Уилсон Эдвард Wilson Edward Osborne (англ.) 1929 - ... США Американский биолог, известен как основоположник теории островной биогеографии и один из основателей социобиологии, занимающейся изучением биологических основ социального поведения животных и человека. Термин «социобиология» был предложен Эдвардом Уилсоном в одноимённой книге: Sociobiology: The New Synthesis / Социоблиология: новый синтез, вышедшей в свет в 1975 году.
«В 1975 году специалист по муравьям (Точнее: он начинал свою научную карьеру с их изучения – Прим. И.Л. Викентьева) из Гарвардского университета Эдвард О. Уилсон опубликовал работу Социобиология, в которой показал, что гены сами по себе могут привести к развитию удивительно сложного поведения. Но он также попытался перенести утверждения, относящиеся к муравьям, на поведение людей, что вызвало бурю споров - в немалой степени из-за того, что эта точка зрения возрождала генетический детерминизм со скрытым евгеническим подтекстом. Тем временем учёные продолжали приводить доказательства влияния генов, начиная с сексуальной ориентации и заканчивая выбором профессии. […] Уилсон попытался показать, что влияние генетических факторов на поведение является ниточкой, связывающей таких общественных существ, как муравьи, рыбы, птицы и человек. Например, борьбу за территорию он объяснил в терминах генетического понятия семейного отбора, согласно которому существа жертвуют собой ради спасения большего количества видов с родственными им генами».
«Центральный тезис социобиологии звучит так: каждая форма социального поведения обязательно имеет генетическую основу, которая «заставляет» индивидов действовать так, чтобы обеспечить успех для себя и сородичей. С этой точки зрения и агрессия, и страх, который проявляют только что родившиеся особи, представляют собой генетически детерминированные и эволюционно отобранные образцы поведенческих реакций. Объясняя поведение генетической основой, социобиология выявила гены агрессивности, незлобливости, способности ориентироваться в пространстве и т.п. Социобиология объяснила различия в поведении, обусловленные полом животного. Главное назначение самки - обеспечить выживание потомства. Поэтому она выбирает самца или на основе его генетических качеств, или имея в виду его помощь в заботе о потомстве. Интерес самцов - репродуктивный успех, и в меньшей степени - организация семьи. Таким образом, по представлениям социобиологов, такие поведенческие проявления, как верность, измена, выбор партнера, детерминируются генетически. Одним из спорных моментов социобиологии является выяснение того, что в большей мере является движущей силой эволюции - эгоизм или альтруизм. В соответствии с точкой зрения английского учёного Р. Докинса, воспроизводство жизни - это функция эгоизма, и всё, что эволюционировало, должно было быть эгоистичным. Однако как объяснить с позиций борьбы за существование широкое распространение альтруистического поведения? Возникает также вопрос: как альтруистическое поведение может передаваться из поколения в поколение? Ответ на него к настоящему времени звучит так. Если одно животное подаёт сигнал об опасности другим, рискуя своей жизнью, то это поведение может быть сохранено отбором, так как даёт преимущества родственным особям, и гены альтруистической особи сохраняются в них. Так, жало рабочих пчёл остается в теле врага, однако при этом гибнет и сама пчела. Африканские термиты в сражении с врагами извергают особый секрет, от которого гибнут и их противники и они сами. Популяции, в которых индивиды проявляют самопожертвование ради пользы других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которых прежде всего заботятся о собственном благополучии».
https://vk.com/wall-767095_80694
http://vikent.ru/author/2226/
Wilson Edward Osborne
«В 1975 году специалист по муравьям (Точнее: он начинал свою научную карьеру с их изучения – Прим. И.Л. Викентьева) из Гарвардского университета Эдвард О. Уилсон опубликовал работу Социобиология, в которой показал, что гены сами по себе могут привести к развитию удивительно сложного поведения. Но он также попытался перенести утверждения, относящиеся к муравьям, на поведение людей, что вызвало бурю споров - в немалой степени из-за того, что эта точка зрения возрождала генетический детерминизм со скрытым евгеническим подтекстом. Тем временем учёные продолжали приводить доказательства влияния генов, начиная с сексуальной ориентации и заканчивая выбором профессии. […] Уилсон попытался показать, что влияние генетических факторов на поведение является ниточкой, связывающей таких общественных существ, как муравьи, рыбы, птицы и человек. Например, борьбу за территорию он объяснил в терминах генетического понятия семейного отбора, согласно которому существа жертвуют собой ради спасения большего количества видов с родственными им генами».
«Центральный тезис социобиологии звучит так: каждая форма социального поведения обязательно имеет генетическую основу, которая «заставляет» индивидов действовать так, чтобы обеспечить успех для себя и сородичей. С этой точки зрения и агрессия, и страх, который проявляют только что родившиеся особи, представляют собой генетически детерминированные и эволюционно отобранные образцы поведенческих реакций. Объясняя поведение генетической основой, социобиология выявила гены агрессивности, незлобливости, способности ориентироваться в пространстве и т.п. Социобиология объяснила различия в поведении, обусловленные полом животного. Главное назначение самки - обеспечить выживание потомства. Поэтому она выбирает самца или на основе его генетических качеств, или имея в виду его помощь в заботе о потомстве. Интерес самцов - репродуктивный успех, и в меньшей степени - организация семьи. Таким образом, по представлениям социобиологов, такие поведенческие проявления, как верность, измена, выбор партнера, детерминируются генетически. Одним из спорных моментов социобиологии является выяснение того, что в большей мере является движущей силой эволюции - эгоизм или альтруизм. В соответствии с точкой зрения английского учёного Р. Докинса, воспроизводство жизни - это функция эгоизма, и всё, что эволюционировало, должно было быть эгоистичным. Однако как объяснить с позиций борьбы за существование широкое распространение альтруистического поведения? Возникает также вопрос: как альтруистическое поведение может передаваться из поколения в поколение? Ответ на него к настоящему времени звучит так. Если одно животное подаёт сигнал об опасности другим, рискуя своей жизнью, то это поведение может быть сохранено отбором, так как даёт преимущества родственным особям, и гены альтруистической особи сохраняются в них. Так, жало рабочих пчёл остается в теле врага, однако при этом гибнет и сама пчела. Африканские термиты в сражении с врагами извергают особый секрет, от которого гибнут и их противники и они сами. Популяции, в которых индивиды проявляют самопожертвование ради пользы других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которых прежде всего заботятся о собственном благополучии».
https://vk.com/wall-767095_80694
http://vikent.ru/author/2226/
Wilson Edward Osborne