Представлены данные о рестрикционном полиморфизме митохондриальной ДНК (мтДНК) в чешской популяции (n=279). Установлено, что в структурном отношении митохондриальные генофонды чехов и других славянских народов (русских, поляков, словенцев, боснийцев) практически не различаются. Частота восточноевразийских (монголоидных) линий мтДНК у чехов составила 1.8%. Проводится анализ распространенности восточноевразийских линий мтДНК в популяциях Европы, относящихся к различным этнолингвистическим группам. Выявлены различия по частоте подобных линий мтДНК в различных группах славян: от 1.2 до 1.6% соответственно у южных и западных славян до 1.3-5.2% у восточных славян – русского населения Восточной Европы. Наиболее высокая частота монголоидного компонента зарегистрирована в митохондриальных генофондах русского населения Русского Севера и Северо-Западного региона, что может объясняться ассимиляцией славянами североевропейских финно-угорских народов в процессе формирования русского населения этих регионов. Обсуждается проблема происхождения монголоидного компонента в генофонде различных групп славян.
Генетические аспекты истории формирования населения Европы исследованы еще недостаточно, хотя различным проблемам в этой области уже посвящен ряд исследований. Среди них наиболее активно развиваются исследования полиморфизма высокополиморфных генетических систем – митохондриальной ДНК (мтДНК) и Y-хромосомы, наследуемых по одной из родительских линий. С помощью анализа полиморфизма мтДНК изучены популяции восточных, западных и южных славян. Анализ данных об изменчивости мтДНК в европейских популяциях, включая славянские, показал, что славяне характеризуются единством происхождения, центральное положение среди них занимают западные славяне, а степень генетических различий между группами славян определяется в значительной мере степенью смешения с дославянским населением современного этнического ареала славян, а также интенсивностью их взаимодействия с соседними народами. Последний вывод следует из того факта, что соседи русских – западнофинские популяции – характеризуются относительно высоким генетическим сходством с русскими, германские популяции – с западными славянами, а балканские – с южными славянами.
Между тем не все группы славян охарактеризованы в одинаковой мере. Довольно детально исследовано разнообразие митохондриальных генофондов южных и восточных славян, а западные славяне представлены практически одной этнической группой – поляками. Чехи и словаки, также относящиеся к числу западнославянских народов, изучены явно недостаточно. Целью настоящей работы является изучение разнообразия мтДНК в чешской популяции и сравнительный анализ распределения групп мтДНК у славян и соседних по отношению к ним народов Европы.
Материалы и методы
Сбор биологического материала (цельная кровь) осуществлялась на базе терапевтических отделений больниц от индивидуумов, не отягощенных наследственной патологией. Исследуемая выборка (n=279) представлена индивидуумами чешской национальности – уроженцами различных районов Чешской Республики.
(примечание администрации Расовой Антропологии: далее в работе идет описание методов сравнения и анализа мтДНК, которое мы пропустим)
Результат и обсуждение
Анализ изменчивости мтДНК у чехов показал, что их генофонд характеризуется типично европейской композицией групп и подгрупп мтДНК. Наиболее представленными у них, как и других славянских популяций, являются кластеры H, U, T, J (табл. 2). Подавляющее большинство кластеров мтДНК, выявленных у чехов, являются западноевразийскими по происхождению. Частота восточноевразийских (монголоидных) линий мтДНК у них составила 1.8% (группы A, N9a, M). Обнаружена также африканская линия (частота 0.4%), относящаяся к группу L2a, маркированной вариантом +13803HaeIII. В структурном отношении митохондриальные генофонды исследованных групп славян очень сходны по композиции групп и подгрупп мтДНК (табл.2). Анализ генетической дифференциации популяций показал отсутствие межпопуляционных различий во всех парах сравнений как с помощью F-статистики (Fst=0, p=0,68), так и с использованием точного теста (p=0,3 +- 0,08).
Анализ изменчивости мтДНК в популяциях Европы показал, что в генофондах различных славянских популяций практически всегда присутствуют линии ДНК, имеющие восточно-евразийское происхождение (табл.3). Однако неясно, чем это обусловлено: входил ли достаточно разнообразный монголоидный компонент в состав предкового генофонда славян или же его появление в генофондах различных групп славян имеет «накопительны» характер, т.е. связано с постепенной ассимиляций монголоидных линий ДНК в результате взаимодействия между населением Восточной Европы и Азии в различные эпохи?
