Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 17 июля 2015 г.

Загадки Микенской цивилизации


(Греция, сентябрь 2006)

"Тиринф, в южной части Арголиды, уже в древности возбуждал удивление необычайно массивными стенами, которые предание приписывало баснословным циклопам, вызванным царем Прэтом из Ликии" (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1896, том 19, стр. 247, статья "Микенские древности").

Про колоссальные каменные глыбы, из которых сложены эти стены, "еще Павсаний говорил, что они заслуживают не меньшего удивления, нежели египетские пирамиды" (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1901, том 33, стр. 232, статья "Тиринф"). Вес некоторых глыб доходит до 100-120 тонн. Павсаний - путешественник и писатель 2 в. н.э. Важнейшее его сочинение - "Описание Эллады" в 10 книгах. Шлиман при открытии царских гробниц в Микенах руководствовался описанием Павсания.

Микенская (или Крито-Микенская) культура процветала в бассейне Эгейского моря во второй половине 2 тысячелетия до н.э. Именно этим временем датируются основные постройки в Микенах и Тиренах в Арголидской долине на юге полуострова Пелопоннес.

Все это я прочитал уже потом, в Петербурге, а в Греции - как только увидел в путеводителе упоминание "циклопических" стен - сразу отправился их осматривать.

К моменту, когда я читал этот путеводитель в Греции, мне уже удалось посмотреть несколько серий фильма "Загадки Древнего Египта" (режиссер и сценарист - А.Скляров). В этом фильме демонстрируются обнаруженные группой исследователей следы обработки камней (распилы, круглые и прямоугольные углубления с прямыми внутренними углами). Нам ничего не известно о наличии таких высокотехнологичных инструментов, оставляющих указанные следы обработки, у египтян времен фараонов.

Мне представляется весьма разумным вывод, предлагаемый авторами фильма, что несколько наиболее хорошо сохранившихся пирамид было построено не фараонами, а другими цивилизациями, которым были доступны весьма совершенные технологии обработки камня, существовавшими еще до фараонов.

Мне кажется, что некоторые следы на камнях в Тиренах и в Микенах можно интерпретировать аналогичным образом.
 
 
Тирены.

Развалины крепости и дворца расположены справа у самой дороги, ведущей из Нафплио в Аргос, около 4 км от Нафплио, сразу за Тиренами.

Хочется обратить внимание на следующее.

1. Участки "циклопических" стен сильно отличаются от других стен, построенных античными греками. На фото 1 видно отличие структуры кладки и разница в размерах и форме камней. На фото 2 и 3 виден масштаб стен и структура кладки наружной поверхности стены и внутренней части (для масштаба - высота деревянной загородки 1.5 м). Если античные греки таких стен не строили, то почему во времена Микенской цивилизации, всего на несколько столетий раньше, это было необходимо и доступно?



2. На фото 4 видны основания древних строений (собственно, это все, что осталось). Между залами были дверные проемы, в основании которых лежат пороговые камни больших размеров длиной около 3 м и больше. По бокам дверных проемов остались большие камни (иногда сдвоенные) прямоугольной формы.



На всех пороговых камнях видны следы распилов большей или меньшей четкости. Хорошо видно, что пороговые камни выравнивали пилой с двух сторон (фото 5, 6, 7). Пилой проводили не очень ровно, ошибаясь, делали новый пропил (фото 6), а потом скалывали угол. Видимо, выравнивающие пропилы делали, когда пороги уже лежали на месте.



Следы обработки другого характера видны на боковых поверхностях камней по бокам дверных проемов или лежащих отдельно (фото 8 и 9, 10). Такие же следы видны на камнях, лежащих в основании колонн (фото 11).



3. Углубления прямоугольной формы (фото 12 и 13) имеют неровные внутренние поверхности, и могли быть просто выбиты. Такие углубления встречаются неоднократно.



4. Фото 14 приводится просто для восхищения возможностями неизвестных строителей. Это основание для банной комнаты площадью 7-8 кв.м изготовлено из одного базальтового монолита (Энциклопедия Брокгауза и Эфрона). Видно, что в полу сделана небольшая выемка, по краям всего несколько миллиметров, с наклоном в сторону слива в нижней части кадра. Естественно, в яме, в которую ведет слив, видны остатки древней канализации.


 

Микены

От Тирен до Микен нужно проехать около 20 км.

Хочется обратить внимание на следующее.

1. Конечно, во-первых - это знаменитые львиные ворота (фото 15). Поражают воображение огромные камни, образующие проем ворот, и треугольный монолит с изображениями двух львов - старейший монументальный рельеф в Европе датируется 1240 г до н.э. Но зачем строители использовали такие большие камни для сооружения стен (фото 16)? С внутренней стороны львиных ворот видна граница между двумя периодами сооружения стены (фото 17). Античные греки сложили стену из мелких необработанных камней. Тот же вопрос - почему через несколько столетий характер кладки настолько изменился?



