Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

пятница, 2 сентября 2016 г.

Н. В. Ениосова Матрица для тиснения свинцовых печатей. Новгород.

Изд.: Диалог культур и народов средневековой Европы: К 60-летию со дня рождения Е.Н.Носова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. С. 62-65.

Приложение


Химический состав металла. (Энерго-дисперсный РФА, рентгеноспектральная лаборатория кафедры геохимии геологического факультета МГУ, Р.А. Митоян, анализ 530.)
Cu - 69.77%, Sn - 7%, Pb - 10.17%, Zn - 1.4%, Ag - 7.16%, As - 1.67%, Sb - 0.1%, Fe - 2.72%.
Поверхность матрицы исследована без снятия темно-зеленого, плотного, ровного слоя благородной патины. Это несколько искажает исходную картину химического состава металла: из-за эффекта поверхностного обогащения мы наблюдаем повышенное содержание свинца, олова, мышьяка и, вероятно, железа.
По набору легирующих примесей металл матрицы можно отнести к многокомпонентной бронзе, полученной при смешении лома из различных источников: бронзовых, латунных и низкопробных серебряных изделий или сырьевых продуктов. Добавка 1-10% серебра не изменяет цвет медного сплава и не придает ему сходства с серебром. Однако небольшая присадка серебра не только не ухудшает качества сплава, но, напротив, увеличивает его пластичность, жидкотекучесть и коррозионную стойкость. Серебро в низкой концентрации попадало в металл в результате переплавок вышедших из употребления низкопробных серебряных украшений или изделий, инкрустированных серебряной проволокой. Повышенная концентрация мышьяка обнаружена в небольшой группе изделий из Новгорода, исследованных А.А. Коноваловым (3% от общего количества - 870 образцов). Они появляются уже в XI в., больше всего их в слоях XIII и XV столетий. (см. Коновалов А.А. Цветной металл (медь и ее сплавы) в изделиях Новгорода X-XV вв. // Цветные и драгоценные металлы и их сплавы на территории Восточной Европы в эпоху средневековья. М., 2008. С. 19). Видимо, для получения свинцового отпечатка с низким рельефом не требовалось определенного сплава с особыми свойствами. Мастер использовал имевшийся в его распоряжении лом, смешав его в произвольной пропорции.
Многокомпонентные сплавы с небольшим количеством серебра встречены в материалах Гнездова, Черниговских и венгерских могильников X-XI столетий.
Поверхностный осмотр. (Н.В. Рындина, Н.В. Ениосова.)
Вероятнее всего, матрица отлита в двустороннюю глиняную форму, створки которой в процессе литья были смещены. Облой удален лишь частично. На обороте и по бокам хорошо видны следы опиливания литейного шва и удаления литейных дефектов. Литник не срезан полностью. Может быть, он оставлен умышленно для точного совмещения двух створок матрицы.
Изображение на лицевой части получено с помощью двух инструментов - пуансона с округлой головкой и резца, расположенного под углом к поверхности металла. Хорошо заметна неравномерность нажатия на резец - складки одежды, нимб и окружность, обрамляющая изображение, проработаны с разной глубиной. На обороте отчетливо различимо углубление, которое, вероятно, является результатом усадки металла при застывании отливки. В целом, матрица - изделие невысокого качества.