Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 28 марта 2014 г.

Русское деревянное зодчество

Издательство «Продюсерский центр М+К» 2002 г.
Редактор Румянцев В.Н.
Фотографы: Белкин А. Фетисов О.В. Фетисов Р.О.


Фотографии:


Архитектурный ансамбль Спасо-Кижского погоста. 17 век

Архитектурный ансамбль Спасо-Кижского погоста. 17 век

Поначалу этот музей возник на небольшом почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. А когда-то здесь было большое поселение именуемое в Новгородских писцовых книгах «Спасский Кижский погост»

Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение начиная с середины X века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек...

Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле....

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Корелы, что находится неподалеку от Архангельска.

В Малых Корелах воссозданы несколько жилых комплексов различных районов — Каргопольско-Онежского, Мезенского, Пинежского и Северо-Двинского, при этом все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера.

Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.

Вместе с архитектурными памятниками, сохранившимися в неизменном виде с момента строительства или вывезенными из других районов и воссозданных на территории заповедника, кижское музейное собрание иллюстрирует основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.

Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дает Кострома. Город возник в Среднем Поволжье, то есть в местности исключительно богатой лесами, что и определило характер застройки. Надо сказать, что каменное строительство до самого конца XVII века в Костроме было явлением крайне редким — даже дома богатейших дворян и купцов и дом матери царя Михаила Романова — Марфы, были деревянными. Восстановить образ древних деревянных храмов Костромы можно по памятникам архитектуры, сохранившимся в музее деревянного зодчества и на территории Костромской области.

Исключительно богат архитектурными памятниками старинный русский город Суздаль. Живописно и равномерно расположенные по всей территории города, они образуют редкий по красоте и целостности архитектурный ансамбль. Стиль, избранный древними зодчими, придает очарование древнему городу, чья история исчисляется почти тысячелетиями.

Вашему вниманию предлагается уникальный альбом фотографий, объединяющий воедино красоту и неповторимость ансамблей русского деревянного зодчества Малых Корел и Кижей, Суздаля и Костромы. Мы надеемся, что альбом подарит немало приятных впечатлений, и что Вы по достоинству оцените мастерство и инженерную смелость древних зодчих.
http://www.bibliotekar.ru/rusZod/1.htm


Церковь Воскресения. 1776 год

Церковь Воскресения. 1776 год. Суздаль. Музей деревянного зодчества

Суздаль. Музей деревянного зодчества


Часовня Михаила Архангела. 17-18 века

Часовня Михаила Архангела. 17-18 века
http://www.bibliotekar.ru/rusZod/3.htm

Часовня Успения Богородицы. 18 век

Часовня Успения Богородицы. 18 век

Старинное кижское строение уже в течении 3 веков стоит на берегу Онежского озера. Как и раньше часовня служит ориентиром для рыбаков

Вознесенская кубоватая церковь. 1669 год.Село Кушерека Онежского района



На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность северных кубоватых церквей – их красота, изящество, гармония

http://www.bibliotekar.ru/rusZod/5.htm

Часовня Трех Святителей. 17 век
Деревня Кавгора



На самом высоком холме в Кондопожском районе Карелии когда-то находилась деревня Кавгора. Здесь, окруженная кольцом валунов высилась часовня Трех Святителей – Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова
http://www.bibliotekar.ru/rusZod/6.htm

Дом Сергеевой из деревни Липовицы. Конец 19 начало 20 века
Типичный заонежский дом построенный на рубеже веков, в котором старинные конструктивные приемы сочетаются с новыми тенденциями деревянного зодчества. Прекрасный образец народного строительного искусства.
http://www.bibliotekar.ru/rusZod/7.htm

Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости. 18 век
Деревня Еглово





Традиционное заонежское строение. История его создания во многом не ясна. До 1882 года в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 века её перевезли сюда из другого места, дополнив тесом и кровельным железом

Дом Ошевнева – фрагмент веранды. 1876 год
Деревня Ошевнево



Один из наиболее распространенных в заонежье домов-комплексов получивших название «кошель». Под одной крышей объединены избы, кладовые, сараи, скотные дворы с хлевами и сеновалы. Нарядная часть дома выходившая на озеро отводилась под жилье.


