Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 13 декабря 2014 г.

Находки в Твери и Новом Иерусалиме




15 августа отечественные археологи отмечают свой профессиональный праздник. Хотя сезон раскопок еще далек от завершения, в этот день археологи часто рассказывают о сделанных за прошедший год находка. Празднику была посвящена пресс-конференция заведующего сектором археологии города Москвы Института археологии РАН, доктора исторических наук Леонида Андреевича Беляева. Он рассказал о результатах двух археологических исследований, которые сотрудники Института археологии проводят в этом сезоне: раскопках на месте Спасо-Преображенского собора в Твери и продолжающихся исследованиях на территории Ново-Иерусалимского монастыря.

Как сообщают летописи, Спасо-Преображенский собор был возведен в Твери в 1285 – 1290 годах. Он примечателен тем, что стал первым каменным церковным зданием, построенным в Северо-Восточной Руси после похода монголов 1237 – 1239 годов. В ту пору каменное строительство в русских землях прервалось более чем на полвека. Возведение нового каменного храма именно в Твери неслучайно. Во второй половине XIII – XIV веках Тверь пережила период своего максимального расцвета. После упадка, в который причли из-за монгольского нашествия старые центры Северо-Востока: Владимир, Суздаль, Ростов – лидирующая роль перешла к более молодым городам: Твери и, позднее, Москве. Важную роль в возвышении Твери сыграло то, что город стоял на торговом пути, по которому из Владимирско-Суздальских земель поставлялся хлеб в Новгород.
В 1270-х годах в Твери возникает самостоятельная епископия. В 1285 начинается строительство собора, который был освящен в 1290 году. Через два года, после окончания усадки стен, собор был расписан. Он простоял до конца XVII века, когда его разобрали и возвели на этом месте новое здание собора. Оно, в свою очередь, было взорвано в 1935 году. На месте собора был устроен сквер и поставлен памятник Михаилу Калинину. В современной Твери планируют восстановить Спасо-Преображенский собор. От здания XVII века сохранились чертежи, архитектурные обмеры, фотографии, которые позволят воспроизвести его вновь. Но сначала на месте, где стоял собор, начали работать археологи.
Раскопки ведутся с 2009 года. Ученые надеялись, что они позволят найти ответы на многие вопросы, которыми задавали исследователи русской архитектуры. Строительство Спасо-Преображенского собора хорошо освещено в летописных источниках, но из них нельзя узнать, каким он был, кто были его строители. Были ли это местные мастера, каким-то образом пережившие десятилетия, прошедшие со времени возведения последнего домонгольского храма в Юрьеве Польском? Или они были приглашены в Тверь из других земель? Тогда откуда: из Новгорода и Пскова? С западной Руси? Из еще более далеких стран?
 
Общий вид раскопок Спасо-Преображенского собора в Твери.
Долгое время ничего, кроме мелких обломков, археологам найти не удавалось. Фундамент храма разрушался дважды, крупные камни вывозили. Но в этом году экспедиция исследовало место, где находили подвалы здания, примыкавшего к собору в XVII веке. При разрушении первого здания собора эти подвалы были заполнены обломками, а далее поверх был построен новый храм.
Там удалось найти достаточно крупные фрагменты белого камня с резьбой. Эти находки убедили ученых, что правы оказались те, кто полагал, что Спасо-Преображенский собор продолжает архитектурные традиции владимирско-суздальского зодчества домонгольской эпохи. Следовательно, мастера – носители этой традиции – сохранились с момента нашествия монголов. Теперь кажется весьма вероятным, что в «темные» десятилетия 1240 – 1285 годов каменное строительство на Северо-Восточной Руси не прекращалось, просто оно не было отражено в письменных источниках. Мастера могли ремонтировать старые здания и возводить новые. Возможно, археологам еще предстоит найти остатки построек этого периода.
 
Фрагменты резьбы по белому камню.
Среди сделанных на территории собора находок есть и часть фрески, первый известный фрагмент монументальной послемонгольской живописи Северо-Восточной Руси. По стилю она оказалась наиболее близка фрескам Снетогорского монастыря в Пскове (1313 год).
До строительства Спасо-Преображенского собора в XIII веке на его месте находилась деревянная церковь святых Косьмы и Дамиана, при которой было кладбище. Его тоже удалось исследовать археологам. Среди находок есть височные кольца, стеклянные  бусы, бронзовые пуговицы, налобные венчики из тканей (в том числе с золотым шитьем). Интересно, что там, где располагалась апсида Спасо-Преображенского собора, захоронений не было. Исследователи сделали вывод, что именно там находилось здание деревянной церкви.

В Ново-Иерусалимском монастыре экспедиция Института археологии РАН также работает с 2009 года. Осенью прошлого года Леонид Беляев рассказывал об обнаруженных там захоронениях сподвижников патриарха Никона и найденных мастерских, где обжигали изразцы и отливали колокола.
На этот раз он сообщил еще о двух находках. Одним из них стал фрагмент бронзового колокола с рельефным изображением, в котором узнается композиция «Сошествие во Ад». Видны жены-мироносицы, нижние части фигур Иисуса Христа и Иоанна Предтечи, фрагмент венка, обрамляющего изображение. Композиция выполнена в стиле европейского барокко. Находка имеет размеры 30 на 35 см и весит 22 кг. Судя по всему, найденный фрагмент был частью неудачной отливки колокола. На нем осталась линия заусенец, которые на готовых колоколах срубались и полировались. Скорее всего, это был один из первоначальных вариантов будущего Воскресенского колокола, весившего около 500 пудов и известного нам по упоминаниям в письменных источниках. Находка особенно интересна тем, что подтверждает ориентацию патриарха Никона на европейские традиции церковного искусства.
 
Фрагмент колокола.
Также были найдены три печи для обжига керамических изразцов. Это целый производственный комплекс, в котором были больших горна, имеющие общую стенку (общий размер 385 на 347 см), и пристроенный к ним позже еще один, поменьше (150 на 176 см). В одной из обжигательных камер осталась готовая продукция – изразцы. Печи перестали использоваться в последнем десятилетии XVII – первой четверти XVIII века.
 
Общий вид производственного комплекса с горнами.
Найденные изразцы были предназначены для архитектурных сооружений. Они представляют собой капители, полуколонны, пилоны, покрытые растительными орнаментами и изображениями ангелов. На некоторых изделиях нанесена дата – 1690 год. Все изразцы прошли только первичный обжиг, предшествовавший нанесению на них цветной эмали.
 
Изразцовая колонка.
 
Изразец с ангелом и чашей.
Ученых заинтересовали и другие объекты, найденные в этом производственном комплексе. Это так называемый «печной припас» – специальные подставки, на которые устанавливались изразцы для обжига. Они также были из обожженной керамики. В печной припас входили столики с тремя рожками вверху и плоской круглой подставкой снизу. В этих рожках устанавливался изразец. Столбики были трех размеров, что позволяло располагать изделие в печи на нужной высоте. Также имелись керамические треугольные клинья, закреплявшие изразцы. Это первый случай обнаружения подобных предметов до XVIII века. Он позволяет лучше восстановить процесс изготовления изразцов.
 
Печной припас.
О других интересных исследованиях, которые российские археологи провели за этот год, читайте завтра в специальном материале ProScience, посвященном дню археолога.
Источник иллюстраций - Институт археологии РАН.