Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 15 ноября 2014 г.

Способность оценивать вероятность не зависит от образования

О врожденных интеллектуальных способностях и развитии интуитивной математики


3 октября 2014 на сайте журнала PNAS была опубликована статья с описанием экспериментов по проверке способностей людей оценивать вероятность в зависимости от уровня их образования. Мы попросили прокомментировать это исследование кандидата психологических наук Игоря Уточкина.
Вопрос о природе многих специфических человеческих способностей на протяжении многих десятилетий является одним из очень живо обсуждаемых разными науками — от генетики до культурной антропологии, а поставлен он был гораздо раньше в философии. Возьмем, к примеру, способность мыслить математически. Математика, начиная с самых ее простых форм в виде элементарных арифметических операций с натуральными числами, пронизывает всю нашу жизнь: мы считаем деньги, планируем, какое количество продуктов нам нужно купить, чтобы приготовить ужин на определенное количество персон, и так далее. Конечно, более сложной математикой владеют уже сравнительно немного людей, но именно почти тотальное распространение элементарной математики оставляет вопрос о том, откуда эта способность у нас берется. Это феномен, который мы «впитываем» вместе с культурой: сначала от родителей, потом в школе, в вузе и тому подобное? Или у нас есть врожденные основы математики, которые мы несем с генами своих предков и которым нам не нужно учиться? Например, в исследованиях на животных и младенцах довольно давно было показано, что они чувствительны к такому элементарному математическому свойству воспринимаемых объектов, как количество: они способны учитывать его в своем поведении, обучаться на основе количества, хотя не знают цифр. Эта способность получила название «чувство числа», и, что особенно интересно, степень точности, с которой мы способны различать количество объектов с одного взгляда, не пересчитывая их, коррелирует с уровнем достижений при освоении стандартной математики в школе и даже во взрослом возрасте. Все это порождает очень много вопросов и споров о природе математических способностей, о том, как лучше учить математике, и много о чем еще.
Исследование, которое провела группа исследователей из Италии и Франции, касалось вопроса о врожденности такого аспекта математического мышления, как суждение о вероятностях (авторы называют это «чувством шанса»). В исследовании участвовало несколько групп индейцев майя из Гватемалы — детей и взрослых, монолингвов и билингвов, при этом никто из них никогда не изучал математики, а также участвовала группа взрослых итальянцев, изучавших математику как минимум в школе. Во всех сериях исследования перед испытуемыми выкладывали набор разноцветных фишек, где каждый цвет был представлен в разной пропорции. Затем фишки убирались в мешок, а испытуемого просили сделать ставку на то, какой цвет вытянет экспериментатор, когда полезет наугад в мешок. Если испытуемый ставил на цвет, который преобладал в наборе, это считалось правильным ответом. Используя такую процедуру, авторы протестировали у испытуемых способность к оценке простой вероятности (выбор одного из двух представленных цветов), условной вероятности (ставка на цвет фишки, если известно, какой она формы), а также понимание простых правил комбинаторики (ставка на то, что будут вытянуты две фишки одного цвета, если известно, сколько разных цветов и в каком количестве они представлены в наборе). При этом в одной из серий исследования авторы показали, что испытуемые ориентируются не на абсолютное количество фишек каждого цвета, а на их пропорцию, что является более адекватной мерой вероятности. Во всех группах подавляющее большинство испытуемых ставили на наиболее вероятный исход, и достоверных различий между группами практически не наблюдалось. Единственным исключением были комбинаторные задачи, в которых было обнаружено, что взрослые майя справляются с заданием чуть чаще, чем дети майя, а взрослые итальянцы — чуть лучше, чем взрослые майя, что объясняется авторами небольшим влиянием культуры.
Нужно отметить, что полученный коллегами факт очень хорошо вписывается в накопленные за последние годы данные о том, что люди способны к довольно точным интуитивным суждениям математического характера, опираясь просто на восприятие. Так, помимо уже упомянутого «чувства числа», мы обладаем довольно хорошим «чувством среднего», то есть можем с одного взгляда оценить средний размер, средний цвет, среднюю форму большого количества объектов или даже усредненную эмоцию на лицах людей в толпе, хотя при этом мало что можем сказать о каждом объекте в отдельности. Мы можем интуитивно оценивать и другие статистические параметры, например меры разброса или даже степень корреляции между разными показателями. Теперь мы знаем еще, что можем также интуитивно оценивать вероятности событий. Результаты исследования с индейцами майя наряду с другими данными об интуитивных математических суждениях открывают еще и новые теоретические и прикладные горизонты. Например, еще больше обостряет вопрос о том, как связана эта интуитивная математика с математическими способностями или как мы можем использовать интуитивную математику в обучении регулярным математическим курсам.

кандидат психологических наук, заведующий лабораторией когнитивных исследований НИУ ВШЭ