Вирус Эбола представляет особый интерес ещё и потому, что может быть использован в качестве биологического оружия (фото Lynn Johnson/National Geographic).
Это смертельно опасное заболевание пытаются научиться лечить с 1970-х годов. Вирус передаётся при прямом контакте или через необработанные предметы. При этом он «сжигает» почти всех заражённых людей за считанные дни. И вот его впервые удалось уничтожить при помощи методов генной терапии. Правда, пока лишь в организме низших приматов.
Группа исследователей под руководством Томаса Гизберта (Thomas Geisbert) из Бостонского университета смогла вылечить от лихорадки Эбола макак-резус.
Биологи привили девяти животным заирский подтип вируса, являющийся «самым летальным»: умирают около 90% заражённых. В течение шести дней четверым подопытным стали ежедневно, а троим через день выдавать лекарство на основе малых интерферирующих РНК (siRNA) – принцип действия такой терапии подробно описан в нашем материале.
Двоих макак-резус оставили в качестве контрольных – им лекарство не выдавали. Что стало с этими животными, предположить нетрудно. А вот по поводу остальных выяснилось следующее: через 10 дней после заражения у первой группы вирус не был обнаружен вовсе, а у второй – лишь малое его количество.
Биолог проходит очистку после работы с вирусом Эбола (фото Boston University).
Достижение значительное, ведь над созданием и испытанием вакцин от Эбола работают многие научные группы, однако победить инфекцию уже после заражения удалось впервые.
«Действующее вещество», особым образом спрятанное в молекулы жира, заставляло замолчать гены, ответственные за выработку ключевых для вируса белков L, VP24 и VP35. Все они необходимы патогену для выживания и размножения.
Статья авторов исследования опубликована в журнале The Lancet. Отметим дополнительное преимущество нового метода лечения: siRNA, подходящие для определённого штамма вируса, могут быть синтезированы довольно быстро. То есть если в Африке или любом другом регионе мира вдруг появится разновидность Эбола, невиданная медиками ранее, терапевтическое решение будет найдено в разумные сроки.
Томас в защитном костюме. В лаборатории также занимаются изучением вирусовМарбурга и Ласса (фото Boston University).
Биохимик Гайя Амарасингхе (Gaya Amarasinghe) из университета Айовы считает, что нынешнее открытие хорошо ещё и тем, что позволяет создать лекарство от других филовирусов, также вызывающих геморрагические лихорадки. Кстати, именно Амарасингхе и его коллеги в своё время расшифровывали структуру белка VP35.
Гизберт отмечает, что та же тактика, скорее всего, позволит побороть вирус Эбола и у человека. Однако вопрос клинических испытаний на людях натыкается на отсутствие финансирования. Одной из значительных трат является покупка аппаратуры, контролирующей биозагрязнение. Она стоит очень недёшево.
А так как заболевание распространено нешироко, частные инвесторы не слишком стремятся вкладываться в исследования. В общем, последнее слово за государственными структурами, считает Томас. Между тем одним из возможных «спонсоров» разработки человеческого лекарства может стать управление по контролю над пищевыми продуктами и медикаментами США (FDA).