Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

четверг, 15 сентября 2016 г.

КАТАСТРОФА БРОНЗОВОГО ВЕКА. «МУШКИ.

С лингвистической точки зрения никаких отдельных «фракийских» и «фригийских» языков до конца II тыс. быть не могло. И действительно, различные этнонимы с основой «му/юс-» восходят, несомненно, к одному племенному союзу; между тем в I тыс. эти этнонимы носят и фракийцы, и фригийцы, и не только они (фракийцы — мисы/мезы Балкан; вне фригийской или фракийской идентификации — мисы Анатолии; великофригийцы, известные как (западные) «мус/шка» ассирийцам и «муса» — лувийцам; верхнемесопотамские фригийцы-мигдоны, известные ассирийцам как (восточные) «мус/шка»; протоармяне (и каппадо-кийцы), известные как (восточные) «мус/шка» ассирийцам и как «мус-ка» лувийцам; мосхи — слившиеся с аборигенами Понта восточные «муска»). //Немировский А. А. Каппадокийцы и Каппадокия: к формированию этнополитической карты древней Анатолии // Oriens. 1999. № 6. С. 5—15). Это означает, что во времена существования единого массива племен «мус» разделения на фракийцев и фригийцев еще не произошло.
Стоит отметить, что этноним «мус-» всюду связан с палеобалканца-ми приэгейского, а не причерноморского ареала (т. е., например, с мигдо-нами, но не с бригами!). Можно предполагать, что ок. 1300 г. на Балканах существовало несколько крупных «палеобалканских» массивов, в том числе «Мусы» — в центральных и юго-западных Балканах, и «бриги» — в северо-восточных.


Согласно Геродоту (VII, 75), «после переселения в Азию фракийское] племя получило имя вифинов, а прежде, по их соб-ственным словам, они назывались стримониями, так как жили на Стримоне. Говорят, тевкры и мисийцы изгнали их с [их старых] мест обитания [в Европе]». О нашествии тевкров на Стримон Геродот говорит и в другом месте (V, 13).

Геродот датировал переселения стримониев временем нашествия тевкров и мисийцев на Европу. Под этим нашествием могут подразумеваться только эпические европейские завоевания Приама (о которых говорит и Гомер): «тевкры» у Геродота обозначают эпических троянцев «героического века»41; между тем из них европейские завоевания приписывались лишь Приаму, причем именно до Стримона включительно (П., II, 120—140; X, 415 — 440), да и сам Геродот в VII, 20 прямо помещает эту экспансию «мисийцев и тевкров» перед Троянской войной. Итак, это переселение тесно связано у Геродота с греческим представлением о Троянской войне и об установившемся накануне ее эфемерном троянском великодержавии в Европе. Как видно, по Геродоту, именно Приамовы завоевания вытеснили стримониев в Азию.

Троянцы своим вторжением в Европу привели в движение местные племена, которые, раз обеспокоенные и сдвинутые с места, при первом удобном случае переправились в Азию, причем этот «удобный случай» воспоследовал за вторжением тевкров-троянцев в Европу достаточно быстро, чтобы и само троянское вторжение, и вызванное им переселение стримониев в Европу предстали в памяти потомков как единый, почти одномоментный процесс. Между тем переселение стримониев в Азию было возможно только после краха троянского великодержавия на обоих берегах Пропонтиды, т. е. в ходе/после Троянской войны. Соединяя приведенные соображения, получаем следующий непрерывный ряд событий: 1) тевкрская экспансия в Европу, установление власти троянцев во Фракии; 2) Троянская война и крах троянской власти на Пропонтиде; 3) переселение стримониев в Азию, рассматриваемое у Геродота как прямое продолжение и следствие процесса 1). Причинная и временная близость событий 1) и 3) обеспечивает слияние всей последовательности в непрерывный кратковременный событийный комплекс и создает итоговое впечатление «изгнания» протовифинцев-стримониев в Европу в результате наступления троянцев. Иными словами, сообщение Геродота означает, что некое вторжение балканцев со Стримона в Азию последовало сразу же за Троянской войной.

Итак, Геродот подразумевает следующую схему: около времени Троянской войны стримонии, фракийское племя со Стримона, переселилось в Азию; затем, в какие-то иные, более поздние времена «после» этого переселения на ту же территорию пришли носители этнонима «вифины», смешались со стримониями и ассимилировали их, после чего те тоже стали называться вифинами, хотя И сохранили память о своем особом происхождении.

