Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 1 июля 2016 г.

lah.ru - остров Пасхи

15-25 октября 2013


Состав экспедиции (слева направо):

Максим Ляменков, Николай Карякин, Елена Климова, Алексей Павлов, Андрей Скляров, Екатерина Манжосова, Данияр Адигамов, Мария Дудакова, Игорь Левашов, Наталья Ляменкова

* * *

Краткий словарь терминов:

  • Рапа Нуи - местное название острова (рапануйцы - коренные жители острова)
  • Моаи - каменные статуи
  • Аху - платформы с каменными статуями или без таковых
  • Пукао - шапка (по другой версии - волосы) на голове моаи
  • Ману - нематериальная духовная энергия, пронизывающая все вокруг и имеющая места концентрации в отдельных предметах и объектах (особенно в аху)

Основные выводы экспедиции:

  • История острова гораздо более древняя, чем принято считать в академической науке
  • Основная часть аху и моаи созданы вовсе не рапануйцами, которые в лучшем случае осуществляли лишь древний (примитивный) ремонт аху и устанавливали упавшие моаи
  • Наиболее древние аху и моаи созданы древней высоко развитой в техническом отношении цивилизацией (т.н. цивилизацией богов)
  • "Пластилиновая" технология (т.е. обработка природного камня, доведенного до пластического состояния) может быть переведена из разряда фантастических гипотез во вполне рабочую версию одного из технических приемов цивилизации богов.

Не нашел подтверждения целый ряд расхожих стереотипов:

  • Платформы и статуи расположены вовсе не равномерно по всему острову или побережью - основная их масса (причем наиболее качественных) располагается на восточном побережье острова.
  • Аху не имеют какой-либо астрономической ориентации, а построены в соответствии с местной береговой линией.
  • Упавшие моаи далеко не все лежат лицом вниз, что противоречит версии будто бы островитяне специально сбрасывали их с аху так, чтобы моаи не могли более обращать на них свой взор (глазами вниз).
  • Нет никакой единой ориентации упавших моаи. Даже в пределах одной платформы встречаются разные положения упавших статуй.
  • Моаи (за редчайшим исключением) сделаны вовсе не из черного базальтового туфа, а из осадочной породы типа песчаника.
  • Красный туф использовался не только для изготовления пукао.
  • Статуи не считались и не считаются рапануйцами почитаемыми изображениями вождей. Основное место сосредоточения ману - вовсе не моаи, а аху.

* * *


Tahai

Сектор, расположенный на западном побережье к северу от единственного городка Hanga Roa на острове.

Все отстроено заново явно в соответствии со стереотипными представлениями историков и археологов. В результате сделан совершенно не информативный Диснейленд.









Hanga Poukura

Очень сильно разрушенная платформа - уцелело практически одно только основание. Хоть аху на первый взгляд и какая-то неказистая, но ее сохранившаяся часть впечатляет.







Между двумя внешними стенками сделана обычная забутовка мелкими необработанными камнями - весьма логичное и рациональное конструкционное решение.



На блоках стенки аху со стороны острова видны уступы (поребрики), идущие едиными линиями сразу через несколько блоков - характерный признак того, что материал внешнего слоя камней снимался уже ПОСЛЕ укладки блоков.



Стенка аху со стороны моря - кладка из довольно больших блоков с элементами полигональности. Везде следы сильной эрозии.






В местах, где кладка повреждена или чуть разошлась из-за землетрясений, видны боковые грани блоков, на которых встречаются элементы обработки, характерные для полигональной кладки - изогнутые (а не плоские) поверхности, углубления и выступы.




На боковой поверхности одного такого блока (с выемками под сложную полигональную кладку на боковых поверхностях) имеются не очень отчетливые следы обработки, похожие на след пилы (центральный блок на фото, нижний правый угол).


Упавшие статуи почти полностью покрыты щебнем, что совершенно не соответствует версии их умышленного опрокидывания островитянами и больше похоже на последствия воздействия большой волны.

Vinapu

Сектор на юге восточного побережья неподалеку от аэропорта. Здесь располагаются сразу две аху по соседству.






Первая аху служила Хейердалу одним из основных аргументов в пользу его версии о южноамериканском происхождении рапануйцев - из-за сходства кладки стенки аху с аналогичной древней кладкой мегалитов в регионе близ столицы инкской империи Куско. Сходство действительно очень велико даже в деталях - небольшая выпуклость блоков, тщательная подгонка блоков, элементы полигональности, наличие мелких вставок и т.п. Однако особенности этой кладки (как и кладки близ Куско) указывают на то, что строили ее вовсе не инки (как полагал Хейердал), а древняя цивилизация богов. Кладка сохранилась очень хорошо, возможно, из-за некоторой удаленности от моря.
















В кладке имеются мелкие вставки, необходимости в которых нет (например, можно было бы просто снять часть блока), но они все-таки есть.


Под одной из таких вставок видна снятая фаска на нижележащем блоке. В других местах также просматриваются фаски, но уже менее отчетливо. Подобное снятие фаски характерно как раз для южноамериканской полигональной кладки.


Другая вставка имеет полуовальную форму (с поврежденными, видимо, при разрушении кладки в древнее время краями). При осмотре с близкого расстояния можно заметить, что поверхность нижележащего блока была тщательно отшлифована для обеспечения плотного прилегания.




В нижней части некоторых блоков имеется выступ, указывающий на снятие у них внешнего слоя после установки на место.



Вторая аху имеет более плачевный вид и кажется примитивной. Но возникает ощущение, что она собрана вторично из сильно поврежденных блоков каких-то древних руин.









Сильная разница двух аху может указывать на:

а) две разные культуры;

б) большую разницу в возрасте двух объектов одной цивилизации (боги правили на Земле тысячелетия).

* * *

Рядом с аху имеется несколько голов статуй, которые сильно отличаются от "классических" моаи большей "человечностью" и примитивностью исполнения, что наводит на мысль о более позднем подражании.




Hanga Hahave

Заехали чисто для сравнения – уж очень примитивно выглядит со стороны острова. Кажется просто грудой обычных камней.




Однако со стороны моря обнаружилась совсем другая картина – следы древнего ремонта. Явно давно "восстановленные" (насколько позволяли возможности "реставраторов") древние руины - археологических работ и современной реставрации тут не было. Весьма показательно, что поверх кладки из поврежденных блоков – мелкий рваный камень. Древние реставраторы блоков не изготавливали. По бокам стенки достроены также из рваного камня.



Ниже по склону – второй ярус платформы по той же схеме древнего ремонта.



Напротив через дорогу – упавшая разбитая статуя, которую будто бы не донесли до места. Тут соображение как в Ольянтайтамбо с уставшими камнями – если везли на чем-то, то под статуей должны были остаться бревна или круглые камни, но их нет; следовательно, двигали вертикально (или вообще по воздуху), поэтому и разбилась при падении.


Vaihu









Статуи стояли не на плитах, а на забутовочном камне, что представляется не очень логичным.


На некоторых "шапках" просматривается какой-то узор.


На прямоугольном блоке (слева от статуи) – какая-то изогнутая полоса (происхождение – загадка), ближе подойти нельзя.


На двух блоках – уже знакомый поребрик, указывающий на снятие материала после сборки складки.


Аналогично - в правой части следующего снимка


Места, где недоставало прямоугольных блоков на древних руинах рапануйцы просто заполняли обычным камнем.


В исходной кладке плоскости соприкасающихся граней блоков были очень хорошо выровнены.



Прямоугольные блоки валяются ощутимо далеко от платформы в сторону моря (землетрясение либо отходящая назад большая волна?).


Среди них - блок странной, но какой-то очень знакомой формы..

Akahanga


Статуи лицом вверх и вбок (не только вниз) – землетрясение, а не повалены кем-то.







В отличие от других аху стена со стороны моря кажется хуже по качеству.


Со стороны острова же в платформе видны плоские плиты из красного туфа с каким-то узором на торцевой стороне. Аху образована несколькими ярусами плит из разного материала. Складывается ощущение нескольких пластов культур (или неоднократный ремонт)








Много небольших плоских блоков в развалинах аху (некоторые с просверленными углублениями).




Такие же блоки во множестве лежат неподалеку от платформы в качестве материала для основания каких-то стен - блоки явно просто утащены с аху.






Тут же отдельно лежит довольно странная и небрежно сделанная статуя небольшого размера


Еще одна платформа неподалеку – полный примитив.



Ura Uranga Te Mahina

Первоначально мы проехали мимо, поскольку со стороны острова аху выглядела совсем ничем не примечательной. Но затем с небольшого мыса, выдающегося в море возле аху Akahanga, заметили в этой стороне обращенную к морю стенку из больших блоков, которая привлекла наше внимание, и мы вернулись. О чем совершенно не пожалели...







В аху имеется какая-то «нора» с перекрытием из плоских блоков. В стенках уложены блоки в том числе и из красного базальта. "Нора" совсем небольшая. Возможно, она была сделана много позднее самой аху в ходе какой-то древней "реконструкции" рапануйцами для захоронения чьих-то останков (подобные захоронения Хейердал находил в ходе своих раскопок). Как бы то ни было, это наводит на мысль, что и в первоначальных аху могут быть какие-то скрытые камеры.






Но все-таки та стенка, которую мы увидели со стороны моря, оказалась куда более впечатляющей. Во-первых, она непонятно как стоит - вертикально поставленные блоки без какой-либо дополнительной опоры спокойно удерживают вес всей груды забутовки, который давит на нее сбоку...





А во-вторых, в составе стенки находится несколько блоков, которые несут на себе следы "пластилиновой" технологии. Как будто кто-то пальцем (или палкой) непонятно с какой целью водил и тыкал по поверхности камня, находившегося в пластическом состоянии . Причем иногда следы идут не только по поверхности, но и уходят вглубь камня. В некоторых местах можно проследить даже последовательность нанесения этих следов, когда один след, проходя поверх другого соответствующим образом сдвигал часть материала камня. При этом сама поверхность камня выглядит чуть блестящей - как будто ее специально покрыли или пропитали каким-то составом.

К сожалению, взять образцы с этих камней не представлялось никакой возможности, поскольку аху считаются священными, и наш гид - коренной рапануец - не потерпел бы подобного святотатства. А штрафы за подобные деяния по местному законодательству исчисляются десятками тысяч долларов.

Любопытно, что признаки "пластилиновой" технологии до этого встречались нам (также как и характерная полигональная кладка) именно в Южной Америке - в регионе вокруг Куско.















Упавшие моаи стояли почему-то на той части платформы, которая находится за пределами странной «пластилиновой» стенки. Под моаи стенка гораздо проще...

Puno Pau

Место добычи красного туфа, из которого делали не только пукао (шапки) для моаи, но и блоки для аху. Факт, хорошо известный местным жителям и отраженный на щите для туристов, но почему-то до сих пор не отраженный в доступной литературе.










На одной из шапок (помеченной номером 39) мы нашли окончательное подтверждение того, что до полинезийцев - предков современных рапануйцев - на острове были представители совсем другой, более развитой в техническом отношении цивилизации. На пукао оказался след от пилы - шириной всего несколько миллиметров и глубиной до пяти сантиметров. Подобный след невозможно оставить никаким каменным инструментом - ни продолбить, ни процарапать. Здесь нужна именно пила из металла, а рапануйцы металла не знали вплоть до прихода сюда европейцев.




Сбоку на этой же пукао есть еще углубления. Они существенно шире пропила и вполне могли бы быть проделаны каменными инструментами, однако наличие на острове следов "пластилиновой" технологии наводит на совсем другие идеи.






Еще на одной пукао имеется криволинейный след от воздействия какого-то инструмента. Поверхность следа на удивление гладкая и ровная...



Скорее всего, в данном месте можно найти еще следы инструментов. Однако нам мешал не только дождь, но и бдительные смотрители. А мы уже итак нарушили все правила, поскольку и пукао, и места выхода красного туфа, из которого их сделали, находятся за пределами отведенной туристам тропинки. Так что пришлось довольствоваться тем, что есть...


Hanga Tetenga
Согласно местным преданиям, данный моаи упал в процессе установки. Однако при проведении Хейердалом эксперимента по установке моаи местные жители использовали для этого прием с созданием дополнительной рампы - насыпи из камней, которую сооружали под приподнимаемым рычагами моаи. Но почему тогда здесь нет никаких признаков рампы, хотя в случае подобной неудачи с моаи не имело никакого смысла ее разбирать (камней итак везде навалом)?..
Между платформой и морем сделана дополнительная искусственная "отмостка" из черного базальта.
На этой "отмостке" обнаружился блок со следами зубила. А это указывает на то, что не просто били камень о камень (как это утверждают доступные книги и фильмы), а использовалось сразу два инструмента - зубило и молоток. В противном случае не получились бы столь параллельные следы.
На другом камне были обнаружены не совсем четкие следы, напоминающие воздействие пилы.
One Makihi
Платформа сильно разрушена и не очень хороша по качеству, хотя здесь имеются плиты из красного туфа. И возможно, мы просто не видим каких-то важных особенностей из-за того, что они похоронены под развалом камней.
Два моаи упали лицом вверх. Один моаи почему-то очень сильно отличается от других своей сохранностью и меньшей степенью пустынного загара.
Странный блок, похожий на секцию античной колонны, которой здесь совершенно не место...


Tongariki
Диснейленд, собранный японцами с применением современной техники (на некоторых блоках имеются даже свежие следы дисковой пилы и трубчатого сверления). В результате реставрации вся содержательная информация утеряна. Рапануйцы считают стоящих здесь моаи "мертвыми".
Петроглифы на скалах


Taharoa
Довольно приличных размеров, но неказистая на вид аху в восточной части северного побережья. Можно было бы приписать островитянам, но смущает наличие прямоугольных блоков.
Большой угловой блок вызывает воспоминания о Саксайуамане...
Боковые "крылья" аху вполне соответствуют версии попытки древнего ремонта островитянами неких весьма сильно изношенных руин.
Рядом с аху - какая-то упорядоченная груда камней.


Rano Raraku
Потухший вулкан - место изготовления статуй. Доступ туристов, увы, жестко ограничен обозначенными тропинками. Масса смотрителей наблюдает за тем, чтобы никто не нарушал установленных рамок. Поэтому ко многим интересным местам подойти ближе не было никакой возможности.



Внешний склон кратера
Если ориентироваться на результаты раскопок Хейердала, то ныне доступна обозрению только верхняя часть статуй (треть, а то и менее) - остальное находится под грунтом. Статуя, раскопанная Хейердалом ныне снова закопана (так принято на острове - места археологических раскопок по окончанию вновь закапываются).
Поражает хорошая сохранность местных статуй. Возможно, это следствие того, что здесь они расположены далеко от моря и подвергаются меньшей эрозии.
Нередко у статуй очень хорошо проработаны детали - прочерчены ноздри, отшлифована шея и т.п.
То, что считается вытянутыми ушами, порой больше похоже вовсе не на уши, а на деталь прически - нечто вроде косичек или даже пейсов, только без завивки. В пользу именно такой версии свидетельствует и то, что начинаются эти "уши-косички" заведомо выше того места, где у человека располагается верх ушей.
Форма глаз - геометрически четко очерченная и определенно законченная, никаких дополнительных вставок (как у некоторых реставрированных моаи) явно не предполагает.
Коленнопреклоненная статуя полностью выбивается из всего ряда по стилистике и по низкому качеству исполнения.


Внутренний склон кратера
Там, где по неким причинам оказался снят верхний слой грунта, обнажились слои с исходным цветом породы. Он ярко-желтый с красноватым отливом. Это позволило выдвинуть версию, что такая (весьма сильно подверженная эрозии) порода была выбрана для изготовления статуй именно из-за цвета. Свежесделанные статуи издали могли казаться отлитыми из золота.


Каменоломня на внешнем склоне
В каменоломне ничего особенного не замечено (много закрыто для доступа), но есть странные детали. Например, попадаются явные следы зубила, а это подразумевает не просто долблением камнем (эксперимент Хейердала) – должно быть сразу два инструмента (зубило и молоток).
Места выемки некоторых статуй из скалы далеко не очевидны – аху надо было вытаскивать в сторону из-под навеса (что далеко не просто) – резали не сверху, а сбоку. Порой попадаются ровные вертикальные стенки, но зачем выравнивать остающуюся скалу, если далее предполагается изготавливать не плоские плиты, а фигурные статуи?!.
В целом каменоломня вызывает ощущение конвейера по массовому (!!!) производству статуй, остановившегося на полном ходу...


Ямы в каменоломне на гребне (внутренний склон)
Ямы на гребне, которые якобы использовались для крепления такелажных столбов (из стволов пальм), совершенно не впечатляют и тем более не убеждают в озвучиваемой версии их назначения. Они абсолютно не годятся для крепления таких столбов, которые должны были выдерживать вес спускаемой по склону статуи. Во-первых, длина веревок получается очень длинной (они просто лопнут). Во-вторых, порода хрупкая, и столбы при подобной нагрузке выворотило бы из этих ям. И в-третьих, ямы сконцентрированы в одном месте на довольно небольшом пятачке - всего несколько метров длиной. Вдобавок, на стенках ям нет никаких признаков того, что ямы эксплуатировались подобным образом (например, следов затирания неровностей стволом пальмы). Так что уже даже историки ныне сомневаются в данной версии назначения этих ям.
Рядом есть заготовки для статуй. Вырубка статуй на такой высоте неудобна и непонятна. Разве что транспортировали потом по гребню, но и это – очень опасно.


небольшая аху
Небольшая аху на северном побережье, мимо которой мы проезжали на автобусе, сначала привлекла наше внимание. Но при ближайшем рассмотрении оказалась полным примитивом, который, впрочем, как раз полностью соответствует возможностям древних рапануйцев.



Anakena
Пожалуй, единственная бухта на острове. Место высадки легендарных предков рапануйцев.
Местная аху восстановлена лишь в центральной ее части. Так что получился частичный диснейленд, хотя кое-какая исходная информация тут сохранилась.
В кладке аху попадаются блоки с петроглифами.
Тут же имеется и блок с буртиком - признаком того, что самая начальная кладка выравнивалась после сборки.
Здесь есть даже голова от какого-то моаи...


Rano Kau
Вулкан, в окрестностях которого располагается древняя деревушка под названием Оронго и камни с петроглифами, изображающими в том числе человеко-птиц.
Ничего интересного, кроме слишком толстых стен «домов». Такая толщина стен при подобной высоте – просто нерациональна. А сами «жилища» в Оронго больше похожи на какие-то склады.
Нашей темы нет. Впечатление от всего лишь одно - обитатели этой деревни не имели ничего общего с создателями аху и моаи...


Akivi
Довольно небрежно сделанный диснейленд, не сохранивший практически никакой полезной информации. Статуи кардинально отличаются от тех "классических" моаи, которые стоят близ каменоломен Рано Рараку, определенным примитивизмом.


пещеры Ana Te Pahu
Одна из достаточно часто встречающихся в застывших лавовых потоках пустот, в которой, по заключению археологов, некогда укрывались рапануйцы. Не подтверждает ничего, кроме того, что люди жили везде и давно...


Te Pito Kura
Аху средненького качества со следами небольшого ремонта - на северном побережье.
Рядом находится овальный камень, прославленный как "пуп Земли". Место паломничества туристов, любящих медитировать, положив руки на камень.
Камень ничего собой не представляет. Изменение показаний компаса на нем - вполне обычное дело для магнетитов, которые явно входят в состав камня. "Дутый туристический пузырь"...
По словам нашего гида-рапануйца (который совершенно не разделяет версию "пупа Земли"), этот камень выполнял роль балласта на корабле у первых переселенцев с Полинезии. Однако в этом случае логичней было бы его расположение не здесь, а в районе бухты Анакена (где и высадились, по преданию, переселенцы), которая находится на значительном удалении от этого места.

источник