2. Считается, что ворота были деревянные, и когда они закрывались, то подпирались бревном. В боковом камне проема ворот есть углубление, в которое, по-видимому, вставлялось это бревно (фото 18). Отверстие кажется совершенно круглым, или просто его выровняло и отполировало бревно, которое вставляли и вынимали несколько сотен лет? Дно отверстия кажется плоским и составляющим прямой угол со стенками отверстия. Не возникает никаких сомнений, что отверстие высверлили.



3. На фото 19 - отчетливые следы обработки камня. Снова распил? Если внимательно присмотреться, то видно, что поверхность покрыта параллельными бороздами (фото 19-а - часть кадра с фото 19, для масштаба - диаметр крышки объектива 78 мм). Такой след на поверхности камня мог быть оставлен фрезой.



4. Неоднократно встречаются прямоугольные в сечении сквозные отверстия, углом входящие в большие камни (фото 20). Такие пазы встречаются как во внешних углах больших камней, так и в середине поверхности. Их могли использовать для крепления веревки.



5. Небольшое примечание - описанные следы обработки всегда присутствуют на больших камнях, которые хорошо отличимы от лежащих по соседству камней и остатков кладки, которые приписываются античным грекам. Поздние строители в лице античных греков иногда даже не сдвигали эти старые, "циклопические" камни, а строили свои стены, неуклюже включая в них огромные старые камни (фото 21).



На фото 22 показано основание большой залы с колоннадой (видны основания под колоннами). Античные греки построили свои стены прямо поперек залы. Возможно, колонны упали в результате землетрясения в глубокое ущелье, отделяющее гору от холма, на котором было поселение.



И в Тиренах, и в Микенах от застройки "циклопических" времен остались только основания зданий, участки наружных стен и ворота.

6. Фото 23 и 24: Некое подобие тронного зала при входе в Микены, сразу после львиных ворот. Круглая площадка окружена рвом (или коридором). Возможно, он был крытым, а вот его стены - из каменных пластин! Размер метр с хвостиком на три метра, толщина сантиметров 15. Изготовить такие пластины очень непросто! Проще было сложить стенки из кирпичиков или небольших камней по типу как облицована чаша бассейна внутри (видно на фото). Не ясно не только, как это сделано, но и зачем потребовалось прибегать к столь сложной технологии.



7. Фото 25, 26 и 27 - Амфитеатр.

Этот амфитеатр находится примерно в 50 км от Микен, в Эпидавре. Имеет наилучшую в Греции сохранность. Потрясающая акустика, шепот в центре слышен наверху (даже сейчас здесь проводят концерты). Рядом находится святилище Асклепия, одно из самых известных мест врачевания в Древней Греции, причислялось к главным святыням античного мира. Датируется IV-III вв. до н.э.

Поражает легкость, с которой древние строили подобное...


 
 
Итоги и выводы.

1. Совершенно четкий и глубокий след со сколами (фото 8 и 9) позволяет предположить, что он был оставлен дисковой пилой с толщиной полотна около 2 мм.

Такой же вывод напрашивается при изучении пропилов на пороговых камнях (фото 6 и 7).

2. Что касается следов на камне фото 10, то здесь интерпретация не очевидна.

Пропилы не вгрызаются в толщу камня, как на фото 6, 7, 8 и 9. Можно предположить, что распилов было несколько, и дисковая пила при прохождении оставляла участок плоской поверхности. Но между участками, которые можно считать плоскими, поверхность сглажена по кривой. Вряд ли это результат действия времени, на других камнях нет такой сглаженности. Возможно, распил делали ленточной пилой, которая была не очень жесткой и угол распила менялся. Рискну сделать и другое предположение: это следы опалубки при заливке этого блока из известной древним строительной смеси.

Вообще, у древних греков и римлян поражает легкость сооружения огромных каменных комплексов из огромных блоков (амфитеатры и др.), тщательно вырезанных и отшлифованных, в том числе с вырезанными внутренними поверхностями. Такая легкость может логично объясняться только наличием у древних аналога современному бетону.

3. Совершенно отчетливый след на камне в Микенах (фото 19 и 19-а), как будто его сделали недавно, можно интерпретировать как след грубой фрезы.



Можно предположить, что строители периода Крито-Микенской культуры обладали пилами и фрезами, позволяющими обрабатывать камни, в том числе базальт.

Или же мы видим следы других цивилизаций, о которых нам ничего не известно, с удивляющими даже сегодня технологическими возможностями?

Фототехника.

Все снимки сделаны цифровым фотоаппаратом Canon 5D (около 13 млн.пикс.), оригинальное разрешение кадра 4368 х 2912 точек, размер jpeg-файла около 5 Мб. Показанная для масштаба крышка объектива имеет диаметр 66 мм (фото 7, 12, 19, 19-а), или 78 мм (фото 8, 10).

PS. Осмотр раскопок Тирен и Микен производился 20 сентября 2006 г. достаточно быстро, менее часа на каждое поселение. Многое я мог и не заметить. И уже дома в Питере я обнаружил в путеводителе, что совсем близко от Тирен имеется пирамида...

сайт Александра Дымникова - фото

сайт Александра Дымникова - велопутешествия