Оригинал взят у aldanov в Русский костюм: север и юг.
Славяне - весьма переимчивый народ. Потому русский костюм несет следы контактов с иными народами и соответствующих влияний.
Можно несколько условно (поскольку существует значительное разнообразие даже в местных типах костюмов) видеть в нем отражение контактов с разными угро-финскими и балтскими племенами, живших на территории ранней Руси. (Но, конечно, можно искать и древнюю славянскую основу, чему помогает этнография).
По крайней мере, рассматривая женский костюм севера, центра и юга видно, как меняется тип головного убора, платья, верхней одежды при движении на юг или север.
(19 век, коллекция русских костюмов из созданного в 1890-ых московского «Музея Старины» Натальи Шабельской, ныне находящейся в Русском этнографическом музее )
Север - 1- Архангельск, 2- Кострома, 3- Вологда
Центр - 4 -Московская область, 5- Владимир, 6- Нижний Новгород
Юг- 7- Курск, 8 - Пенза, 9- Рязань
Центрально-русский костюм впитывал в себя влияния севера и юга, а также византийские, а потом изападные образцы. Потому он не так показателен, он принципиально смесь влияний. Кстати, это видно по серии образцов для центрального региона.
Зато северный и южный костюмы достаточно оригинальны и могут противопоставляться друг другу:
1. Север. "Символами русского национального костюма принято считать сарафан и кокошник. Это объясняется тем, что появление сарафана и формирование сарафанного комплекса одежды относится к периоду сложения и развития Русского централизованного государства (конец XIV - середина XVI в.), и именно в это время происходит этническая самоидентификация русских. Сарафан, надевавшийся поверх длинной рубахи, в сочетании с твердым головным убором («кокошником» или «кикой») в XVI в. был в широком употреблении как у феодальной знати и горожан, так и у крестьян. Костюм с сарафаном закрепился, прежде всего, в севернорусских областях. Распространение он получил также в средней полосе России, в губерниях Поволжья, в Приуралье, в Западной Сибири. С момента раскола Русской Церкви во 2-й половине XVII в. старообрядцы, укрываясь от преследований, принесли комплекс с сарафаном в Заволжье, Восточную Сибирь, на Алтай, на Дон, на Украину, в Прибалтику".
2. Юг. Более архаичным, чем сарафанный, являлся комплекс одежды с понёвой - поясной одеждой, которую носили только замужние женщины. Ученые считают, что основные элементы этого комплекса - рубаха, понёва и сочетающийся с ними головной убор - входили в состав женского костюма уже в VI-VII вв., в период существования древнерусской народности.
В XIX в. костюм этого типа бытовал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской - и частично в центральных и западных губерниях: Московской, Смоленской.
Южнорусская нагрудная одежда, имевшая в разных локальных традициях свое название (навершник, нагрудень, насов, шушка, шушпан, шушун), по своему происхождению является очень древней. Чаще она бывала туникообразного покроя. В южнорусских губерниях нагрудную одежду шили до талии, до бедер или до коленей; с длинными или короткими рукавами или вовсе без них; глухой или распашной. Обычно для такой верхней одежды использовали материалы домашней выработки: белый или окрашенный в синий цвет холст; шерстяную ткань белого, горчичного, красно-коричневого или черного цвета; белое или черное сукно. Праздничная нагрудная одежда украшалась клиньями и нашивками из кумача, вышивкой, позументом, блестками, бахромой, полосами узорного тканья, прошивками из коклюшечного кружева.Головные уборы, входившие в костюм с поневой, состояли из трех или более деталей и имели самую разнообразную форму.
Форму всему головному убору придавала внутренняя твердая основа из простеганного холста, которая называлась «кичка».
Наиболее ранние по происхождению кички имели форму рогов , но в XIX в. были распространены также кички в форме конского копыта, лопаты, седла, котелка, овала и др.
На кичку сверху надевался собственно головной убор, представляющий собой чехол по форме основы. Он назывался чаще всего «сорокой» и изготавливался из украшенного вышивкой холста или покупных тканей: кумача, бархата, шелка, шерсти. При соединении боковых частей сороки головной убор приобретал форму закрытой шапочки.
Ранний тип славянской девичьей одежды - примерно как на следующей реконструкции костюма 12 века - рубаха, ремешок-сорока, к которому крепились, например, височные кольца, покрывало головы, пояса и кушаки (как правило, не один вариант, а несколько).
