Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 18 июля 2015 г.

"Далекие русские": этногруппы русских за границей

Они остались за границей, но сохранили и традиции, и язык, и веру. Этнические группы русских за пределами России очень разнообразны, но общее в них то, что именно они являются хранителями частицы "русского мира" за рубежом.





Албазинцы

Группа русских, сформировавшихся при взаимодействии с китайским населением в Пекине. Албазинцы выглядят как китайцы, говорят на китайском, но сквозь века сохранили православную веру и русское самоназвание.

В XVII веке русские казаки и первопроходцы осваивали нынешний Дальний Восток, на территории которого претендовал и императорский Китай. В 1685 году войска императора Кан Си организовали успешную осаду крепости Албазин. Гарнизон сдался. Несколько десятков человек, в том числе и священник, попали в Пекин.




По одним данным, их отвели насильно, по другим, люди добровольно приняли новое подданство. Албазинцам отвели отдельный район для проживания, казаки стали служить в одной из элитных частей, где уже была русская рота из других пленных. Дважды русские подвергались гонениям. В Пекине во время боксерского восстания китайских православных, среди которых были и албазинцы, убивали. Уничтожались храмы и в период культурной революции.

В наши дни албазинцы продолжают жить в Пекине. Их численность оценивается в несколько сот человек. Часть из них вернулась на историческую Родину. Особенность этногруппы в том, что, утратив язык, люди сохранили религию и осознание русских корней.


Потомки русских на Аляске

Когда Аляска перешла во владение США, русские стали покидать регион. Но не все. Часть сотрудников Русско-Американской компании осталась. Специально для «пенсионеров» строились поселения. Отставники заводили семьи, женились на представительницах местных народов. В поселке Нинилчьик, где живут потомки русских, сохранился особый диалект русского языка.



Изучили его лингвисты Мира Бергельсон и Андрей Кибрик. В XX веке американские власти боролись с местными языками, стремясь ассимилировать коренное население Аляски. Под удар попал и русский язык. Русская школа была закрыта. В диалекте много обычных русских слов, но есть интересные заимствования из английского и алеутского. Машина – кара (от английского car), ребенок – бейбочка (от английского baby). Кириллицу утратили. Утрачен средний и частично женский род. Самосознание потомков русского населения Аляски, скорее, аляскинское или американское. Говорят на уникальном варианте русского языка не больше 25 человек, все – пожилые люди. Но русский язык и обычаи глубоко осели в местной культуре. В соседних населенных пунктах местные жители, не зная русского, на свадьбах кричат Gorko.

Казаки-некрасовцы

Группа казаков, покинувших земли Дона после поражения Булавинского восстания в начале XVIII века. Под предводительством Игната Некрасова до 8 тысяч человек-староверов сначала отправились на Кубань, на тот момент находящейся под контролем Крымского ханства.

Оттуда некрасовцы переехали в устье Дуная. Там, из-за споров за места рыбных промыслов начались столкновения с запорожцами, которые также переехали на Дунай после разгрома Запорожской сечи. В итоге община разделилась, часть Игнат-казаков переселились в Энос на побережье Эгейского моря и на озеро Майнос в азиатской части Османской империи. Дунайская часть община слилась с другими староверами. Эносские казаки влились в майносскую общину, откуда впоследствии часть казаков переехало на озеро Мада. Жили некрасовцы обособленно, по «заветам Игната». Занимались рыбной ловлей. Исповедовали старообрядчество, хотя гонение на веру и не было главной причиной того, что люди покинули родные земли. Взаимодействие с турецким и греческим населением было минимальным. А за брак с турком могли и казнить. В османской армии некрасовцам доверяли охранять обозы и добычу, были казаки и в охране султана.



К началу ХХ века отношения с турецкими властями ухудшились. Усилилось налоговое бремя. Мужчин обязали служить в армии на регулярной основе, некрасовцы приняли участие в итало-турецкой войне, защищали пролив Дарданеллы в Первую мировую. Воевали как отдельная часть. Многие из казаков решили вернуться, на что и получили разрешение царского правительства. До 80 семей переехало в Грузию в 1911 году, оттуда они направились на Кубань, где их зачислили в Кубанское войско и выделили земли. Но большая часть некрасовцев не нарушало завета Игната «при царе в Россию не возвращаться».

В 1920-е уже в Советскую Россию возвращались другие семьи. В период становления турецкой республики Игнат-казаки укрывали греков, из-за чего даже был бой с турецкими войсками. В кемалистской Турции некрасовцев хотели отуречить, обязали ходить в турецкие школы и открыть населенные пункты для турецкого населения. Некрасовцы служили в армии уже как обычные призывники. В 1960-е прошел второй этап репатриации. Некрасовцы поселились в Ставропольском крае. Часть Игнат-казаков на историческую Родину так и не переехали, эмигрировав в США. В СССР некрасовцы сохранили религиозность, знание турецкого языка, но в целом адаптировались к новой условиям жизни, сохранив самобытность.


Русские в Китае

Помимо албазинцев в КНР давно живут и другие русские. Русские включены в список 56 национальностей Китая, которые признаны правительством. Мало того, на севере страны, существует русская национальная волость – Шивей. Волость в 2005 году вошла в десятку самых привлекательных волостей в Китае, конкурс проводился центральным телевидением КНР.



В Шивей живет более 4000 человек, из них русских около 1700. В городе Ээргуна находится русский этнографический музей. Кроме того, в уезде Сюнькэ провинции Хэйлунцзян есть село Сяодинцзыцунь. Здесь проживают более 900 человек, из которых почти половина – китайские русские. По решению местных властей село переименовано в Русское Пограничное. Эта группа русских перешла на китайский язык, внешне люди тоже больше похожи на азиатов, но сохранили культуру, бытовые особенности и обычаи, православие.




Регулярно празднуются Пасха и Рождество. Колорит, русские деревянные дома привлекают в волость китайских туристов с других районов страны. Русские стали селиться на этих землях в XVIII-XIX веках, переезжали крестьяне, казаки, оседали купцы и священники. Большое количество русских приехало после 1917 года.


Липоване

Из-за гонений и притеснений многие староверы покидали Россию. Значительная часть поселилась близ устья Дуная. Сейчас липоване проживают в Румынии, Молдавии, Одесской области и частично в Болгарии. По разным данным, в Румынии липован от 30 до 100 тысяч человек. Сейчас этническая группа официально признана румынскими властями. В парламенте есть представитель липован.



При правлении диктатора Чаушеску русских хотели ассимилировать, запрещалось преподавание на русском языке, но липоване сохранили и старую веру, и язык, и обычаи. Многие до сих пор по традиции ходят с бородой. Внешность у липован русская, а не румынская. Множество сел липован расположены по украинскому и румынскому берегам Дуная. Главный промысел липован – рыбная ловля. Известное село Вилково – «дунайская Венеция» - также является липованским. Есть несколько версий происхождения названия этногруппы. Возможно, от селения Липовцы, где скрывались старовер. В австрийской литературе утвердилась версия, что этноним происходит от последователей филипповского согласия, которые первыми появились в Молдавии и первоначально назывались «филиппованами», а позднее название сократилось. В Румынии в состав общины липован влились некрасовцы. В советское время часть липован переехали на историческую Родину.

Георгий Гуриев

Источник: «Далекие русские»: этногруппы русских за границей
© Русская Семерка russian7.ru