Согласно лингвистическим, археологическим и палеогеографическим данным, распад балто-славянской языковой общности произошел примерно во второй половине III тыс.до н.э., что привело к появлению протобалтов и протославян. Анализ изменчивости мтДНК у славян и балтов показал, что их генофонды различаются по частоте восточноевразийского компонента (табл.3). Низкая частота монголоидных вариантов мтДНК у латышей и литовцев свидетельствует о том, что монголоидный компонент, по всей видимости, не был характерен для балто-славянского протогенофонда. Таким образом, правомочно предположение о том, что процесс накопления монголоидных линий мтДНК у славян и их предков интенсифицировался лишь на протяжении последних четырех тысячелетий.
Исследования изменчивости мтДНК у русского населения Восточной Европы показали, что региональные группы русских популяций различаются по частоте и композиции групп мтДНК, имеющих восточноевразийское происхождение. Данные табл.3 показывают, что частота монголоидного компонента повышается в северном направлении. Наиболее высокие частоты монголоидного компонента характерны для русского населения Русского Поморья и Северо-Западного региона, однако популяции этих регионов различаются по композиции групп мтДНК. Известно, что в процессе формирования русского населения большое значение имела ассимиляция коренного дославянского населения Восточной Европы собственно славянами. Поэтому межрегиональные различия между группами русских могут быть обусловлены генетическими особенностями ассимилированных популяций. Установлено, что для североевразийских финно-угорских популяций (таких, как саамы, финны, карелы) характерно присутствие главным образом двух групп мтДНК – Z и D5. Исходя из результатов филогеографического анализа предполагается, что эти группы мтДНК могли быть привнесены на север Европы из Азии еще в эпоху раннего неолита. Поэтому высокая частота группы Z и D5 у русских поморов, и в меньшей степени у русского населения Севро-Западного региона, обусловлена, по-видимому, ассимиляцией главным образом североевропейских финно-угорских народов. Между тем спектр восточноевразийских групп мтДНК у населения большинства регионов европейской части России, включая ее северо-западную часть, значительно шире, чем у населения Русского Поморья. Это свидетельствует о том, что ассимиляции был подвержен круг других популяций, генетически более сходных с такими современными восточноевропейскими народами, как мордва, марийцы, удмурты и коми. Усложнение структуры монголоидного компонента генофонда этих народов, по всей видимости, обусловлено долговременным взаимодействием с народами Сибири и Центральной Азии. Одним из главных периодов усиления этого взаимодействия является раннее средневековье, когда волны миграций целого ряда степных народов (гунны, авары, булгары, монголы) прокатились по Восточной Европе. Так, в VI веке н.э. авары достигли даже территорий Центральной Европы (Валахии, Паннонии, Трансильвании и Богемии), где ими был образован Аварский каганат, существовавший вплоть до IX в. н.э. Предполагается, что после распада Аварского каганата народы, входившие в его состав, были ассимилированы племенами славян. Таким образом, присутствие ощутимой частоты восточноевразийских линий мтДНК в генофондах некоторых популяций западных и южных славян (особенно на территории бывшего Аварского каганата), по всей видимости, является следствием этого процесса.
Что касается населения Восточной Европы, то антропологические данные показывают, что лесная полоса Восточной Европы была зоной интенсивного смешения народов. Предполагается, что формирование монголоидного комплекса признаков происходило не позднее верхнего палеолита, в связи с чем восточносибирские популяции могли располагать значительным запасом времени для миграций в Восточную Европу. Невыясненным остается вопрос о количестве этих миграций, так как на северо-западе Восточной Европы монголоидный комплекс наблюдается 10-8 тыс. лет назад, в составе днепро-донецких племен 7-6 тыс. лет назад, на территории Ивановской области (Сахтыш) 6-5 тыс. лет назад. Результаты анализа изменчивости мтДНК в русских популяциях хорошо согласуются с антропологическими данными, поскольку указывают на существенные различия по частоте монголоидных линий мтДНК между русским населением Русского Севера, Северо-Запада и центральных/южных районов европейской части России (табл.3). Надеемся, что в перспективе станут возможными исследования хронологии формирования разнообразия монголоидного компонента, присутствующего в генофондах русского населения и в других популяций славян.
Работа финансировалась программой Президиума Российской академии наук «Динамика генофондов и биоразнообразие».
