"Русь домонгольская была землей, где повсеместно царила военная (кшатрийская) демократия. Более того, сегодня историки признают, что княжества того периода больше всего напоминали греческие полисы. Русь была землей городов. Гардарика – так называли ее скандинавы. И соответственно, в каждом городе-государстве высшим органом власти было народное вече. Правда, правом голоса обладали далеко не все, но только «мужи» - главы крупных семей, люди домовитые. Они говорили и от своего имени, и от имени детей своих. То есть, бомжи гражданами не считались, разумеется.
И высшими ценностями для полноправных русских были свобода и честь. Весьма характерно, что вира (штраф) за «синюю рану» была, согласно «Русской правде», большей, чем за «кровавую». То есть, удар кулаком, оставлявший синяк, оценивался как оскорбительное деяние, совершенное с особым цинизмом. А пустить кровь – другое дело. Шрамы украшают воинов, а вот, синяки вряд ли.
Все боеспособные мужчины являлись членами ополчения, а его командирами и по совместительству высшими административными чинами были воевода и тысяцкий. Они, в отличие от князей, которых приглашали, прежде всего, как главнокомандующих и менеджеров, были членами общины.
И если очередной главком переставал устраивать общину, тысяцкий мог вступить в переговоры с каким-нибудь его родственником на предмет отстранения от власти неадекватного князя и замены его более подходящим.
То есть, князья могли меняться, а тысяцкие и воеводы оставались на своих позициях, как выразители суверенной воли полиса. Княжья же дружина была своеобразным спецназом, который менял дислокацию вместе со своим командиром.
Никакой единой централизованной Киевской Руси, которая потом вдруг распалась на удельные княжества, не существовало. Была Святая Русь, объединенная духовно, династически (только Рюриковичей считали достойными занимать княжеские столы), культурно и экономически.
Киевский князь был всего лишь первым среди равных. Верховного политического властелина не было, зато был церковный владыка – Киевский митрополит. То есть, именно духовное единство играло решающую роль.
Русь была организмом, знавшим периоды большей и меньшей консолидации. Центробежные и центростремительные импульсы непрерывно чередовались. Но это был естественный пульс жизни. Усобицы - процесс, в результате которого обреталось динамическое равновесие сложной, полицентричной системы. И в ходе своего естественного развития она вполне могла самоорганизоваться в некое подобие Священной Римской империи.
Рюриковичи, утомившись от бесконечных раздоров и осознав необходимость некоего верховного политического арбитра, договорились бы избирать Великого князя с соответствующими полномочиями. Могло возникнуть федеративное государство, в котором высокий уровень самостоятельности субъектов сочетался бы с единым стратегическим вектором развития, обусловленным общностью Веры, языка, культуры.
Но монголы такого шанса Руси не дали. Цивилизация свободных воинов столкнулась с беспощадной боевой машиной, сконструированной Чингисханом. Тогда не было в мире силы способной с ней совладать. Она с равным успехом перемалывала и племенные союзы, и империи, и даже террористические группировки. Те же ассасины, ночной кошмар мусульманских владык и крестоносных князей, неуязвимые в своем горном гнезде Аламуте, были без проблем раздавлены монголами."
"Демократия для белых"
источник
И высшими ценностями для полноправных русских были свобода и честь. Весьма характерно, что вира (штраф) за «синюю рану» была, согласно «Русской правде», большей, чем за «кровавую». То есть, удар кулаком, оставлявший синяк, оценивался как оскорбительное деяние, совершенное с особым цинизмом. А пустить кровь – другое дело. Шрамы украшают воинов, а вот, синяки вряд ли.
Все боеспособные мужчины являлись членами ополчения, а его командирами и по совместительству высшими административными чинами были воевода и тысяцкий. Они, в отличие от князей, которых приглашали, прежде всего, как главнокомандующих и менеджеров, были членами общины.
И если очередной главком переставал устраивать общину, тысяцкий мог вступить в переговоры с каким-нибудь его родственником на предмет отстранения от власти неадекватного князя и замены его более подходящим.
То есть, князья могли меняться, а тысяцкие и воеводы оставались на своих позициях, как выразители суверенной воли полиса. Княжья же дружина была своеобразным спецназом, который менял дислокацию вместе со своим командиром.
Никакой единой централизованной Киевской Руси, которая потом вдруг распалась на удельные княжества, не существовало. Была Святая Русь, объединенная духовно, династически (только Рюриковичей считали достойными занимать княжеские столы), культурно и экономически.
Киевский князь был всего лишь первым среди равных. Верховного политического властелина не было, зато был церковный владыка – Киевский митрополит. То есть, именно духовное единство играло решающую роль.
Русь была организмом, знавшим периоды большей и меньшей консолидации. Центробежные и центростремительные импульсы непрерывно чередовались. Но это был естественный пульс жизни. Усобицы - процесс, в результате которого обреталось динамическое равновесие сложной, полицентричной системы. И в ходе своего естественного развития она вполне могла самоорганизоваться в некое подобие Священной Римской империи.
Рюриковичи, утомившись от бесконечных раздоров и осознав необходимость некоего верховного политического арбитра, договорились бы избирать Великого князя с соответствующими полномочиями. Могло возникнуть федеративное государство, в котором высокий уровень самостоятельности субъектов сочетался бы с единым стратегическим вектором развития, обусловленным общностью Веры, языка, культуры.
Но монголы такого шанса Руси не дали. Цивилизация свободных воинов столкнулась с беспощадной боевой машиной, сконструированной Чингисханом. Тогда не было в мире силы способной с ней совладать. Она с равным успехом перемалывала и племенные союзы, и империи, и даже террористические группировки. Те же ассасины, ночной кошмар мусульманских владык и крестоносных князей, неуязвимые в своем горном гнезде Аламуте, были без проблем раздавлены монголами."
"Демократия для белых"
источник