Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

суббота, 9 апреля 2016 г.

Возвращение к симбиозу человека и машины


«Есть надежда на то, что в достаточно близком будущем человеческий мозг и компьютерные машины будут тесно сотрудничать, в результате чего новый симбиоз будет думать не так, как какой-либо мозг до этого, и работать с информацией на таком уровне, к которому существующие сегодня машины не могут даже приблизиться.»
– Дж. К. Р. Ликлайдер, «Симбиоз человека и компьютера», 1960



                            

  Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер

56 лет назад Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер описал пророческую идею объединения компьютера и человеческого мозга, которые вместе будут думать на уровне, недоступном обычному человеку. Эта идея оказала влияние на целое поколение ученых и инженеров и серьезно повлияла на формирование современной вычислительной техники. Однако сегодня пользователи не особенно сотрудничают с машинами, они, скорее, подстраиваются, адаптируются для того, чтобы их использовать. Но разве должно быть не наоборот? Где же симбиоз?


Конечно, современные компьютеры во всех их видах куда более удобны в использовании, чем их аналоги из 1960-х. Исследования эргономики и человеческого фактора продвинули индустрию вперед и теперь люди и машины действительно взаимодействуют куда лучше. Это особенно видно по научным исследованиям в сфере взаимодействия человека с компьютером, а также в более новом направлении — антропоцентрических вычислениях и программировании.
Устройств, ставших результатом этих исследований, достаточно много: встроенная в шлем система отображения информации в истребителях F-35, Kinect от Microsoft и еще целая вереница различных устройств ввода, которые появились благодаря удешевлению сенсоров и избытку вычислительных мощностей. Однако симбиоз — это нечто куда более существенное, чем просто очередной способ взаимодействия с техникой.


                                                                                                    Шлем пилота F-35

Потенциал симбиоза человека и машины отлично прослеживается в искусстве, где новые технологии открыли возможности, до этого казавшиеся невероятными. Благодаря вычислительным технологиям, целая армия художников начала работать с новыми медиумами — например, играми с высокой степенью погружения и дополненной реальностью или полнометражными анимационными фильмами — а также с новыми возможностями по созданию и проигрыванию музыки.
Если раньше человеку была нужна звукозаписывающая студия, то теперь ему достаточно программы GarageBand; если раньше была нужна фотолаборатория, то теперь есть Photoshop; там, где была нужна целлулоидная пленка, теперь есть Blender и RenderMan. В этих сферах мы видим, как человек и компьютер работают бок о бок на благо искусства.

Когда мы пользуемся человеческими ресурсами и его серым веществом (ведь, по сути, мозг — это просто альтернативная вычислительная платформа), мы можем не только находить решения к неразрешимым проблемам, но еще и создавать к ним абсолютно новые подходы. Мы мыслим новыми концепциями, в прямом смысле думая мысли, которые до этого были невозможны. Соответственно, наша цель должна быть в том, чтоб создать системы для улучшения уже существующих у человека возможностей, а также в инструментов для того, чтобы научиться думать по-новому.

Море поразительных возможностей

Развитие в сфере вычислительных технологий на базе человеческого мозга открыло огромное множество новых возможностей. Луис Фон Ан, например, продемонстрировал, что человеческое пристрастие к играм и пазлам можно использовать для того, чтобы через ESP-игры(«игры с целью») создавать описания к картинкам в интернете, а также «сканировать» огромные книги при помощи капч (тех самых наборов символов на картинке, которые должны «доказать, что вы не компьютер»). В этих случаях происходит изменение отношений между пользователем, компьютером и задачей, которую нужно выполнить.


                                                                                                          Луис Фон Ан

У меня есть и собственный опыт в этой сфере. Как сотрудник DARPA, я участвовал в программе по разработке сверхсовременной сетевой платформы для пеших солдат. В качестве одного из основных ресурсов моя команда использовала тренировочную доктрину из боевого устава сухопутных войск США. Мы, по сути, переосмыслили всю концепцию сети и создали ее вокруг пользователя.
Наш подход сильно отличался от других команд, пытавшихся использовать самообучающиеся алгоритмы, смысловой анализ и другие техники, основанные на обработке и анализе данных, чтобы «выучить» типы контента, которые нужны пользователю. Метод самообучения и подход на основе «биг дата» — это достаточно сложные, математически элегантные алгоритмы.