2008 г., Б.А.Малярчук, М.А.Перкова, М.В. Деренко
Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук
Другие статьи Р.А.Ш. на эту же тему:
Индекс монголоидности. Данные по некоторым народам восточной и северной Европы.
https://vk.com/wall-47041459_8496
Уплощенность горизонтального профиля лица и встречаемость выступающих скул (степень 3) (косвенно указывают на монголоидное влияние)
https://vk.com/wall-47041459_11270
Ильзе Швидецки. "Денордизация славянских народов"
https://vk.com/wall-47041459_2044
https://vk.com/wall-47041459_2046
Древние новгородцы: нордические горожане и круглоголовое население окрестностей
https://vk.com/wall-47041459_16717
Генетические корни европейских народов по аутосомным ДНК.
https://vk.com/wall-47041459_25020
https://vk.com/wall-47041459_26613
https://vk.com/wall-47041459_25647
Файл Malyarchuk_2008_On_the_origin.pdf
источник
Генетические аспекты истории формирования населения Европы исследованы еще недостаточно, хотя различным проблемам в этой области уже посвящен ряд исследований. Среди них наиболее активно развиваются исследования полиморфизма высокополиморфных генетических систем – митохондриальной ДНК (мтДНК) и Y-хромосомы, наследуемых по одной из родительских линий. С помощью анализа полиморфизма мтДНК изучены популяции восточных, западных и южных славян. Анализ данных об изменчивости мтДНК в европейских популяциях, включая славянские, показал, что славяне характеризуются единством происхождения, центральное положение среди них занимают западные славяне, а степень генетических различий между группами славян определяется в значительной мере степенью смешения с дославянским населением современного этнического ареала славян, а также интенсивностью их взаимодействия с соседними народами. Последний вывод следует из того факта, что соседи русских – западнофинские популяции – характеризуются относительно высоким генетическим сходством с русскими, германские популяции – с западными славянами, а балканские – с южными славянами.
Между тем не все группы славян охарактеризованы в одинаковой мере. Довольно детально исследовано разнообразие митохондриальных генофондов южных и восточных славян, а западные славяне представлены практически одной этнической группой – поляками. Чехи и словаки, также относящиеся к числу западнославянских народов, изучены явно недостаточно. Целью настоящей работы является изучение разнообразия мтДНК в чешской популяции и сравнительный анализ распределения групп мтДНК у славян и соседних по отношению к ним народов Европы.
Материалы и методы
Сбор биологического материала (цельная кровь) осуществлялась на базе терапевтических отделений больниц от индивидуумов, не отягощенных наследственной патологией. Исследуемая выборка (n=279) представлена индивидуумами чешской национальности – уроженцами различных районов Чешской Республики.
(примечание администрации Расовой Антропологии: далее в работе идет описание методов сравнения и анализа мтДНК, которое мы пропустим)
Результат и обсуждение
Анализ изменчивости мтДНК у чехов показал, что их генофонд характеризуется типично европейской композицией групп и подгрупп мтДНК. Наиболее представленными у них, как и других славянских популяций, являются кластеры H, U, T, J (табл. 2). Подавляющее большинство кластеров мтДНК, выявленных у чехов, являются западноевразийскими по происхождению. Частота восточноевразийских (монголоидных) линий мтДНК у них составила 1.8% (группы A, N9a, M). Обнаружена также африканская линия (частота 0.4%), относящаяся к группу L2a, маркированной вариантом +13803HaeIII. В структурном отношении митохондриальные генофонды исследованных групп славян очень сходны по композиции групп и подгрупп мтДНК (табл.2). Анализ генетической дифференциации популяций показал отсутствие межпопуляционных различий во всех парах сравнений как с помощью F-статистики (Fst=0, p=0,68), так и с использованием точного теста (p=0,3 +- 0,08).
Анализ изменчивости мтДНК в популяциях Европы показал, что в генофондах различных славянских популяций практически всегда присутствуют линии ДНК, имеющие восточно-евразийское происхождение (табл.3). Однако неясно, чем это обусловлено: входил ли достаточно разнообразный монголоидный компонент в состав предкового генофонда славян или же его появление в генофондах различных групп славян имеет «накопительны» характер, т.е. связано с постепенной ассимиляций монголоидных линий ДНК в результате взаимодействия между населением Восточной Европы и Азии в различные эпохи?
Согласно лингвистическим, археологическим и палеогеографическим данным, распад балто-славянской языковой общности произошел примерно во второй половине III тыс.до н.э., что привело к появлению протобалтов и протославян. Анализ изменчивости мтДНК у славян и балтов показал, что их генофонды различаются по частоте восточноевразийского компонента (табл.3). Низкая частота монголоидных вариантов мтДНК у латышей и литовцев свидетельствует о том, что монголоидный компонент, по всей видимости, не был характерен для балто-славянского протогенофонда. Таким образом, правомочно предположение о том, что процесс накопления монголоидных линий мтДНК у славян и их предков интенсифицировался лишь на протяжении последних четырех тысячелетий.
