Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

четверг, 1 октября 2015 г.

Ведут ли межэтнические браки на Крайнем Севере к «закату этносов»?


OLYMPUS DIGITAL CAMERA
В статье А.И.Козлова [Вестник археологии, антропологии и этнографии 2014. № 3 (26)] оцениваются возможные последствия изменения генофонда коренных народов Севера в результате роста межэтнических браков с позиции медицинской антропологии. Автор ставит вопрос так: ведет ли смешение с пришлым населением к «закату этносов» Севера или же это благоприятное явление для коренного населения? Статья обосновывает второе: формирование генофонда «вестернизированного Севера» — явление положительное.
А.И.Козлов приводит данные переписей 2002-2010 гг., которые свидетельствуют – численность коренных северян за эти годы увеличилась на 2,97% (несмотря на общую депопуляцию в масштабах страны на 1,66%), однако это связано не с реальным ростом численности, а с тем, что большее число потомков от межэтнических браков предпочитают считать себя представителями северных народов.
Это вселяет надежду, что имена малочисленных народов Севера не исчезнут с этнической карты страны. Но их генофонд меняется из-за интенсивного потока генов от пришлого населения. Однако, как пишет автор, это явление можно рассматривать не только как угрозу существованию генофондов малых народов, но и как обогащение генофондов за счет повышения разнообразия.AKозлов_Tromso
Распространено мнение, что новые генотипы в условиях Крайнего Севера дезадаптивны и ведут к появлению «болезней цивилизации», от которых традиционные народы раньше не страдали. А.И.Козлов оценивает это представление в свете современной медицинской антропологии и генетики.
Для популяций Крайнего Севера характерна высокая доля носителей «экономных генотипов» — генетически обусловленных вариантов обмена веществ, адаптированных к существованию в условиях дефицита ресурсов. Такие типы метаболизма имеют преимущество при присваивающем типе хозяйства, потому что дают шанс пережить периодически наступающие голода. В условиях дефицита ресурсов питания риск метаболических расстройств (ожирения, диабета) много меньше, чем риск умереть от голода. Поэтому в популяции поддерживается высокое носительство «экономных генов».
Но в условиях развитого производящего хозяйства «экономный генотип» уже не полезен, а вреден: люди страдают не от недостатка питания, а от недостатка физической активности. Как результат – «экономные гены» повышают склонность к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям. Один из самых известных генов экономного метаболизма – ген APOE*ε4 – с высокой частотой встречается у народов Крайнего Севера и, как уже показано, вносит вклад в развитие сердечно-сосудистых заболеваний.
В последние десятилетия интенсивно растет урбанизация коренных северных народов. Сегодня каждый третий (а иногда и даже второй) представитель этих народов живет в городах. Соответственно, меняется образ жизни. Питание все больше отличается от традиционного и заметно смещается к усреднённому «европейскому варианту». В городских условиях APOE*ε4 и другие «экономные гены», которые при традиционном образе жизни играют адаптивную роль, становятся скорее вредными, чем полезными. Но в процессе «размывания» северного генофонда (насыщения генами пришлого населения за счет браков с ним) частота «экономных генов» снижается, и у городских представителей коренных народов это может уменьшать количество метаболических заболеваний.
А.И.Козлов приводит и другие примеры изменений в частоте генов метаболизма в результате смешения коренного населения Севера с пришлым. Так, снижается частота аллеля лактазной недостаточности (гиполактазии), который не дает взрослому человеку усваивать молоко. Он приводит данные: у потомков от чукотско-чукотских браков носительство аллеля С (гиполактазии) составляет 0,98, а у потомков русско-чукотских браков – 0,79. Соответственно, увеличивается частота лактазного аллеля Т, и в популяции возрастает способность употреблять молоко без негативных последствий для здоровья.
А это имеет непосредственное отношение к кальциевому обмену. Традиционная кухня северных народов обеспечивала их витамином D (рыба, морской зверь, оленина), а снижение в рационе этих продуктов ведет к D-гиповитаминозу и как следствию, к недостатку усвоения кальция. Но аллель лактазы, позволяющий усваивать молоко, дает дополнительный источник кальция с пищей. Носители аллеля T могут получать необходимый кальций с блюдами «европейской» кухни, в определенных пределах компенсируя этим снижение D-витаминного статуса.
Так, пишет автор, «Можно предположить, что у современных коренных северян России в результате интенсивного генетического смешения с другими этническими группами складывается новый метаболический комплекс, в достаточной мере отвечающий новым условиям жизни и питания». И далее: «…ситуацию можно рассматривать как вариант коэволюционных изменений. «Модернизационные» изменения среды включают не только особенности образа жизни, питания, уровня «фоновых» физических нагрузок и т.п., но также увеличение миграционной активности и расширение круга брачных связей. Сопутствующее этому «размывание» изолятов увеличивает темпы генетических изменений на уровне популяций, причем приток генов осуществляется именно из групп, более адаптированных к той «модернизированной», «урбанизированной» нише, к которой смещается среда обитания северян».
Следовательно, приток генов из других популяций не стоит рассматривать как «закат этносов» — резюмирует А.И.Козлов. Большинство потомков от смешанных браков выбирает своей национальностью «северные этносы», а изменение северного генофонда, которое происходит параллельно с изменением образа жизни, в конечном счете, сказывается положительно на здоровье населения.
Заключение автора: «В современных условиях культурно-антропологическая единица (этническая группа) все менее совпадает с медико-антропологической (популяцией), и генетическое смешение отнюдь не означает катастрофы. Наоборот, приток генов из других популяций может быть вполне благоприятным явлением в плане формирования новой адаптивной ниши: «вестернизированного» Севера.
Статью А.И.Козлова можно скачать здесь  2014_Вестн_археол_3-99-107