Однако такой подход решает искусственную проблему. А если сосредоточиться на самом пользователе и его информационных потребностях и боевых задачах — эту общность можно обозначить как «отправную точку» — то большая часть алгоритмических сложностей просто отпадает, а в результате получается сеть для военных совершенно иного типа.
В этом и есть вся суть симбиоза: понять правильную, оптимальную роль человека в центре системы человек-машина. Человек и компьютер должны решать проблемы совместно, а не взваливать их лишь на машину. Возможно именно этого сейчас так не хватает: мы чаще просим компьютер решить вопрос самостоятельно, а не в рамках команды.

Например, для классического инженера компьютер — это просто продвинутый калькулятор; MATLAB заменила логарифмическую линейку, однако сами задачи остались чисто человеческими. Аналогичная ситуация, на самом деле, встречается во многих не-компьютерных сферах, когда база данных — это просто таблица в Excel, а текстовый редактор — лишь замена печатной машинке.
Чтобы полностью реализовать информационную революцию и вкусить плоды «второго века машин» (выделенного Эриком Бринолфссоном и Эндрю Макафи), мы должны сфокусировать исследования ученых на формулировании проблем нашего общества в контексте сотрудничества человека и машины. (Возможно, это одна из причин проблемы разнородности в информатике: мы относимся к машинам, как к чему-то отдельному от нас, а они, в свою очередь, отделяют нас от наших человеческих качеств вместо того, чтобы улучшать их.)

Из такого взгляда есть, как минимум, два следствия, связанных с образованием в информатике. Во-первых, за исключением тех, кто изучает взаимодействие компьютера и человека, когнитивную психологию и, возможно, определенные типы программирования, большинству студентов, занимающихся компьютерными науками, в ходе обучения не придется сталкиваться с нуждами пользователя, не говоря уже о его нуждах в сложных условиях науки или инженерии.
В образовательных учреждениях нужно распространять модель мышления, которая исходит из функции и строится вокруг потребностей пользователя, чтобы подталкивать людей к решению этих сложных научно-инженерных проблем.

Во-вторых, практически во всех традиционных подходах к изучению информатики компьютер воспринимается как изолированная коробка. В ней есть процессор, память, данные; математический алгоритм в виде кода; «киберфизическая» система из оборудования и программного обеспечения, отвечающая за банковские переводы, управление полетами, компьютерные игры, планирование производства и многое другое.
Как же нам объяснить студентам роль человека как центра системы человек-машина? Нам нужно обучить современных студентов так, чтобы они смогли придумать, как фундаментально изменить подход к решению различных проблем, чтобы они могли быть решены человеком совместно с компьютером.
Выводы для всей компьютерной науки настолько же радикальны. Мы тратим существенные интеллектуальные силы на то, что считаем фундаментальными компьютерными исследованиями, однако упускаем куда большие возможности из-за того, что задаем неправильный вопрос.

Правильная постановка вопроса сыграла принципиальное значение, когда Генри Форд и его команда строили свою автомобильную фабрику на реке Руж. Вместо того, чтобы просто увеличить объемы уже существующих типов производства, они переосмыслили взаимоотношения человека и машины в рамках одной системы.
Наша же задача заключается в том, чтобы вырастить новое поколение ученых и инженеров, которые будут способны изучать потенциал сотрудничества человека и машины — не замены человеческого труда машинным, а улучшением его качества во всех формах.


                                                                                          Альберт Эйнштейн

В одной из своих статей от 1949-го года Альберт Эйнштейн размышлял о влиянии науки на общества и пришел к выводу, что «Нам нужен совершенно новый тип мышления, если мы хотим, чтобы человечество выжило.» С моей точки зрения, партнерство человека и машины станет центральным в этом мышлении будущего. Мы живем в век стремительных технологичных и социальных изменений и единственный способ начать думать «быстрее» и иначе — начать делать это вместе с нашими компьютерными партнерами в рамках взаимозависимой борьбы за выживание.

Об авторе

Уильям Регли — заместитель директора отдела оборонных исследований в DARPA. Туда он пришле в 2014-м году после 17 лет работы на одном из факультетов Дрексельского университета. Регли опубликовал более 250 технических статей, включая тексты о исследованиях в сфере компьютерной графики, искусственного интеллекта, робототехники, беспроводных сетей, тканевой инженерии, инженерном дизайне и производстве.

Является старшим членом Ассоциации вычислительной техники, Института инженеров электротехники и Американской ассоциации по искусственному интеллекту.

http://defence.ru/article/9267/