ракурсов и элементы экстерьера:













Интерьер собора:







Внутренняя роспись купола:





Скульптурное изображение самого Брунеллески:



Эпоха, с которой сопряжено начало строительства флорентийского собора, представляет собой не просто попытку возродить былое римское величие. Это начало того нового периода расцвет, к которому незаметно подошло население Европы…

В XV в. немец Иоганн Гуттенберг сделал одно из важнейших событий в европейской истории – печатный станок. Книгопечатание в довольно короткий срок смогло сломить монополию монастырей на переписывание книг, что стало новым толчком для развития. Книги, раннее доступные лишь для духовенства, ныне стали доступными для земельной знати и богатых мещан, а университеты смогли создавать свои собственные библиотеки. Помимо всего прочего, сбылась давняя мечта идеологов романского Ренессанса – стало возможным быстрое и относительно недорогое воспроизведение и распространение античной литературы, а также письменных трудов, созданных на волне возрождения.

На смену раннехристианской табуизации превознесения всех сфер человеческой деятельности, пришел антропоцентризм. Теперь центром Вселенной является именно человек, как наилучшее творение Бога.

Антропоцентризм не просто восхвалял наилучшие человеческие качества, это уже было новое мировоззрение.
Одним из творений эпохи Ренессанса, олицетворяющим собой человека как идеал, является «Витрувианский человек» - рисунок Леонардо да Винчи:



Это не просто набросок, а схема, отображающая идеальные пропорции человеческого тела:

«Кисть составляет четыре пальца; ступня составляет четыре кисти; локоть составляет шесть кистей; высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти); шаг равняется четырём локтям; размах человеческих рук равен его высоте; расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты; расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты; расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты; максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты; расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты; расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты; длина руки составляет 2/5 его высоты; расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица; расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица; длина ушей 1/3 длины лица»

Хотя не стоит воспринимать это буквально, так как здесь речь идёт не просто о физическом идеале, а о физическом выражении духовного идеала.


Другим характерным примером итальянского Ренессанса является Сикстинская Капелла – римская церковь, построенная в 1473-1481 годах по заказу по заказу папы римского Сикста IV. Это уже было классическое культовое строение эпохи Ренессанса, являвшееся не толчком к новому развитию, а именно результатом оного. Но, в то же время, Сикстинская Капелла также смогла стать одним из символов эпохи.
В 1481 году сразу после завершения строительства начало художественное оформление внутреннего убранства капеллы. В росписи внутренних стен капеллы принимали участие выдающиеся творцы эпохи: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Россели. К тому же в разные периоды над проектом принимали участие менее выдающиеся личности, в том числе и ученики более знаменитых живописцев.

Росписи стен Сикстинской капеллы:

Выполненные Козимо Росселли:




Выполненные Сандро Боттичелли:




Выполненные Пьетро Перруджино:




Выполненные Джиакомо Гиарландайо:



Стоит отметить, что основная масса работ было выполнена Козимо Россели и Сандро Боттичелли, предопределив дальнейшее развитие художественного цикла в росписи капеллы.


Несколько портретов Сандро Боттичелли:




Но, конечно же, не стоит забывать и то, что без такого творца, как Микеланджело Буонаротти, Сикстинская капелла отражала бы гораздо меньшую художественную ценность. В 1508-1512 годах Буонаротти занимался росписью потолка, создав одно из величайших произведений искусства эпохи Ренессанса.

Общий вид потолка и его схема:




Отдельные элементы росписи потолка:









Помимо всего прочего, через несколько десятилетий, Микеланджело реализовал план росписи алтарной стены:



Микеланджело Буонаротти не был столь всесторонне развитым человеком как Леонардо да Винчи, но в плане изобразительного искусства ему удалось стать не менее выдающимся творцом.
Не останавливаясь на всём творчестве Микеланджело – наиболее выдающимся его творением является «Давид».



Это творение является не просто символом Флоренции. Пятиметровая статуя, вырезанная из цельной глыбы мрамора, отображает не просто библейского персонажа - это воплощение человеческого гения и самой идеи антропоцентризма.

В контексте итальянского Ренессанса, также стоит отметить собор Санта Мария делла Грация в Милане:



Знаменитая фреска "Тайная вечеря" (Леонардо да Винчи), украшающая интерьер храма:
В совокупности, Ренессанс сыграл решающую роль в становлении Западной цивилизации в её классическом варианте, так именно этот период связан с синтезом многочисленных романских и германских элементов, с влиянием романтизированного византийского наследия. То, что эта эпоха началась в городах Центральной и Северной Италии, связано с их особым как географическим, так и культурным положением на перекрестке между Севером и Югом, Западом и Востоком...