Оригинал взят у aldanov в Необычные церкви: норвежская церковь времен викингов и ее собратья.
В России, в самом деле, церкви и горели, и строились заново. Но все ж найдутся и свои довольно старые деревянные памятники шатрового стиля и найдется заметное подобие скандинавским церквям.
Деревянная церковка из села Бородава Вологодской области, год построения 1485
"Церковь Положения Риз Пресвятой Богородицы была поставлена в селе Бородава, на высоком мысу — «стрелке» у впадения в Шексну речки Бородавы, в 23 километрах от Ферапонтова монастыря, расположенного рядом с Бородаевским озером, из которого и вытекает речка Бородава".
Считается старейшей сохранившейся деревянной церковью в России. В настоящее время перенесена на территорию Кириллово-Белозерского монастыря. Ценна чистотой раннего стиля
Имеется только один памятник русского деревянного зодчества, вероятно более древний, чем бородавский храм, — это церковь Воскрешения Лазаря Муромского, построенная на северо-восточном берегу Онежского озера, перенесённая в 1959 году в Кижи, сооружённая, как ранее считалось, в конце XIV века. Но сейчас появились сомнения в возрасте. Но подобие с церковью из Бородавы заметное.
Правда, вскоре этот простой скромный стиль стал превращаться в нечто намного боле украшенное и богатое.
Церковь Рождества Богородицы из с. Передки 1531 года, Новгородская область, находится в музее деревянного зодчества в Витославице
Норвежская церковь 12 века в Польше - не совсем оригинал. Второй ярус и башенка - дополнение 19 века.
А в Швеции есть всего одна деревянная церковка 15 века, зато внешне почти копия церкви в Ванге и довольно большое подобие церкви в Бородаве, несколько меньшее церкви в Колодном. Последняя, собственно, также отличатся лишь более поздними надстройками.
Церковь в Хедаред, Швеция. По дендрохронологии построена в 1498-1503
Церковь в Колодном больше похожа на норвежскую церковь из Лустера. Впрочем, если судить по времени пероестроек церкви в Колодном, то образец для них мог быть только там же, в Закарпатье.
Церковь Орнес (Урнес) в Лустере, построена в 1130, считается самой старой деревянной церковью Норвегии, но она также прошла через ряд перестроек. Хотя древность многих деревянных частей удостоверена дендрохронологией и церовь стала памятником ЮНЕСКО.
Про церковь в Боргунде говорят, что это лучшая из 28 сохранившихся деревянных церквей в Норвегии, хотя, вероятно, она еще не самая старая из них (1180-1250), но ведь дерево столько не выдерживает, оно гниет. По крайней мере, снаружи. Так что боргундскую церковь неоднократно ремонтировали, и какое время она представляет больше, не совсем ясно. Но внутри есть там и рунические надписи, и образцы звериного стиля, так что кое-что сохранилось все же с самого начала ее строительства.
И в целом это яркое архитектурное явление, с которым есть, что сравнить, как с образцом.
И в целом это яркое архитектурное явление, с которым есть, что сравнить, как с образцом.
Внешний вид церкви
Американцам так понравилась эта церковь, что в Южной Дакоте в Рэпид Сити появилась точная копия церкви из Боргунда. Ну, оно и понятно, игра в историю.
Есть несколько церквей, которые можно сопоставить норвежскому памятнику, и тут самое ценное- подобие стилей, к примеру строительный план, структура помещений, многоярусный шатер.
Церковь Николая Чудотворца в Колодном, Закарпатская Украина.
Фрагмент росписи церкви в Колодном.
Церковь Николая Чудотворца в Колодном, Закарпатская Украина.
Фрагмент росписи церкви в Колодном.
Цитируем украинский источник: "Церковь Святого Николая построили в 1470 году в урочище Одаров и впоследствии перенесли на теперешнее место в село Колодное на Тячивщине. Церковь пережила несколько строительных этапов. Основные срубы церкви, которые являются самыми давними элементами, построены в XV веке из дубовых колод длиной 12 м. Немного позже (XVI-XVIII вв) появились: архаичное окошко на восточной стене за алтарем, похожее на цветок-крест, круглое окно на северной стене, квадратные окошки на боковых фасадах церкви, входной портал святыни. Во время реконструкции в XVI веке появился второй ярус. Крыша - уже другая эпоха - 1770-ые. Тогда же появилась галерея, а башня «отодвинулась» с центра церкви и получила выразительно баро´чный характер. Согласно с латинской надписью на плафоне, настенные росписи выполнил Антоний Вали в XVIII веке.
