Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Я́мная культу́ра (точнее — Древнея́мная культу́рно-истори́ческая о́бщность) — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 года до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере.
Металлическое сырьё ямники получали на Кавказе.
В развитии ямной культуры выделяют три периода.
В частности, антропологи отмечают, что часть носителей ямной культуры имела тип «долихокранный узколицый и высоколицый», причем с резкой горизонтальной профилированностью и сильным выступанием носа, аналогичный типу, широко распространённому на Северном Кавказе и в Закавказье (куро-аракская и майкопская культуры)[6].
Другая часть носителей ямной культуры (а именно оставившее могильники Чограй, Лола-Архара и Кривая Лука) имели резко противоположный тип суббрахикранный, с тенденцией к брахикрании, широколицый и высоколицый, с чётко выраженными европеоидными чертами тип (который ещё сохраняется в Прикаспии), аналогии — краниологическая серия из могильника Джарарат (Армения)[6].
В результате изучения генома 69 европейцев, живших от 8000 до 3000 лет назад исследователи пришли к выводу, что по аутосомным маркерам ямная культура очень близка к культуре шнуровой керамики. По их мнению поздненеолитические люди культуры шнуровой керамики с территории Германии унаследовали 3/4 генов носителей ямной культуры, как и большинство современных европейцев. В связи с этим эти исследователи предполагают то, что современные западноевропейские носители этой гаплогруппы являются потомками ямников, переселившихся в Европу после 3000 г. до н.э. Они считают, что эти данные указывают на то, что, как минимум, некоторые из индоевропейских языков Европы имеют степное происхождение[8]. К выводам о широком генетическом влиянии ямной культуры на западную Европу бронзового века приходят и другие исследователи[9]. По их мнению культура шнуровой керамики появилась в результате экспансии ямников в Европу. Так же генетически близкими к ямной культуре являются европейские культуры позднего неолита и бронзового века: скандинавская, колоколовидных кубков и унетицкая. В районе Алтая афанасьевская культура не имет генетических отличий от ямной культуры, что может свидетельствовать о миграции ямников на восток[10]. Эти предположения были подвергнуты критике со стороны некоторых ученых, указывается, что гаплогруппы R1b1a2a2-Z2103 нет в этих культурах и она практически не распространена в Европе, что не тестировались другие, более ранние культуры[11].
Исследования показывают наличие у представителей ямной культуры только карих глаз[12].
под ред. Т. И. Алексеевой. Восточные славяне. Антропология и этническая история
↑ Yamna Culture (c. 3500-2500 BCE)
Massive migration from the steppe is a source for Indo-European languages in Europe
Ямная культура Медный век, Бронзовый век | ||||
Локализация | южная часть Восточно-Европейской равнины | |||
---|---|---|---|---|
Датировка | 3200—2300 гг. до н. э. | |||
Носители | - | |||
Тип хозяйства | кочевое | |||
Преемственность: | ||||
|
Я́мная культу́ра (точнее — Древнея́мная культу́рно-истори́ческая о́бщность) — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 года до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере.
Содержание
Хозяйство
Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами мотыжного земледелия вблизи рек и на некоторых городищах. Мотыги при этом изготавливались из костей (рогов). Ямники создавали колёсные повозки (телеги). Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска, могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье и т. д.).Металлическое сырьё ямники получали на Кавказе.
Погребения
Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади).Преемственность
Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также её генетически связывают с культурой воронковидных кубков[1]. Ямная культура сменяется полтавкинской. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — андроновская и срубная культуры[2].История
В рамках ранней версии курганной гипотезы Марии Гимбутас ямная культура связывалась с поздними протоиндоевропейцами. По её мнению, ареал ямной культуры был территорией распространения праиндоевропейского языка в позднеевропейский период, наряду с более ранней среднестоговской культурой. В настоящее время сторонники данной версии весьма немногочисленны, ввиду того, что глоттохронология и реконструируемая праиндоевропейская лексика позволяют датировать распад праиндоевропейской общности на несколько тысячелетий ранее ямной культуры. Другими исследователями население ямной культуры связывается с носителями индоиранских языков[3][4].
Ямная культура и майкопская культура в 4-м тысячелетии до н. э..
- Первый (ранний) этап (1-я половина — середина 3-го тыс. до н. э.)
На всей территории ямной культуры распространены однообразные захоронения с лежащими на спине и посыпанными охрой скелетами, ориентированными головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлышком, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные «скипетры») при почти полном отсутствии металла. Поселения — временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров. - Второй этап (3-я — начало 4-й четверти 3-го тыс. до н. э.)
Возникают локальные варианты. В причерноморских степях вместе с признаками раннего этапа появляются захоронения на боку с ориентированием головой на запад, яйцеподобные посудины с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шила). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к осёдлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скала Каменоломня и другие на Нижнем Днепре). - Третий этап (кон. 3-го — нач. 2-го тыс. до н. э.)
Локальные отличия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее расширены захоронения со скелетами, не всегда покрытыми охрой, с нестойким ориентированием по сторонам света, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфичные комплексы костяных украшений с молоткоподобными шпильками, повозки со сплошными колёсами. До конца третьего этапа рост локальных особенностей и распространение новых культур (преимущественно катакомбной культуры) привели к исчезновению ямной культуры.
