Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 4 октября 2013 г.

Необычные церкви: норвежская церковь времен викингов и ее собратья.

Оригинал взят у aldanov в Необычные церкви: норвежская церковь времен викингов и ее собратья.
Про церковь в Боргунде говорят, что это лучшая из 28 сохранившихся деревянных церквей в Норвегии, хотя, вероятно, она еще не самая старая из них (1180-1250), но ведь дерево столько не выдерживает, оно гниет. По крайней мере, снаружи. Так что боргундскую церковь неоднократно ремонтировали, и какое время она представляет больше, не совсем ясно. Но внутри есть там и рунические надписи, и образцы звериного стиля, так что кое-что сохранилось все же с самого начала ее строительства.
И в целом это яркое архитектурное явление, с которым есть, что сравнить, как с образцом.
Внешний вид церкви

Интерьер

 Американцам так понравилась эта церковь, что в Южной Дакоте в Рэпид Сити появилась точная копия церкви из Боргунда. Ну, оно и понятно, игра в историю.

Резная панель из американского двойника.
Есть несколько церквей, которые можно сопоставить норвежскому памятнику, и тут самое ценное- подобие стилей, к примеру строительный план, структура помещений, многоярусный шатер.



Церковь Николая Чудотворца в Колодном, Закарпатская Украина.

Фрагмент росписи церкви в Колодном.
Цитируем украинский источник: "Церковь Святого Николая построили в 1470 году в урочище Одаров и впоследствии перенесли на теперешнее место в село Колодное на Тячивщине.  Церковь пережила несколько строительных этапов. Основные срубы церкви, которые являются самыми давними элементами, построены в XV веке из дубовых колод длиной 12 м. Немного позже (XVI-XVIII вв) появились: архаичное окошко на восточной стене за алтарем, похожее на цветок-крест, круглое окно на северной стене, квадратные окошки на боковых фасадах церкви, входной портал святыни. Во время реконструкции в XVI веке появился второй ярус. Крыша - уже другая эпоха - 1770-ые. Тогда же появилась галерея, а башня «отодвинулась» с центра церкви и получила выразительно баро´чный характер. Согласно с латинской надписью на плафоне, настенные росписи выполнил Антоний Вали в XVIII веке.
Церковь Святого Николая - достопримечательность государственного значения, ее считают жемчужиной деревянного церковного строительства Украины. Такие достопримечательности являются чрезвычайно ценными, поскольку остались они фактически лишь в Украине и МолдовеНесколько равноценных достопримечательностей есть в скандинавских странах".
Забавно написано, конечно. Россия с ее деревянными церквями не замечается в упор. Церковь 15 века содержит второй ярус 16-ого и крышу 18-ого, оформление и вовсе периода продвижения униатской религии,  но "равноценны" этой церкви только что скандинавские образцы.

В России, в самом деле, церкви и горели, и строились заново. Но все ж найдутся и свои довольно старые деревянные  памятники шатрового стиля и найдется заметное подобие скандинавским церквям.


Деревянная церковка   из села Бородава Вологодской области, год построения 1485
"Церковь Положения Риз Пресвятой Богородицы была поставлена в селе Бородава, на высоком мысу — «стрелке» у впадения в Шексну речки Бородавы, в 23 километрах от Ферапонтова монастыря, расположенного рядом с Бородаевским озером, из которого и вытекает речка Бородава".
Считается старейшей сохранившейся деревянной  церковью в России. В настоящее время перенесена на территорию Кириллово-Белозерского монастыря. Ценна чистотой раннего стиля

Имеется только один памятник русского деревянного зодчества, вероятно более древний, чем бородавский храм, — это церковь Воскрешения Лазаря Муромского, построенная на северо-восточном берегу Онежского озера, перенесённая в 1959 году в Кижи, сооружённая, как ранее считалось, в конце XIV века.  Но сейчас появились сомнения в возрасте. Но подобие с церковью из Бородавы заметное.

Церковь Лазаря Муромского. Так конец 14-ого века или же начало 16-ого?

Правда, вскоре этот простой скромный стиль стал превращаться в нечто намного боле украшенное и богатое.

Церковь Рождества Богородицы из с. Передки 1531 года, Новгородская область, находится в музее деревянного  зодчества в Витославице
Но вернемся к исхожным образцам. Есть норвежская деревянная церковь 1200 года из Ванга, Норвегия,  купленная прусским королем Фридрихом IV (тогда еще принцем) в 1839 и перенесенная в Восточную Пруссию. За спасение церкви, которую норвежцы пытались пустить на слом, боролся художник Йохан Христиан Даль. Первоначально церковь из Норвегии хотели восстановить в Потдаме, но потом собрали в Карпаче, Силезия. И после войны церковь оказаась в Польше, потому что Восточная Пруссия стала ее частью.
Пока церковь собирали, ее еще и немного перестроили, внешне приблизив к церкви в Боргунде

Норвежская церковь 12 века в Польше - не совсем оригинал. Второй ярус и башенка - дополнение 19 века.


Так выглядела церковь в Ванге в  1841 году

А в Швеции есть всего одна деревянная церковка 15 века, зато внешне почти копия церкви в Ванге и довольно большое подобие  церкви в Бородаве, несколько меньшее церкви в Колодном. Последняя, собственно, также отличатся лишь более поздними надстройками.

Церковь в Хедаред, Швеция. По дендрохронологии построена в 1498-1503

Церковь в Колодном больше похожа на норвежскую церковь из Лустера. Впрочем, если судить по времени пероестроек церкви в Колодном, то образец для них мог быть только там же, в Закарпатье.

Церковь Орнес (Урнес) в Лустере, построена в 1130, считается самой старой деревянной церковью Норвегии,  но она также прошла через ряд перестроек. Хотя древность многих деревянных частей удостоверена дендрохронологией и церовь стала памятником ЮНЕСКО.
В общем-то, вполне вероятно, что у всех этих церквей был общий источник, некие здания, которые рубили викинги в ранний период.  На Украине, кажется, стиль этот в некоторой степени законсервировался, а вот на севере Руси необычнайно эволюционировал, причем, если судить по церкви из села Передки, то это случилось уже в ранний период, в 16-17 вв.
Интересно было б послушать специалистов по деревянной архитектуре, насколько можно все же нащупывать по таким строениям связи,  но они  по этому и сходным интересным вопросам молчат, как партизане на допросе.