Мы показали тесное сходство и, более того, тождество скифского и средневекового русского звериного стиля. В дополнение к этому стоит отметить, что сходство между русским и скифским изобразительным (и декоративно-прикладным) искусством прослеживается и на уровне узоров, которыми покрывались предметы культа и повседневного обихода.В традиционном обществе узор нёс чисто утилитарную, прикладную нагрузку и не понимался просто как украшательство, как «искусство ради искусства». По сути дела, звериный стиль был ни чем иным, как молитвой-заклинанием-призыванием воинского духа, и одновременно – оберегом от духов страха и слабости; растительный узор – молитвой о получении благодати, блага, жизненных сил. В силу узора верили, так как сам узор представал перед человеком традиции как видимое проявление невидимых реалий.
Вообще тема скифско-русской орнаментики — объёмная и многоплановая. Она заслуживает отдельной монографии (и не одной). Тем не менее, мы приведём только отдельные примеры русских и скифских орнаментов, чтобы дать общее представление, о каких именно узорах мы ведём речь, и дать некоторые образцы для сравнения.
Узор («русский анх») на одежде. Скифо-сибирцы. Стилизованное изображение Древа Жизни (Мирового Древа) с его надземной частью (Явь, мир живых) и «перевёрнутой», корневой частью (Навь, мир Велеса, мир предков). Само древо имеет форму ростка с петлеобразным навершием, что по форме сближает его с древнеегипетским анхом. Это типичный мотив русских узоров.
Крестообразная композиция из четырёх «русских анхов».
Русский растительный орнамент: двучленные композиции (в том числе «русские анхи»), «картуши».
Ж-образные изображения кринов (лилий). Имеют скифское происхождение (см. выше двойные «анхи» и иллюстрацию ниже). Прототип западноевропейских геральдических лилий.
Скифские вариации на тему Ж-образных изображений в характерном зверином стиле. «Картуши». «Спиральные хвосты».
Скифосибирские орнаменты. Верхний орнамент (солнечные спирали) практически неотличим от русских образцов. Обратите внимание также на изображения петушков.
Скифские орнаменты («спиральные хвосты», «анхи») на русской средневековой обуви.
Спиральные орнаменты на русской средневековой обуви.
Скифские бляшки — прототип «двухконечной свастики», «славянского инь-ян» или «свёртывающейся и развёртывающейся спирали». «Единство и борьба противоположностей», уравновешивающихся центральной точкой.
Формы деталей славянских поясов. Развитие традиционных скифских форм.
Скифский узор, характерный также и для русской культуры.
Традиционные юбки-панёвы, украшенные архаичными геометрическими орнаментами, восходящими к скифской эпохе, и далее — к эпохе русов-бореалов.
Скифские орнаменты в конском убранстве, в отделке рукояток кинжалов (аналогичные им мы уже видели на русской средневековой обуви). Обратите внимание на петушков, изображённых на вазе. Может показаться странной любовь скифо-сибирцев к этим изображениям, если мы не будем учитывать, что петух в культуре русов имеет достаточно важное значение: предвещая наступление нового утра, он возвещает победу света над тьмой. Кроме того, петух был одной из птиц, посвящённых Перуну.
Русские обереги с изображением птиц (в том числе петушков).
Вообще тема скифско-русской орнаментики — объёмная и многоплановая. Она заслуживает отдельной монографии (и не одной). Тем не менее, мы приведём только отдельные примеры русских и скифских орнаментов, чтобы дать общее представление, о каких именно узорах мы ведём речь, и дать некоторые образцы для сравнения.
Узор («русский анх») на одежде. Скифо-сибирцы. Стилизованное изображение Древа Жизни (Мирового Древа) с его надземной частью (Явь, мир живых) и «перевёрнутой», корневой частью (Навь, мир Велеса, мир предков). Само древо имеет форму ростка с петлеобразным навершием, что по форме сближает его с древнеегипетским анхом. Это типичный мотив русских узоров.
Крестообразная композиция из четырёх «русских анхов».
Русский растительный орнамент: двучленные композиции (в том числе «русские анхи»), «картуши».
Ж-образные изображения кринов (лилий). Имеют скифское происхождение (см. выше двойные «анхи» и иллюстрацию ниже). Прототип западноевропейских геральдических лилий.
Скифские вариации на тему Ж-образных изображений в характерном зверином стиле. «Картуши». «Спиральные хвосты».
Скифосибирские орнаменты. Верхний орнамент (солнечные спирали) практически неотличим от русских образцов. Обратите внимание также на изображения петушков.
Скифские орнаменты («спиральные хвосты», «анхи») на русской средневековой обуви.
Спиральные орнаменты на русской средневековой обуви.
Скифские бляшки — прототип «двухконечной свастики», «славянского инь-ян» или «свёртывающейся и развёртывающейся спирали». «Единство и борьба противоположностей», уравновешивающихся центральной точкой.
Формы деталей славянских поясов. Развитие традиционных скифских форм.
Скифский узор, характерный также и для русской культуры.
Традиционные юбки-панёвы, украшенные архаичными геометрическими орнаментами, восходящими к скифской эпохе, и далее — к эпохе русов-бореалов.
Скифские орнаменты в конском убранстве, в отделке рукояток кинжалов (аналогичные им мы уже видели на русской средневековой обуви). Обратите внимание на петушков, изображённых на вазе. Может показаться странной любовь скифо-сибирцев к этим изображениям, если мы не будем учитывать, что петух в культуре русов имеет достаточно важное значение: предвещая наступление нового утра, он возвещает победу света над тьмой. Кроме того, петух был одной из птиц, посвящённых Перуну.
Русские обереги с изображением птиц (в том числе петушков).