Исследования изменчивости мтДНК у русского населения Восточной Европы показали, что региональные группы русских популяций различаются по частоте и композиции групп мтДНК, имеющих восточноевразийское происхождение. Данные табл.3 показывают, что частота монголоидного компонента повышается в северном направлении. Наиболее высокие частоты монголоидного компонента характерны для русского населения Русского Поморья и Северо-Западного региона, однако популяции этих регионов различаются по композиции групп мтДНК. Известно, что в процессе формирования русского населения большое значение имела ассимиляция коренного дославянского населения Восточной Европы собственно славянами. Поэтому межрегиональные различия между группами русских могут быть обусловлены генетическими особенностями ассимилированных популяций. Установлено, что для североевразийских финно-угорских популяций (таких, как саамы, финны, карелы) характерно присутствие главным образом двух групп мтДНК – Z и D5. Исходя из результатов филогеографического анализа предполагается, что эти группы мтДНК могли быть привнесены на север Европы из Азии еще в эпоху раннего неолита. Поэтому высокая частота группы Z и D5 у русских поморов, и в меньшей степени у русского населения Севро-Западного региона, обусловлена, по-видимому, ассимиляцией главным образом североевропейских финно-угорских народов. Между тем спектр восточноевразийских групп мтДНК у населения большинства регионов европейской части России, включая ее северо-западную часть, значительно шире, чем у населения Русского Поморья. Это свидетельствует о том, что ассимиляции был подвержен круг других популяций, генетически более сходных с такими современными восточноевропейскими народами, как мордва, марийцы, удмурты и коми. Усложнение структуры монголоидного компонента генофонда этих народов, по всей видимости, обусловлено долговременным взаимодействием с народами Сибири и Центральной Азии. Одним из главных периодов усиления этого взаимодействия является раннее средневековье, когда волны миграций целого ряда степных народов (гунны, авары, булгары, монголы) прокатились по Восточной Европе. Так, в VI веке н.э. авары достигли даже территорий Центральной Европы (Валахии, Паннонии, Трансильвании и Богемии), где ими был образован Аварский каганат, существовавший вплоть до IX в. н.э. Предполагается, что после распада Аварского каганата народы, входившие в его состав, были ассимилированы племенами славян. Таким образом, присутствие ощутимой частоты восточноевразийских линий мтДНК в генофондах некоторых популяций западных и южных славян (особенно на территории бывшего Аварского каганата), по всей видимости, является следствием этого процесса.
Что касается населения Восточной Европы, то антропологические данные показывают, что лесная полоса Восточной Европы была зоной интенсивного смешения народов. Предполагается, что формирование монголоидного комплекса признаков происходило не позднее верхнего палеолита, в связи с чем восточносибирские популяции могли располагать значительным запасом времени для миграций в Восточную Европу. Невыясненным остается вопрос о количестве этих миграций, так как на северо-западе Восточной Европы монголоидный комплекс наблюдается 10-8 тыс. лет назад, в составе днепро-донецких племен 7-6 тыс. лет назад, на территории Ивановской области (Сахтыш) 6-5 тыс. лет назад. Результаты анализа изменчивости мтДНК в русских популяциях хорошо согласуются с антропологическими данными, поскольку указывают на существенные различия по частоте монголоидных линий мтДНК между русским населением Русского Севера, Северо-Запада и центральных/южных районов европейской части России (табл.3). Надеемся, что в перспективе станут возможными исследования хронологии формирования разнообразия монголоидного компонента, присутствующего в генофондах русского населения и в других популяций славян.
Работа финансировалась программой Президиума Российской академии наук «Динамика генофондов и биоразнообразие».
2008 г., Б.А.Малярчук, М.А.Перкова, М.В. Деренко
Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук
Другие статьи Р.А.Ш. на эту же тему:
Индекс монголоидности. Данные по некоторым народам восточной и северной Европы.
https://vk.com/wall-47041459_8496
Уплощенность горизонтального профиля лица и встречаемость выступающих скул (степень 3) (косвенно указывают на монголоидное влияние)
https://vk.com/wall-47041459_11270
Ильзе Швидецки. "Денордизация славянских народов"
https://vk.com/wall-47041459_2044
https://vk.com/wall-47041459_2046
Древние новгородцы: нордические горожане и круглоголовое население окрестностей
https://vk.com/wall-47041459_16717
Генетические корни европейских народов по аутосомным ДНК.
https://vk.com/wall-47041459_25020
https://vk.com/wall-47041459_26613
https://vk.com/wall-47041459_25647
Файл Malyarchuk_2008_On_the_origin.pdf
источник