Церковь Святого Николая - достопримечательность государственного значения, ее считают жемчужиной деревянного церковного строительства Украины. Такие достопримечательности являются чрезвычайно ценными, поскольку остались они фактически лишь в Украине и Молдове. Несколько равноценных достопримечательностей есть в скандинавских странах".
Забавно написано, конечно. Россия с ее деревянными церквями не замечается в упор. Церковь 15 века содержит второй ярус 16-ого и крышу 18-ого, оформление и вовсе периода продвижения униатской религии, но "равноценны" этой церкви только что скандинавские образцы.В России, в самом деле, церкви и горели, и строились заново. Но все ж найдутся и свои довольно старые деревянные памятники шатрового стиля и найдется заметное подобие скандинавским церквям.
Деревянная церковка из села Бородава Вологодской области, год построения 1485
"Церковь Положения Риз Пресвятой Богородицы была поставлена в селе Бородава, на высоком мысу — «стрелке» у впадения в Шексну речки Бородавы, в 23 километрах от Ферапонтова монастыря, расположенного рядом с Бородаевским озером, из которого и вытекает речка Бородава".
Считается старейшей сохранившейся деревянной церковью в России. В настоящее время перенесена на территорию Кириллово-Белозерского монастыря. Ценна чистотой раннего стиля
Имеется только один памятник русского деревянного зодчества, вероятно более древний, чем бородавский храм, — это церковь Воскрешения Лазаря Муромского, построенная на северо-восточном берегу Онежского озера, перенесённая в 1959 году в Кижи, сооружённая, как ранее считалось, в конце XIV века. Но сейчас появились сомнения в возрасте. Но подобие с церковью из Бородавы заметное.
Правда, вскоре этот простой скромный стиль стал превращаться в нечто намного боле украшенное и богатое.
Церковь Рождества Богородицы из с. Передки 1531 года, Новгородская область, находится в музее деревянного зодчества в Витославице
Но вернемся к исхожным образцам. Есть норвежская деревянная церковь 1200 года из Ванга, Норвегия, купленная прусским королем Фридрихом IV (тогда еще принцем) в 1839 и перенесенная в Восточную Пруссию. За спасение церкви, которую норвежцы пытались пустить на слом, боролся художник Йохан Христиан Даль. Первоначально церковь из Норвегии хотели восстановить в Потдаме, но потом собрали в Карпаче, Силезия. И после войны церковь оказаась в Польше, потому что Восточная Пруссия стала ее частью.
Пока церковь собирали, ее еще и немного перестроили, внешне приблизив к церкви в Боргунде
Пока церковь собирали, ее еще и немного перестроили, внешне приблизив к церкви в Боргунде
Норвежская церковь 12 века в Польше - не совсем оригинал. Второй ярус и башенка - дополнение 19 века.
А в Швеции есть всего одна деревянная церковка 15 века, зато внешне почти копия церкви в Ванге и довольно большое подобие церкви в Бородаве, несколько меньшее церкви в Колодном. Последняя, собственно, также отличатся лишь более поздними надстройками.
Церковь в Хедаред, Швеция. По дендрохронологии построена в 1498-1503
Церковь в Колодном больше похожа на норвежскую церковь из Лустера. Впрочем, если судить по времени пероестроек церкви в Колодном, то образец для них мог быть только там же, в Закарпатье.
Церковь Орнес (Урнес) в Лустере, построена в 1130, считается самой старой деревянной церковью Норвегии, но она также прошла через ряд перестроек. Хотя древность многих деревянных частей удостоверена дендрохронологией и церовь стала памятником ЮНЕСКО.
В общем-то, вполне вероятно, что у всех этих церквей был общий источник, некие здания, которые рубили викинги в ранний период. На Украине, кажется, стиль этот в некоторой степени законсервировался, а вот на севере Руси необычнайно эволюционировал, причем, если судить по церкви из села Передки, то это случилось уже в ранний период, в 16-17 вв.
Интересно было б послушать специалистов по деревянной архитектуре, насколько можно все же нащупывать по таким строениям связи, но они по этому и сходным интересным вопросам молчат, как партизане на допросе.
Интересно было б послушать специалистов по деревянной архитектуре, насколько можно все же нащупывать по таким строениям связи, но они по этому и сходным интересным вопросам молчат, как партизане на допросе.