Взгляните, как выглядят воронки, упомянутые в тексте со шведского сайта в связи с крепостью Фрётуна (это – воронки из другой местности, но они достаточно типичны). Такие воронки «бурились» водными массами, бушевавшими у подножия горы, на вершине которой находилась крепость Фрётуна. Невольно вспоминаются прославленные поэтические строки:
 

О скалы грозные дробятся с ревом волны
И, с белой пеною крутясь, бегут назад.
Но твёрдо серые утесы выносят волн напор
Над морем стоя.

В песне это звучит красиво, но в жизни возле таких скал на гребных судах плавать непросто. Поэтому неудивительно, что более активное судоходство, связанное с торговлей международного масштаба, осуществлялось в период VI-VII вв. южнее, в районе озера Мэларен, которое в рассматриваемый здесь период было открытым заливом моря. Но какую-то береговую полосу с названием, связанным со словом «гребля», и там искать бесполезно. В акватории Мэларен было множество островков, достаточно удобных для обустройства гаваней, но ни в какую «линию» они не выстраивались и «стана» не образовывали, функционировали, судя по всему, каждый сам по себе.
 

 
Фрагменты из сводной таблицы с данными об изменениях уровня водной поверхности в районе Мэларен (чуть севернее Риддар-фьорда, отсюда и разница в уровнях в один и тот же период: подъём суши не происходил равномерно в разных областях).

Наиболее прославленным из таких островков является, как известно, остров Маленький, с распространением христианства переименованный в остров Хельгё (сейчас расположен в муниципальном округе Ekerö). На этом островке обнаружены фигурка Будды VI в. из Северной Индии, ритуальная чашечка из Египта, монеты из Равенны, Рима, Византии и т.д. Понятно, что на этом островке в VI в. размещалась торговая фактория, члены которой вели торговлю впечатляющего международного характера. Но как я уже напомнила из Скандинавии такая торговля вестись не могла, поскольку ни паруса, ни судов соответствующего технического уровня у скандинавов в этот период еще не было.
 
Фото: Berig, Wikipedia

Поэтому логично предположить, что данная торговля осуществлялась купцами из Восточной Европы, которых я отождествляю с древними русами. Это предположение подтверждается и приведенными выше материалами археологических раскопок в Дарсйэрде, которые свидетельствуют о проживании там населения, хозяйственные традиции которого обнаруживали связь с Восточной Европой. Но археологический материал Дарсйэрде содержит только обычные бытовые предметы, которые позволили археологам определить занятия населения данной крепости как охоту, рыболовство и разведение скота. Ни воинами, ни международными торговцами жители крепости не были.

Я обратила еще внимание на то, что вблизи каждой из этих бывших крепостей были в свое время возведены церкви. Возможно, что одно из основных назначений и этих более поздних крепостей было служить в качестве сакральных центров. Но для подтверждения данного предположения надо более детально ознакомиться с доступным на сегодня материалом соответствующих археологических исследований. Кроме того, необходимо более подробно ознакомиться с теми археологическими находками, которые шведские археологи связывают с Восточной Европой. Все больше данных говорит о том, что восточные области Скандинавского полуострова изначально осваивались из Восточной Европы, а не наоборот.

Вот так. Что же касается норманистов и Рослагена, то хочу в завершение привести другой комментарий и мой ответ на него.
 
Автор: Николай Иванов

Комментарий: Вот и не занимайтесь выдумками, г. Грот, в угоду лжепатриотам! А также подтасовками, вывертами, софизмами и иными приемчиками для искажениями истории. Не надо Вам впаривать честному народу про Руден. Тем более что эти потуги в любом случае тщетны, ибо даже если признать за Вами правоту в этом вопросе, это все равно никак не решает проблему неполноты знаний о варягах, руси и их участии в создании единого Древнерусского государства.

Читая Вас, может показаться, что Вы не имеете политического интереса и пока еще не страдаете антинорманоманией. Не гордитесь, не ругаетесь, не отрицаете очевидных фактов, как Фомин, Сахаров и прочие политиканы от истории. Но уже близки к этому. Вы лингвист, вот и занимайтесь лингвистикой, не лезьте в дела, в которых узкий взгляд лингвиста будет скорее помехой в установлении истины, чем принесет пользу.


Мой ответ был таким:

«Г-н Иванов! Нечасто выпадает радость получить письмо от читателя, в котором предельно сжато и с непотопляемой прозорливостью дана оценка пройденному мной пути, а также намечено, каким курсом рекомендуется двигаться дальше. Сразу чувствуется подход опытного горлана-главаря, в недалеком прошлом привычного к составлению брошюр «о новом человеке» и колебавшегося только вместе с курсом… в общем, только вместе с генеральным курсом.

Итак, народу про Руден – не надо? Начальству, конечно, виднее. Но в оправдание моей тщетной потуги, вытекающей из неверно избранной платформы, хочу несмело указать, что про Руден – это не мой софизм или приемчик для искажения, а результат работы шведских геофизиков, короче, простая геофизика, в которой я ни сном, ни духом не виновата, не замешана, не состояла…

И чтобы я да с лжепатриотами?! Да никогда в жизни! Ни-ни, ни в одном глазу! А какую характеристику Вы мне дали: «не гордитесь, не ругаетесь, не отрицаете очевидных фактов». С такой характеристикой да в некие прошедшие времена признали бы годной хоть в загранкомандировку.

Чувствуется за Вашими словами хорошо узнаваемая несгибаемость: «Если геофизика становиться на пути, указанном и освященным… Написал же ведь в свое время Маркс, что Русь создали норманны, и точка! Какие тут еще могут быть выверты! Есть единственно правильное учение, его и надо давать честному народу!»

Вспоминается непрошено, что был когда-то аналогичный случай с Галилео Галилеем. Также вот и ему в свое время с отеческой суровостью указали: «Какая такая гелиоцентрическая система?! Указано святыми отцами, что Земля – центр, а Солнце вращается вокруг Земли, и мы не можем допустить, чтобы кто-то писал насупротив и выдумками занимался. А то ходят тут, понимаешь, всякие и впаривают! Вы, Галилей, не впаривайте здесь! Вы математик? Вот идите и занимайтесь математикой, а в раз и навсегда утвержденные высокими авторитетами законы природы не лезьте».

Я, вообще-то говоря, не лингвист, а историк, но образование получила эксклюзивное, и работе с переводами нас учили основательно. Но это я так, между прочим. Для Вас ведь все равно: что тот лингвист, что этот историк. Вы могли бы написать: узкий взгляд историка – помеха на пути к истине. Поскольку истина для Вас уже состоялась, и всякий, кто тревожит привычное и обношенное – источник раздражения и смутная угроза.

Спите спокойно, дорогой товарищ! Проблему участия руси решим, неполноту знаний углубим, единого Древнерусского государства не посрамим! С плохо скрытым удовольствием, Л.П. Грот.»

У норманистов, как известно, особенная стать: если факты против них, то тем хуже для фактов.
 
Лидия Грот, кандидат исторических наук