Ученые из университета Эмори обнаружили, что выключение гена RGS14 активизирует загадочную область мозга, которая считалась относительно неизменяемой. Мыши с отключенным геном RGS14 способны лучшезапоминать объекты и перемещаются в лабиринтах быстрее, чем обычные особи. Данный факт говорит о том, что RGS14 влияет на память и некоторые формы обучения.
Ген RGS14 в первую очередь активизирует область CA2 в гиппокампе. Она известна ученым уже много лет и отвечает за накопление новых знаний и формирование воспоминаний. Однако CA2 находится вдали от областей мозга, которые интересуют ученых, и на данный момент ее роль не изучена.
Считается, что гиппокамп изучен хорошо. Он расположен в глубине височных долей мозга и является основной структурой лимбической системы, которая отвечает за эмоционально-мотивационное поведение. Гиппокамп используется для хранения и обработки информации о текущих событиях и положении в пространстве. Без "исправного" гиппокампа невозможно найти дорогу домой или определить кратчайший маршрут. Гиппокамп регулирует распределение всех поступающих потоков информации и создает условия для образования следов памяти. Известно, что некоторые части гиппокампа участвуют в процессе долговременной потенциации, которая отвечает за адаптацию нервной системы к изменяющимся условиям внешней среды. Это основа механизмов памяти и обучения новым навыкам. CA2 отличается от других областей гиппокампа тем, что она устойчива к долговременной потенциации. Также нейроны в CA2 способны выжить после серьезной травмы или инсульта, в отличие от большинства нервных клеток гиппокампа. Так, при травме мозга, когда человек получает амнезию забывает даже свое имя, он тем не менее сохраняет способность ориентироваться в пространстве, пользоваться предметами и реагировать на происходящее. Считается, что именно гиппокамп способствует концентрации внимания наважных в тот момент вещах. Надо отметить, что при амнезии человек легко обучается и опять начинает полноценную жизнь, а при травме гиппокампа он часто неспособен вспомнить простейшие, только что совершенные действия, например, найти дорогу даже на расстоянии в несколько сот метров.
RGS14 у людей обнаружили более десяти лет назад, но только сейчас профессор фармакологии Джон Хеплер и его коллеги показали, что RGS14 белок может регулировать несколько молекул, участвующих в обработке различных типов сигналов в мозге, которые, как известно, важны для обучения и памяти. Они считают, что RGS14 является одним из ключевых белков, управляющих этими сигналами.
Для изучения функций RGS14 его отключили с помощью технологии направленного воздействия. После этого ученым осталось только смотреть, как область CA2 генномодифицированных мышей отвечала на электрическую стимуляцию.
Ученые были удивлены, обнаружив, что у мышей с отключенным геном RGS14 область CA2 способна на надежную долговременную потенциацию. Кроме того, мыши стали гораздо лучше распознавать объекты и легче находить путь в лабиринте, ориентируясь на визуальные подсказки. Фактически ученым удалось включить "нештатный" режим работы гиппокампа, что дало мышам сверхспособности.
"Самый большой вопрос, который ставит это исследование: почему мы и мыши имеем ген, делающий нас менее умными? - задается вопросом Джон Хеплер. - Думаю, мы не видим полную картину. RGS14 может быть ключевым геном контролирующим процессы, важные для равновесия обучения и памяти".
Отсутствие RGS14, на первый взгляд, не принесло вреда мышам, хотя возможно, что исследователи пока не в состоянии определить негативное влияние на функции мозга. Джон Хеплер подчеркивает, что некоторые виды нейронов в CA2 погибают при шизофрении, эпилепсии, и потеря какого-либо гена этой области в принципе тоже может привести к изменению социального поведения. "Наша мечта - создать препарат, который подавляет RGS14 или отключает его, рассуждает Хеплер. - Тогда, возможно, мы могли бы выйти на невиданный уровень познавательных способностей".
Источник: dom-tehnika.ucoz.com