Первоначально Вифинию населяли мисы, Страбон говорит (XII, 4, : «То, что Вифиния была [некогда] местом обитания мисов, впервые засвидетельствовал Скилак из Карианды... Затем об этом свидетельствует Дионисий, написавший сочинение "Об основаниях городов". Он говорит, что пролив у Халкедона и Византия, теперь называемый Боспором Фракийским, прежде носил имя Мисийского Боспора» и т. д. Все эти сведения совершенно не зависят от сообщения Геродота (тот ничего не говорил ни о мисах, ни о финах), но, как легко заметить, рисуют совершенно ту же схему, которую на деле подразумевал. Некий довифинский, «протовифинский» народ, пришедший на территорию Вифинии первым, а затем и собственно фракийцы — вифины и фины, пришедшие туда позже и ассимилировавшие указанный народ, передав ему (а вместе с ним и его территории) свое племенное имя! Сообщения Страбона и Геродота ничуть друг другу не противоречат, а поддерживают и дополняют одно другое во всех подробностях. Из сопоставления параллельных, как выясняется, рассказов Геродота и Страбона можно сделать важный вывод: стримонии Геродота были не просто фракийцами, а носителями древнего палеобалкан-ского этнонима «мис» (мюс, resp. мес, мез)
Следует отметить, что переселение стримониев — «мушков» XII и. греки запомнили лишь в той мере и на том этапе, на котором оно проходило в границах их кругозора микенского и субмикенского времени — т. е. не далее северо-западной Малой Азии = Вифинии.

Лишь до этой области греческая традиция прослеживает путь «мисийцев»-стримониев людей Реса, в то время как их дальнейшее движение в глубь Анатолии, исходившее за греческий горизонт, в ней, естественно, не отразилось. Впрочем, есть ещё одна коннотацией переселения стримониев/«фракийцев Реса» в Азию с реальными событиями времени ок. 1200 г. Античные авторы указывают, что исконным названием реки Стримона был гидроним «Палестинос» (Ps.-Plut., De fluv., XI, 1). Между тем этот гидроним образован от той же основы, что и этноним пеластов/пелесет — одного из главных «народов моря», мигрировавших из Эгеиды на Восток одновременно с нашествием мушков, в начале XII в. (Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история... С. 146). Видеть ли здесь плод случайного стечения обстоятельств или отражение взаимосвязи эгейского потока «народов моря», в том числе пелесет, с балканским потоком «восточных мушков» со Стримона? В самом деле, эти потоки устремились в Анатолию одновременно и из смежных, если не перекрывающихся, областей.

И ещё немного отсюда http://alternatiwa.org.ru/_6.04.08/1-20 ... -40-0.html

Дело в том, что Троянская война была не в середине XIII века - задолго до падения Хатти и великого переселения народов моря при Рамсесе III, уничтожившего Хатти - а была она в начале XII в. и была она в точности началом этого самого великого переселения народов моря. Помещение Тр.в. на правление Тудхалиаса IV - это старая и давно опровергнутая идея Блегена, хоть и популярная у нас благодаря В.Л. Цымбурскому, причем и для времени самого Блегена идея эта была произвольная . См. подробности: Barnett. R.D.TheSea Peoples // CAH 3ed. Vol. II. 1975. Part. 2. P. 359-371 Немировский А.А. К вопросу об отражении анатолийского этнополитического переворота начала XII в. до н. э. в греческой традиции // Античность: общество и идеи. Казань, 2001. С. 6-19 (есть в сети: http://www.soros.ksu.ru/kafedra/antidei/n1.htm ) Немировский А.А. «Троянская дискуссия» в историографической перспективе: возможен ли определенный результат? // Studia historica. II. М., 2002. С. 14- 43 Сафронов А.В. Упоминание о войне на северо-западе Анатолии в надписях Рамсеса III // ВДИ 2006, 4. (есть в сети: http://rapidshare.com/files/20406168/Ar ... v.pdf.html. )

