Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 13 ноября 2014 г.

Русский костюм: север и юг.

Оригинал взят у aldanov в Русский костюм: север и юг.

Славяне - весьма переимчивый народ. Потому русский костюм несет следы контактов с иными народами и соответствующих влияний.
Можно несколько условно (поскольку существует значительное разнообразие даже в местных типах костюмов) видеть в нем отражение контактов с разными угро-финскими и балтскими племенами, живших на территории ранней Руси. (Но, конечно, можно искать и древнюю славянскую основу, чему помогает этнография).
По крайней мере, рассматривая женский костюм севера, центра и юга видно, как меняется тип головного убора, платья, верхней одежды при движении на юг или север.
(19 век, коллекция русских костюмов из созданного в 1890-ых московского «Музея Старины» Натальи Шабельской, ныне находящейся в Русском этнографическом музее )


север
Север - 1- Архангельск, 2- Кострома, 3- Вологда


центр
Центр - 4 -Московская область, 5- Владимир, 6- Нижний Новгород

юг
Юг- 7- Курск, 8 - Пенза, 9- Рязань

Центрально-русский костюм впитывал в себя влияния севера и юга, а также византийские, а потом изападные образцы. Потому он не так показателен, он принципиально смесь влияний. Кстати, это видно по серии образцов для центрального региона.

Зато северный и южный костюмы достаточно оригинальны и могут противопоставляться друг другу:

1. Север. "Символами русского национального костюма принято считать сарафан и кокошник. Это объясняется тем, что появление сарафана и формирование сарафанного комплекса одежды относится к периоду сложения и развития Русского централизованного государства (конец XIV - середина XVI в.), и именно в это время происходит этническая самоидентификация русских. Сарафан, надевавшийся поверх длинной рубахи, в сочетании с твердым головным убором («кокошником» или «кикой») в XVI в. был в широком употреблении как у феодальной знати и горожан, так и у крестьян. Костюм с сарафаном закрепился, прежде всего, в севернорусских областях. Распространение он получил также в средней полосе России, в губерниях Поволжья, в Приуралье, в Западной Сибири. С момента раскола Русской Церкви во 2-й половине XVII в. старообрядцы, укрываясь от преследований, принесли комплекс с сарафаном в Заволжье, Восточную Сибирь, на Алтай, на Дон, на Украину, в Прибалтику".

2. Юг. Более архаичным, чем сарафанный, являлся комплекс одежды с понёвой - поясной одеждой, которую носили только замужние женщины. Ученые считают, что основные элементы этого комплекса - рубаха, понёва и сочетающийся с ними головной убор - входили в состав женского костюма уже в VI-VII вв., в период существования древнерусской народности.

 В XIX в. костюм этого типа бытовал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской - и частично в центральных и западных губерниях: Московской, Смоленской.
Южнорусская нагрудная одежда, имевшая в разных локальных традициях свое название (навершник, нагрудень, насов, шушка, шушпан, шушун), по своему происхождению является очень древней. Чаще она бывала туникообразного покроя. В южнорусских губерниях нагрудную одежду шили до талии, до бедер или до коленей; с длинными или короткими рукавами или вовсе без них; глухой или распашной. Обычно для такой верхней одежды использовали материалы домашней выработки: белый или окрашенный в синий цвет холст; шерстяную ткань белого, горчичного, красно-коричневого или черного цвета; белое или черное сукно. Праздничная нагрудная одежда украшалась клиньями и нашивками из кумача, вышивкой, позументом, блестками, бахромой, полосами узорного тканья, прошивками из коклюшечного кружева.Головные уборы, входившие в костюм с поневой, состояли из трех или более деталей и имели самую разнообразную форму.

Форму всему головному убору придавала внутренняя твердая основа из простеганного холста, которая называлась «кичка».
Наиболее ранние по происхождению кички имели форму рогов , но в XIX в. были распространены также кички в форме конского копыта, лопаты, седла, котелка, овала и др.
На кичку сверху надевался собственно головной убор, представляющий собой чехол по форме основы. Он назывался чаще всего «сорокой» и изготавливался из украшенного вышивкой холста или покупных тканей: кумача, бархата, шелка, шерсти. При соединении боковых частей сороки головной убор приобретал форму закрытой шапочки.
Ранний тип славянской девичьей одежды - примерно как на следующей реконструкции костюма 12 века - рубаха, ремешок-сорока, к которому крепились, например, височные кольца, покрывало головы, пояса и кушаки (как правило, не один вариант, а несколько).


Наоборот, новгородский костюм 12 века, восстанавливаемый по археологическим данным, уже с сарафаном, накидкой и шапочкой:

новгород