Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Слово «Тенгри», написанное орхонским письмом
Впервые зафиксировано в китайских летописях при описании хуннов как 撑犁:
|
Описывая своё путешествие на Волгу в 921—922 гг., Ибн Фадлан писал о кочевых тюрках:
|
Основными божественными сущностями в монгольском тенгрианстве являлись Небесный Отец (монг. Тэнгэр Эцэг) и Мать-Земля (монг. Газар Ээж). Вера во всемирного, дарующего победы бога служило в Монгольской империи идеологическим средством усиления контроля хана. Так, повеления монгольских владык подкреплялись ссылкой на «Силу Вечного Неба»[6].
Имя бога по мнению участников проекта «Этимологическая база Старостина» происходит от общеалтайской лексемы с изначальным значением «клятва, божество»[7].
Происхождение связывается также с шумерским Dingir («Небо»)[8], с китайским
Примечания
- ↑ Eski Türk dini (gök tanrı inancı) ve … — Google Books
- ↑ Тэнгри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Eurasica.ru — Евразийский исторический сервер — Статьи — А. К. Бисенбаев. Мифы древних тюрков — КАК ТЕНГРИ СОЗДАЛ ТЮРКОВ И ПОДАРИЛ ИМ МИР
- ↑ Угдыжеков С. А. Социальная структура раннесредневековых кыргызов. — Абакан, 2003
- ↑ АХМЕД ИБН ФАДЛАН. КНИГА О ЕГО ПУТЕШЕСТВИИ НА ВОЛГУ В 921—922 гг.
- ↑ Письмо Гуюка папе римскому
- ↑ Этимологическая база Старостина
- ↑ Мифы народов мира: энциклопедия. — Т. 2. — М., 1988.
- ↑ Муратов Б. А. К вопросу об истории возникновения тюркского рунического письма // Урал-Алтай: через века в будущее. Материалы Всероссийской научной конференции (1-5 июня 2005 г.). — Уфа: Гилем, 2005. — C. 96-102
Литература
- Неклюдов С. Ю. Тенгри // Мифы народов мира. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — Т. 2. — С. 500—501. — ISBN 5-85270-072-9.