Последняя работа, кроме прочего, содержит важную коррекцию к предыдущей (и ко всей предыдущей дискуссии по теме), т.к. А.В. Сафронов, лично проверив надпись Рамсеса в Мединет-Абу о событиях его 5-го года (ок. 1193 г. до н.э., как в последние несколько лет окончательно выяснилось), уточнил ее по сравнению со всеми предыдущими публикациями и установил, что стоит там следующее: "Северные чужеземные страны сотряслись во (всех) своих частях, а именно/особенно пелесет (пеласты), теккер (тевкры) [и турша]. Их страну разорили". Между тем и пеласты (фракийцы Стримона-Палестиноса), и тевкры - основное население "Троады" (области Илиона), и турша - жители исторической Труисы ("Трои"; слилась с Илионом в позднейшем греческом эпосе) - в описываемое Рамсесом время это все подданные Илионской державы Приама. Таким образом, речь у Рамсеса идет о том, что страну этих трех народов - т.е. Илионскую державу - кто-то разорил, и потому они - как описано далее - тронулись с места. Вот это "разорение" и есть точный коррелят Троянской войны, как предполагали издавна и чему я приводил новые аргументы в своих упомянутых выше работах. в РИ среди палеобалканских племен на Балканах к сер. XIII в. были следующие группы: первые носители термина "фригийцы" (собственно, "фрюги", Phryges) - это племена асканиев и берекинтов, где они точно жили, сказать трудно; племена бригов в воточноцентральной совр. Болгарии, ближе к морю; битины и тины ("вифины и фины") на побережье совр. Болгарии; группа племен с общим названием "мюс", от Стримона вглубь совр. Болгарии; среди племен "мюс" или в ассоциации с ними размещались пеласты, они же стримонии на Стримоне (второе название Стримона - Палестинос) ; пеоны в верховьях Стримона; мигдоны в районе Македонии, возможно, тоже входившие в общзность "фрюгов", и мн. др. Всех их могли в широком смысле звать "фракийцами"; какие именно племена назывались "траками" ("фракийцами", Thrakes) в собств. смысле слова, неизвестно.

Далее в РИ пошло: В сер. XIII в. аскании, берекинты, часть мигдонов и часть мюсов переселились в Северо-Западную Анатолию и позднее подчинялись Илиону. Аскании, берекинты и переселившиеся мигдоны рассматривались как "фригийцы". У Тудхалиаса IV они, по меткой догадке Герни (совершенно напрасно оспариваемой Гиндиным-Цымбурским, которые в данном случае толкую термин "Ассува" прямо поперек тексту) обозначаются как "Ассува".

Другая группа фригийцев с Балкан проникает в Южную Грецию, - из ее среды там выходит династия Пелопидов, вскоре овладевающая значительной частью Южной Греции и эллинизирующаяся. Ок. 1240 следует вспышка ахейской экспансии в Западной Малой Азии: по эпосу Геракл громит Илион и убивает Лаомедонта. Ок. 1230 разворачиваются кампании Тудх. по восстановлению хеттской власти на Западе Анатолии. Он отбросил войска царя Аххиявы, пытавшиеся помогать против хеттов Стране Реки Сеха (ср. греческие предания о походах Геракла против амазонок*) , и разгромил Илион (Вилусу) и союзное ему фригийское образование при р. Сангарий (Ассуву). Этот разгром запомнился широко: еще Гомер в «Илиаде» упоминает неудачную войну Илиона и союзных ему сангарийских фригийцев против амазонок в дни молодости Приама*.Заодно Тудхалиас побил Таруису (протоэтрусков-турша) и еще очень много кого. *малоазиатские амазонки были в греческих преданиях о героическом веке стандартным замещением реальных хеттов. Ок. 1220 года рушится "Великое Царство Аххиява" в Элладе (его центр-гегемон не Микены, а Фивы, см. подробно http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl ... 1181053488 ) , так как Арголида поднимается против Фив и чуть их не уничтожает, но в любом случае Фиванская гегемония ликвидирована (через 10 лет Арголида так-таки добивает Фивы). Ок. 1220 - Мернептах отбивает ахейцев-акайваша; ср. в греческом эпосе предание о набеге Геракла на Египет. В конце XIII в. до н.э. Пелопоннес был опустошен нашествием с севера («первое вторжение Гераклидов» в эпосе, первое падение микенских дворцов в археологии) - главной силой севернян были иллирийцы-гиллы, впоследствии их эпоним Гилл приписывался в сыновья Гераклу. После чего ок. 1200 г. микенский царь Агамемнон (из дома Пелопидов) сплачивает вокруг себя ахейских царей. Ок. 1195 г. ахейская конфедерация двинула флот на Запад Малой Азии и напала на Илион; началась «Троянская война» греческих эпических преданий. Судя по греческому эпосу, на помощь Илиону какой-то контингент, возможно, прислали и хетты. Примерно тогда же (по преданию, на исходе Троянской войны) южнобалканские племена пеластов, принадлежавшие к общности фрако-фригийских «мюсов»-«мушков» или ассоциированные с ними устремились в северо-западную Малую Азию и оказались недалеко от Илиона. В эпической традиции их именуют фракийцами царя Реса с реки Стримона. Страбон этот поток называет "мисийским", то есть мюс/мушкским.