Дом Сергина. 1884 год
Деревня Мунозеро





Часовня Петра и Павла. 17-18 века
Деревня Насоновщина





Часовня Знамения Богородицы (фрагмент). 18 век
Деревня Корба



В деревне Корба расположенной в глубине небольшого залива, на мысу вдающемся в озеро, стоит часовня Знамения Богородицы. В 19 веке строение было обшито тёсом и покрыто кровельным железом. В 1962 после реставрации  часовня приобрела прежний облик.


Церковь Спаса из села Фоминское. 18 век. Кострома

Самая интересная клетская церковь начала 18 века из села Фоминское Костромского района

Кижский погост. 17 век




Само слово «погост» говорит о значительности поселения. Так в старину называли не только крупную административно-территориальную единицу, состоявшую из нескольких волостей со множеством сел, деревень, выставок и починков, но и её главное поселение, служившее административным центром


Колокольня. 19 век
Деревня Иваново






Церковь Преображения из села Спас-Вежи на территории Ипатьевского монастыря. Кострома




Судя по писцовым книгам церковь построена в 1628 году. 
Это самая большая из сохранившихся до нашего времени клетских церквей

http://www.bibliotekar.ru/rusZod/16.htm

Церковь Собора Богоматери из села Холм. 16 век
Кострома






































Согласно некоторым древним письменным источникам была построена в 1552 году.
Самый старый дошедший до наших дней памятник деревянного зодчества Костромской области. Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней венчающей части здания и частично его основания
http://www.bibliotekar.ru/rusZod/17.htm

Кижи. 17 век

Тысячи людей спешат сюда, на остров Кижи, чтобы увидеть «восьмое чудо света» сотворенное простыми крестьянами. Сейчас здесь музей-заповедник народного деревянного зодчества



Церковь Спаса из села Фоминское. Шатровый купол и колокольня. 18 век
Кострома





Церковь Спаса из села Фоминское. Фрагмент. 18 век
Кострома



Музей деревянного зодчества в Костроме


Ни одной древней деревянной постройки в самой Костроме не сохранилось, но представить облик древних деревянных храмов города можно по памятникам деревянной архитектуры, сохранившимся на территории Костромской области. Лучшие из этих памятников с 1958 года перевозятся в Кострому, в музей деревянного зодчества.


Фрагмент деревенского дома. Музей деревянного зодчества  в  Костроме.





Церковь Иоанна Богослова на реке Ишни. 1687-1689 год
Ростов. Ярославская область

Ни об одном памятнике на Ростовской земле не сложено столько легенд сколько об этой небольшой рубленной церкви. Самая поэтичная из них говорит, что церковь не строили, она сама приплыла из Ростовского озера по реке Ишни в готовом виде и встала. Где стоит сейчас

Церковь Спаса из села Фоминское. 18 век
Кострома







Спасо-Преображенская церковь – фрагмент. 18 век

Суздаль, музей деревянного зодчества


Единственный инструмент которым пользовались крестьяне, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую мелкую резьбу. Не зря раньше говорили, что крестьянин топором может даже часы починить.



Церковь Воскресения. 1776 год
Суздаль, музей деревянного зодчества


http://www.bibliotekar.ru/rusZod/27.htm

Церковь Покрова Божьей Матери. 17 век
Кижи

Покровская церковь – один из лучших памятников народного деревянного зодчества Русского Севера – прочно вошла в архитектурный ансамбль погоста

Церковь Николы из села Глотово. 1766 год
Суздальский кремль

Привезена в Суздаль в 1960 году как первый экспонат будущего Музея деревянного зодчества. Является произведением народного плотницкого искусства – срублена топором с приминением деревянных гвоздей. Венцы брёвен соединены «в обло» (с остатком). Скромная клетская церковь обычно служила зимней (тёплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом.


Ветряная мельница. 19 век
Кострома, Музей деревянного зодчества



Воскресенская церковь. 1776 год.
Суздаль, Музей деревянного зодчества


Суздальский Музей деревянного зодчества


Преображенская церковь из села Спас-Вежи
Ипатьевский монастырь. Кострома


Деревянный мост
Костромской Музей деревянного зодчества




Церковь Воскресения. 1776 год
Суздальский Музей деревянного зодчества








Ветряная мельница
Суздальский Музей деревянного зодчества



Спасо-Преображенский храм
Кижи


Многоглавая Преображенская церковь была возведена в 1714 году, в самый разгар Северной войны, на месте старого, сгоревшего от удара молнии храма