Палеоантропология
Для населения ямной культуры характерны черепа с низким и ортогнатным лицом, низкими орбитами, сильно выступающим носом, сильно наклонным лбом и мощными надбровными дугами. Население культуры в целом не было однородным. У ряда находок выражены резко европеоидные особенности. На севере волго-уральского ареала население могло быть родственным волосовскому и гаринско-борскому, на востоке — терсекско-ботайскому. Также наблюдается сходство с черепами днепро-донецкой и среднестоговской культур. Предположительно носители ямной культуры были потомками пришельцев с запада и местных жителей хвалынской культуры. Носители ямно-полтавкинской культуры отличаются большей долихокефальностью, высоким и узким лицом, чем ранне-ямной[5].В частности, антропологи отмечают, что часть носителей ямной культуры имела тип «долихокранный узколицый и высоколицый», причем с резкой горизонтальной профилированностью и сильным выступанием носа, аналогичный типу, широко распространённому на Северном Кавказе и в Закавказье (куро-аракская и майкопская культуры)[6].
Другая часть носителей ямной культуры (а именно оставившее могильники Чограй, Лола-Архара и Кривая Лука) имели резко противоположный тип суббрахикранный, с тенденцией к брахикрании, широколицый и высоколицый, с чётко выраженными европеоидными чертами тип (который ещё сохраняется в Прикаспии), аналогии — краниологическая серия из могильника Джарарат (Армения)[6].
Генетика
По данным на 2015 год было исследовано 44 представителя ямной культуры, которые имели митохондриальные гаплогруппы: H (10 штук), U5 (9), T2 (7), T1 (4), U4 (3), K (3), W (3), N1a (1), J (1), U2 (1), I (1), X (1). У 11 человек была обнаружены Y-хромосомные гаплогруппы: R1b (субклады R1b1a2a2-Z2103 (8), R1b1a2-M269 (1), R1b1a2a-L23* (1) и R1b1a-P297* (1) и I2a2-S12195 (данный образец может относиться к катакомбной культуре))[7][8][9].В результате изучения генома 69 европейцев, живших от 8000 до 3000 лет назад исследователи пришли к выводу, что по аутосомным маркерам ямная культура очень близка к культуре шнуровой керамики. По их мнению поздненеолитические люди культуры шнуровой керамики с территории Германии унаследовали 3/4 генов носителей ямной культуры, как и большинство современных европейцев. В связи с этим эти исследователи предполагают то, что современные западноевропейские носители этой гаплогруппы являются потомками ямников, переселившихся в Европу после 3000 г. до н.э. Они считают, что эти данные указывают на то, что, как минимум, некоторые из индоевропейских языков Европы имеют степное происхождение[8]. К выводам о широком генетическом влиянии ямной культуры на западную Европу бронзового века приходят и другие исследователи[9]. По их мнению культура шнуровой керамики появилась в результате экспансии ямников в Европу. Так же генетически близкими к ямной культуре являются европейские культуры позднего неолита и бронзового века: скандинавская, колоколовидных кубков и унетицкая. В районе Алтая афанасьевская культура не имет генетических отличий от ямной культуры, что может свидетельствовать о миграции ямников на восток[10]. Эти предположения были подвергнуты критике со стороны некоторых ученых, указывается, что гаплогруппы R1b1a2a2-Z2103 нет в этих культурах и она практически не распространена в Европе, что не тестировались другие, более ранние культуры[11].
Исследования показывают наличие у представителей ямной культуры только карих глаз[12].
Галерея
Примечания
- ↑ Позднеиндоевропейская прародина по данным археологии
- ↑ Евразийская степная металлургическая провинция // БРЭ. Т.9. М.,2007.
- ↑ Е. Е. Кузьмина. цит. по кн.: Моргунова, с.96
- ↑ Арии // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- ↑ Шишлина Н. И. Северо-западный Прикаспий в эпоху Бронзы (V—III тысячелетия до н. э.)
- Morten E. Allentoft, Martin Sikora, Karl-Göran Sjögren, Simon Rasmussen, Morten Rasmussen, Jesper Stenderup, Peter B. Damgaard, Hannes Schroeder, Torbjörn Ahlström, Lasse Vinner, Anna-Sapfo Malaspinas, Ashot Margaryan, Tom Higham, David Chivall, Niels Lynnerup, Lise Harvig, Justyna Baron, Philippe Della Casa, Paweł Dąbrowski, Paul R. Duffy, Alexander V. Ebel, Andrey Epimakhov, Karin Frei, Mirosław Furmanek, Tomasz Gralak et al. «Population genomics of Bronze Age Eurasia»
- ↑ Мозаика культур Европы и Азии сложилась в бронзовом веке. - Генофонд.рф
- ↑ Индоевропейские языки в Европе – результат степной миграции? - Генофонд.рф
- ↑ Палеогенетика подтвердила важный вклад причерноморско-каспийских степняков в формирование генофонда европейцев - Элементы
Литература
- Мариупольская культурно-историческая область // БРЭ. Т.19. М., 2012.
- Михайловское поселение // БРЭ. Т.20. М.,2012.
- Мерперт Н. Я. Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья. М., 1974;
- Моргунова Н. Л., Кравцов А. Ю. Памятники древнеямной культуры на Илеке. Екатеринбург, 1994;
- Богданов С. В. Эпоха меди степного Приуралья. Екатеринбург, 2004.
Ссылки
- Список публикаций по ямной культуре
- Древнеямная культура в Уральской исторической энциклопедии
- Иванова С. В. Социальная структура населения ямной культуры Северо-Западного Причерноморья. Одесса: Друк, 2001.
- Погребения ямной культуры на территории Раздорского этнографического музея-заповедника
- J. P. Mallory, Yamna Culture // Encyclopedia of Indo-European Culture, Fitzroy Dearborn, 1997.
- Сергей Мануков. Российское происхождение европейцев (о результатах исследований учёных из Гарвардского и Копенгагенского университетов) «Expert Online» 15 июн 2015