То, что Стримон исконно назывался Палестиносом, указывает на то, что среди этой группы и были пеласты-пелесет-филистимляне. В результате неясных нам точно военных столкновений всех этих сил на северо-западе полуострова произошло следующее: ахейцы Агамемнона разгромили Илион (археологически это гибель Трои VIIа), но большая их часть после этого вернулась в Грецию, не пытаясь закрепиться в Малой Азии; - племена «мюс» двинулись опустошительным нашествием вглубь Анатолии на восток, в коренные области Хеттского царства (в науке этот поток принято именовать «восточными мушками», с использованием переднеазиатского написания этнонима этих «мюсов»); они заселили коренные области Хатти и дошли к 1165 до Верхнего Евфрата.Часть мигдонов, кстати, в эту пору переселений была унесена к тому же Верхнему Евфрату и в итоге осела у Верхнего Тигра в верхнемесопотамских горах Тур-Абдин (их ассирийцы тоже именовали "мушками"). Они выжили и дожили там до античности, но именовались впоследствии не "фригийцами", а лишь собственно "мигдонами" (Мигдония с центром в Нисибине). - на северо-западе Малой Азии сраху после падения Илиона сформировалась коалиция, куда вошли и какие-то ахейские контингенты победителей Илиона, и побежденные жители Троады - тевкры, и пеласты, и представители других балканско-эгейских народов (греческая историческая традиция называет этот конгломерат «сбродом» и считает, что возглавляли его ахейские вожди Калхант и Амфилох) - как воины, так и гражданское население.

Египетские надписи описывают эту коалицию как «северян со своих островов» (упоминая среди них «дененов», то есть данайцев - ахейских греков, «пелесет», то есть пеластов, «теккер», то есть тевкров и др.), а современные ученые именуют ее «народами моря». Вся эта масса двинулась в поход на восток, по Западному и Южному берегу Малой Азии, остальное коллегам известно. Египетские надписи приписывают этим "северянам с островов" сокрушение Хатти. Трудно сказать, что при этом имеется в виду из трех возможных вариантов: а) один поток переселенцев (мушки) пошел на восток и занял центр. Хатти, а другой (собственно "народы моря") пошел по побережью и разгромил где-то к югу от Тавра царя и армию Хатти, те погибли, и именно это воспринималось египтянами как сокрушение Хатти; б) поскольку общность, кодируемая как фракийцы Реса, была разом и пеластская, и "мушкская" ("мисийская"), то получалось, что мушки, разгромившие Хаттусу, и должны были для египтян представать как пеласты, потому взятие ими Хаттусы воспринималось и описывалось египатянами как деяние "северных народов", перечисленных ими (в т.ч. пелесет), независимо от того, что эти громители Хаттусы принадлежали к иному из расходящихся в разные страны потоков мигрантов с Балкан, чем тот поток, что обрушился на Египет. (в) = то же, что (б), но египтяне исходят не из связи мушков - громителей Хаттусы с пеластами-пелесет, а просто ассоциируют все потоки мигрантов в одно явление. На Египет, собственно, напали два потока мигрантов из циркумэгейского ареала: на 5-м году Рамсеса - беженцы из державы Приама - теккер-тевкры, пеласты-пелесет и турша-протоэтруски, - а на 8-м, уже из Палестины, колалиция из другой группы пелесет-пеластов, ахейцев-данайцев-дененов и пр. »





источник