Наоборот, новгородский костюм 12 века, восстанавливаемый по археологическим данным, уже с сарафаном, накидкой и шапочкой:
Славяне - весьма переимчивый народ. Потому русский костюм несет следы контактов с иными народами и соответствующих влияний.
Можно несколько условно (поскольку существует значительное разнообразие даже в местных типах костюмов) видеть в нем отражение контактов с разными угро-финскими и балтскими племенами, живших на территории ранней Руси. (Но, конечно, можно искать и древнюю славянскую основу, чему помогает этнография).
По крайней мере, рассматривая женский костюм севера, центра и юга видно, как меняется тип головного убора, платья, верхней одежды при движении на юг или север.
(19 век, коллекция русских костюмов из созданного в 1890-ых московского «Музея Старины» Натальи Шабельской, ныне находящейся в Русском этнографическом музее )
Север - 1- Архангельск, 2- Кострома, 3- Вологда
Центр - 4 -Московская область, 5- Владимир, 6- Нижний Новгород
Юг- 7- Курск, 8 - Пенза, 9- Рязань
Центрально-русский костюм впитывал в себя влияния севера и юга, а также византийские, а потом изападные образцы. Потому он не так показателен, он принципиально смесь влияний. Кстати, это видно по серии образцов для центрального региона.
Зато северный и южный костюмы достаточно оригинальны и могут противопоставляться друг другу:
1. Север. "Символами русского национального костюма принято считать сарафан и кокошник. Это объясняется тем, что появление сарафана и формирование сарафанного комплекса одежды относится к периоду сложения и развития Русского централизованного государства (конец XIV - середина XVI в.), и именно в это время происходит этническая самоидентификация русских. Сарафан, надевавшийся поверх длинной рубахи, в сочетании с твердым головным убором («кокошником» или «кикой») в XVI в. был в широком употреблении как у феодальной знати и горожан, так и у крестьян. Костюм с сарафаном закрепился, прежде всего, в севернорусских областях. Распространение он получил также в средней полосе России, в губерниях Поволжья, в Приуралье, в Западной Сибири. С момента раскола Русской Церкви во 2-й половине XVII в. старообрядцы, укрываясь от преследований, принесли комплекс с сарафаном в Заволжье, Восточную Сибирь, на Алтай, на Дон, на Украину, в Прибалтику".
2. Юг. Более архаичным, чем сарафанный, являлся комплекс одежды с понёвой - поясной одеждой, которую носили только замужние женщины. Ученые считают, что основные элементы этого комплекса - рубаха, понёва и сочетающийся с ними головной убор - входили в состав женского костюма уже в VI-VII вв., в период существования древнерусской народности.
В XIX в. костюм этого типа бытовал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской - и частично в центральных и западных губерниях: Московской, Смоленской.
Южнорусская нагрудная одежда, имевшая в разных локальных традициях свое название (навершник, нагрудень, насов, шушка, шушпан, шушун), по своему происхождению является очень древней. Чаще она бывала туникообразного покроя. В южнорусских губерниях нагрудную одежду шили до талии, до бедер или до коленей; с длинными или короткими рукавами или вовсе без них; глухой или распашной. Обычно для такой верхней одежды использовали материалы домашней выработки: белый или окрашенный в синий цвет холст; шерстяную ткань белого, горчичного, красно-коричневого или черного цвета; белое или черное сукно. Праздничная нагрудная одежда украшалась клиньями и нашивками из кумача, вышивкой, позументом, блестками, бахромой, полосами узорного тканья, прошивками из коклюшечного кружева.Головные уборы, входившие в костюм с поневой, состояли из трех или более деталей и имели самую разнообразную форму.
Форму всему головному убору придавала внутренняя твердая основа из простеганного холста, которая называлась «кичка».
Наиболее ранние по происхождению кички имели форму рогов , но в XIX в. были распространены также кички в форме конского копыта, лопаты, седла, котелка, овала и др.
На кичку сверху надевался собственно головной убор, представляющий собой чехол по форме основы. Он назывался чаще всего «сорокой» и изготавливался из украшенного вышивкой холста или покупных тканей: кумача, бархата, шелка, шерсти. При соединении боковых частей сороки головной убор приобретал форму закрытой шапочки.
Ранний тип славянской девичьей одежды - примерно как на следующей реконструкции костюма 12 века - рубаха, ремешок-сорока, к которому крепились, например, височные кольца, покрывало головы, пояса и кушаки (как правило, не один вариант, а несколько).
Наоборот, новгородский костюм 12 века, восстанавливаемый по археологическим данным, уже с сарафаном, накидкой и шапочкой: