10-18 ноября 2011 года

Участники экспедиции (слева направо):
Максим Ляменков, Алексей Павлов, Наталья Ахметова, Мария Дудакова, Екатерина
Манжосова, Андрей Скляров, Александр Дымников, Сергей Мурыгин (+ Андрей Жуков
делает это фото)
* * *
В силу целого ряда обстоятельств (и прежде всего финансовых) экспедиция была
вынуждена ограничиться лишь материковой частью Греции. Анализ собранных данных
продолжается и потребует некоторого времени. поэтому здесь представлен лишь
весьма краткий фото-отчет по осмотренным объектам.
Фивы
Холм неправильной формы, названный "пирамидой", хотя скорее всего имеющий вполне
естественное происхождение. На вершине - остатки небольшого примитивного
захоронения и следы раскопок.





Дельфы
В целом Дельфы сильно разочаровали. Вопреки ожиданиям, древнему происхождению,
легендам и преданиям, связанным с этим местом, а также
многообещающим фотографиям в интернете никаких признаков высоких технологий мы
не нашли. Везде видны следы лишь ручной обработки и простых технологий, вполне
доступных древним грекам.









Разочаровала и полигональная кладка. Несмотря на внешне сложный вид, она
кардинальным образом отличается от аналогичной кладки Южной Америки. Точности
обработки и тщательной подгонки стыков нет. А главное - полигональная кладка не является
несущей и выполняет лишь декоративную функцию, будучи даже практически не
связанной с основной кладкой внутри стен. Все подводит к идее подражательства и
имитации. Но где древние греки видели образец, которому решили подобным образом
подражать?..





Встречаются элементы, используемые в древних сооружениях и в других регионах.





Декоративная отделка в виде "лего". Но и при столь сложной форме обработка
все-таки производилась вручную...


Следы высоких технологий тут все-таки есть. Но это - результат деятельности
современных реставраторов.

Археологический музей
Макет древних Дельф.

Забавная коллекция "драконов".







Коринф
Вполне древнегреческий город. Признаков высоких технологий нет.










Ирион
К тому моменту, как мы подъехали к местному памятнику, вход в него уже был
закрыт. В Греции вообще археологические памятники закрываются достаточно рано.
Вдобавок мы были в то время, когда туристический сезон уже закончился.
Пришлось
искать "слабые места" в заборе...




Центральный объект комплекса - древнегреческий храм, полностью соответствующий
по своим характеристикам возможностям каменотесов и строителей Древней Греции.







Однако на общем фоне резко выделяется самый верхний ярус кладки из довольно
сильно эродированных блоков галечника. Он абсолютно не соответствует по стилю
сооружениям ниже и производит впечатление более древней части комплекса. Кладка
из этих блоков образует стенку, подпирающую выровненную и вымощенную плоскими
блоками площадку на вершине, где не
прослеживается никаких остатков каких-либо дополнительных сооружений. И пожалуй,
эта площадка вполне подошла бы в качестве места посадки вертолетов или даже НЛО...







Тиринф
Конструкции на нижних ярусах комплекса вопросов не вызывают - все вполне типично
для возможностей древнегреческого общества.



Общий вид верхнего яруса на первый взгляд тоже создает впечатление весьма
примитивных построек.


Однако здесь уже начинают попадаться блоки со следами распиловки. Как плоской
пилой, так и "маятниковой". Хотя ряд распилов напоминает последствия работы
дисковой пилы...










При более детальном осмотре верхней площадки можно заметить признаки более
древней застройки, которую характеризует наличие кладки уже не из мелкого
рваного камня, а из больших обработанных блоков. Именно на этих блоках
обнаруживаются надрезы - следы весьма нетривиальной распиловки (в том числе и дисковыми
пилами). Причем такие надрезы встречаются тут чуть ли не на каждом крупном
блоке, лежащем в фундаменте древних сооружений.























А здесь даже можно определить шаг пилы, который оказывается более подходящим для
машинной обработки, нежели для ручной распиловки.

Микены

Знаменитые "львиные ворота" Микен (как буквально сразу же подметила Маша
Дудакова) явно являются здесь чужеродным элементом - блок резко отличается даже
по материалу от окружающих; за спинами львов нет "воздуха" (т.е. свободного
пространства) и т.п. Вполне возможно, что это - трофей, вывезенный совсем из
другого места.


Прямо по центру нижней части "львиной композиции", посередине постамента, на
который опираются передние лапы львов, - отчетливый пропил, оставленный, судя по
всему, дисковой пилой. Аналогичный след просматривается и с левой стороны
постамента во внутреннем углу.



След дисковой пилы остался и на правой стойке "львиных ворот".

Основная масса сооружений комплекса довольно примитивна и вполне укладывается в
возможности древнегреческого общества и местной культуры. Однако тут есть и
явные следы распиловки (вполне возможно) весьма нетривиальным оборудованием -
как в виде недопиленного блока, так и в виде следов распила на других блоках
галечника.







Есть блоки с надрезами по краям, аналогичные (как по характеру надрезов, так и
по месту положения в самом нижнем ярусе построек) блокам в Тиренах.






Ворота внутри комплекса также сохранили следы дисковой пилы (на внутреннем углу
перекрытия).




![]() |
"Гробница" на краю комплекса
![]() ![]()
Блоки на входе в "гробницу" сохранили массу следов машинной обработки -
преимущественно во внутренних углах. И судя по характеру расположения, следы
оставлены в процессе доработки блоков уже после их укладки.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
"Гробница" в отдалении от основного комплекса

Еще одна аналогичная конструкция, на входе в которую лежит блок в несколько
десятков тонн весом.


Перекрытие ворот образует еще один блок крупных размеров - оценочно порядка
пятидесяти тонн весом.


Снаружи с двух сторон от ворот "гробницы" - постаменты от каких-то ранее
стоявших здесь статуй. Оба постамента в изобилии сохранили следы машинной
обработки - во внутренних углах.



Блоки, образующие вход, также как и у первой "гробницы" сохранили
большое количество следов
машинной обработки. Однако здесь основная масса таких следов осталась не во
внутренних углах, а на гранях внешних углов. Следы также оставлены явно уже
после укладки блоков.








Риски, оставшиеся в некоторых местах на обработанной поверхности, заставляют
чесать затылок в поисках ответа на вопрос, что же это был за инструмент. С одной
стороны, внутренний край обработанной поверхности часто идет по дуге, указывая
на использование чего-то типа диска (маятниковую пилу вряд ли располагали в
горизонтальном положении). Однако характер рисок резко отличается от следов,
оставляемых современной болгаркой. А направление этих рисок вообще порой озадачивает...



Археологический музей
В целом - ничего особенного.



Однако пара сосудов привлекла внимание качеством своей обработки.





Эпидавр
Славится акустикой местного древнего амфитеатра. Но нашей темы - высоко развитой
в технологическом отношении цивилизации - нигде не видно.



Строительство Диснейленда для туристов идет полным ходом...






Небольшой местный музей, расположенный прямо на территории комплекса, также
ничем не привлек нашего внимания...



Аргос
Только простейшие конструкции и примитивные технологии. Повсюду следы ручной
обработки...









![]() |
"Пирамида"
Пустотелая конструкция пирамидальной формы, не имеющая более ничего общего со
своими египетскими "сестрами"...
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Лерна
Мезолитический памятник (как указано в путеводителях) вызвал лишь смех и оставил
сожаление о евро, потраченных в качестве оплаты за вход. Сожаление, правда,
несколько компенсировалось апельсинами, сорванными с деревьев, мимо которых шла
дорога от памятника к автобусу, - апельсины были вкусные...





Олимпия
Следов высоких технологий не видно. Зато толпы народа. Пиар делает свое дело...











![]() |
Археологический музей
В целом - ничего особенного...
![]() ![]()
Зато есть богатая коллекция всевозможных "драконов"...
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Афины
Акрополь
Строительство Диснейленда для туристов идет полным ходом. Если где-то и были
следы древних высоких технологий, то они основательно затерты...













![]() |
Холм к западу от Акрополя
В целом: подтвердились выводы, полученные в ходе Круиза-2011 (см.
соответствующий отчет).
Подпорная стенка поражает сочетанием полигональной кладки из огромных блоков с
явными следами ручной обработки с помощью примитивных инструментов и технологий.
Похоже на подражание какому-то прототипу. Но какому?..
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Нижний уровень каменоломен уже производит впечатление более развитых
технологий...
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Верхний уровень каменоломен, вызывающий ассоциации с асуанскими каменоломнями
(по закруглению между вертикальной стенкой и скалой внизу).
![]() ![]()
Кладка, датируемая IV веком до н.э., никаких вопросов
не вызывает...
![]() ![]() ![]() |
||
Археологический музей
В целом экспозиция ничего особенного не вызывает. Пожалуй, кроме восхищения искусством
древних греков - умели же они уже создавать шедевры...
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Экспонат, вызывающий ассоциации с Баальбеком, - уж очень похожий орнамент...
![]()
Орнамент со свастикой...
![]() ![]()
Еще немножко "драконов".
![]()
Генеалогия древнегреческих богов в представлении работников музея (для получения
полного размера - кликнуть мышкой по изображению).
Знаменитый антикиферовский механизм.
![]() ![]() ![]() ![]() |
||
Лаврион
Археологический памятник вблизи унылого шахтерского городка. Несколько
археологов неспешно трудятся над созданием древнегреческого Диснейленда для
туристов.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Непосредственно к постройкам примыкают каменоломни, откуда и брался материал для
построек. Следы простой ручной вырубки...
![]() ![]() |
По совету археологов, мы заглянули и на соседний холм, где обнаружено несколько
древних захоронений. Все просто и понятно, хотя круглая форма одной из
конструкций похожа на подражание микенским "гробницам"...







Сунион
Храм Нептуна на продуваемом ветрами холме над морем. Признаков нашей темы нет...










источник