В так называемой "распространённой" редакции Жития Стефана Сурожского содержатся интересные сведения о том, что через непродолжительное время после смерти данного святого, в Сурож (ныне Судак) из некоего Новаграда пришла большая русская рать во главе с князем Бравлином. Приведём соответствующий отрывок из параграфа Жития, который так и называется "О прихожденiи ратiю к Сурожу князя Бравлина изъ Великого Новаграда":
"По смерти же святаго мало лђтъ миноу, прiиде рать велика роусскаа изъ Новаграда князь Бравлинъ силенъ зђло, плђни отъ Корсоуня и до Корча, съ многою силою прiиде к Соурожу, за 10 дьнiй бишася злђ межоу себе."
Кончается это тем, что Бравлин принимает христианство, поражённый чудесами Св. Стефана. Подробней см. здесь.
Данная "распространённая" редакция сохранилась только в древнерусском переводе, выполненном в XVI в. учёным кружком митрополита Макария. Другая, короткая редакция, известна только на греческом языке. Она лаконичней и рассказы о посмертных чудесах святого (в том числе и обращение Бравлина) в ней отсутствуют. Разночтение с греческим оригиналом давало основание отрицать аутентичность рассказа об этом русском князе. Однако глубокое исследование В.Г. Васильевского, подтвержденное и развитое некоторыми советскими и восточноевропейскими учёными доказало достоверность отсутствующего в кратком греческом оригинале отрывка. Например, Карташев А. В. История Русской Церкви. М., 2000. Т. 1. С. 78-82.
Напомним, позже, именно в Крыму, будущий составитель кириллицы, Св. Кирилл, ещё до того, как он разработал свою азбуку, увидел библию, написанную по-русски.
Самому имени Бравлина предлагалось несколько разных, иногда довольно экзотических трактовок происхождения, но, на самом деле, оно, видимо, является вполне обычным средневековым западно-европейским именем. Близкие формы упоминаются у варваров эпохи Великого Переселения Народов. Например, Исидор Севильский в одном из своих сочинений упомянул везеготского епископа Браулинона. У ободритских князей известно имя Борвин, или Барвин, что может быть адаптацией под северо-лехитские нормы произношения имени Бравлин. Всё это также свидетельствует в пользу аутентичности данной истории. Ибо вряд ли русские монахи в XVI веке могли случайно придумать имя, упоминающееся в то же время, в других, не связанных с данным текстом источниках. Так же, если допустить, что они занимались подтасовками и знали имя этого везегота - объяснить почему они выбрали именно его в качестве имени русского князя не представляется возможным. Таким образом, скорее всего это действительно вполне аутентичная история про реального русского князя Бравлина, пришедшего в своё время в Сурож из некоего Новаграда.
Однако, если мы соглашаемся с реальностью Бравлина - возникает проблема с точкой его отправления. Дело в том, что Стефан Сурожский умер незадолго (видимо, около полутора десятков лет) до окончания VIII века. Следовательно, Бравлин появился в Суроже в конце VIII века. Однако, как мы знаем максимальная древность Великого Новгорода это середина IX века - то самое, время призвания Рюрика. Да и то, это ещё не город, а скорее протогород, княжеская резиденция, воинский замок. Сам же город возникает лишь в X веке. Но в любом случае - поселение максимум середины IX века для событий конца VIII века никак не подходит.
В связи с этим на роль Новаграда Бравлина некоторыми исследователями выдвигался, например, Neapolis (Новый город), нанесенный на карты средневековых генуэзских и венецианских купцов неподалеку от нынешнего Симферополя, название которого могли буквально перевести на русский язык.
Однако я хочу рассмотреть подробно другую версию. Ряд исследователей, в том числе А.Г.Кузьмин в нескольких своих публикациях, в качестве Новаграда Бравлина рассматривают венгерский город Ноград (Nógrad). Точнее, в настоящее время - это деревня в окрестностях руин соответствующей крепости. По-словацки поселение называется Новоград (Novohrad). Город этот интересен также тем, что дал имя одноимённой исторической области - часть которой находится в границах нынешней Словакии, часть (с развалинами самой крепости) в границах современной Венгрии.
Что мы знаем об истории этого места? Ноградскую крепость заложил в XI веке Святой Иштван. Тогда же был учреждён одноимённый комитат. Как видим, в качестве названия, венгры выбрали довенгерское славянское имя этого места. Это часто можно наблюдать в Венгрии - многие названия там имеют славянское происхождение, и достались в наследство от проживавших там до венгерского вторжения, а позже влившихся в венгерский народ, славян. Сами же венгры обосновались на данных территориях в IX-X веках. Однако - упоминается ли этот Новоград до 11 века?
Да! И именно в связи с венгерскими завоеваниями.
Вот что нам сообщает знаменитая хроника Gesta Hungarorum (Деяния Венгров):
"Ugyanabban az időben Árpád vezér, mikor látta, hogy vitézei jóvoltából ilyen nagy dicsőségre és bátorságos állapotra tett szert, tanácsot tartván, sok katonát hadba küldött, hogy Gömör és Nógrád várának népét meghódítsák neki, sőt ha a szerencse szolgál, akkor menjenek fel a csehek határa felé Nyitra váráig."
Перевод:
"В то время Арпад-везир, увидев, что витязи его исполнились славой и мужеством благодаря своим победам, решил послать множество воинов, дабы подчинили ему жителей городов Гёмёр и Ноград, а если повезёт, то и дошли бы до чешской границы и до города Нитры."
Другими словами, во времена Арпада и завоевания венграми данных земель в конце IX века, Ноград уже существовал. Это конечно ещё не искомый VIII век, но тем не менее, это является показателем потенциальной древности данного поселения. Учитывая очень давнюю историю пребывания славян в этих землях, уходящую в самую глубину веков...
Теперь давайте рассмотрим само место, где стояла крепость Новоград-Ноград. Её руины видны в Google Maps, и отмечены по-венгерски как Nogradi var. Как видим, она располагалась на холме, с которого можно было контролировать дорогу вдоль левого берега Дуная (река протекает в 10 км к югу), в том числе, мост через впадающую в него чуть западней речку Ипель. Интересно, что в этом месте Дунай резко поворачивает на юг, а примерно через 30 км. вниз по течению, начинается современный Будапешт. Полагаю, вполне реально представить что какая-то группа руси, путешествуя по Дунаю (в том числе из неоднократно упоминающихся "русских" областей, располагавшихся западней, выше по Дунаю - в границах нынешней Австрии, могла закрепиться и в этом, достаточно удобном и стратегически выгодном месте.
Вот, например, фрагмент карты, на которой, по состоянию на IV век, на северном берегу Дуная указан Ругиланд, Rugiland (который в некоторых, более поздних источниках, упоминается, видимо, также как Руцциланд Ruzziland) примерно там же, но на южном берегу реки располагалась упоминавшаяся Людовиком Немецким в IX веке Русская Марка, Rusaramarcha. У русских известна былина про богатыря Дуная, из раны которого и берёт начало эта великая европейская река. Кроме того, если мы вспомним, в стольный град Киев, ко двору Владимира Красное Солнышко некоторые богатыри, ведь, прибывают совсем не по Днепру (как можно было бы ожидать), а именно по Дунаю... В общем следы руси на Дунае, а также следы Дуная у самих русских, довольно многочисленны. Следовательно, одна из её "баз" вполне могла находится в рассматриваемом Новограде, а оттуда в Крым мог прийти, носивший, вполне западное имя русский князь Бравлин.
К.Васильев, Рождение Дуная.
С удовольствием почитал бы ваши вопросы и комментарии по данному вопросу.