Геродот сообщает о трёх сказаниях о происхождении скифов:
| 1.
По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким
образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по
имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена богиня Апи. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
2.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их,
как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и
опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал
обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и
он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать
царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло
скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и
траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все
племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут
их скифами.
3.
Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают,
впрочем, что со времён первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло
как раз только 1000 лет. Упомянутые священные золотые предметы скифские
цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно
богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснёт под открытым небом с
этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживёт и года.
Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать
на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по
рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым
большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В
области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают,
нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев.
И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает
зрению.
4.
Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных
странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня
быков Гериона (чаще — коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров
этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течёт,
начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не
могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов.
Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул,
а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом
исчезли.
5. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы — полудеву, полузмею (Богиня со змеями,
родоначальница скифов, известна по ряду античных изображений). Верхняя
часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя — змеиной. Увидев
её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его
заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но
она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда
Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила
отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с
удовольствием бы удалился с конями. Наконец, женщина отдала коней со
словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал
теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне
с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна
владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала.
Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то
лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так
натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того
оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на
чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и
выполнишь мое желание».
5.
С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь
Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук
и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда
дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом.
Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое
сыновей — Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны.
Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От
этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о
той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только
и сделала мать на благо Скифу).
По пробуем дать привязку происхождения скифов, агафирсов, гелонов к популяционной генетике.
С
моей точки зрения это предание указывает на ощность
происхождения агафирсов, гелонов и скифов по МАТЕРИНСКОЙ линии.
Тем не менее ниже приведённые строки указывают на их АЗИАТСКУЮ
миграцию (пункт 6).
Я думаю так:
1. Агафирсы - гаплогруппа I2, к тому же они мигрировали на Дунай (Истр),
т.е. на балканы. Это фракийцы.
2. Гелоны - гаплогруппа I1, мигрировали на север, в страну будинов. Это германцы.
3. Собственно скифы, на тот момент жили от Дона и до Дуная, это R1a.
6. Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам).
|