Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

вторник, 20 сентября 2016 г.

Караван в царство мертвых В пустыне Такла-Макан научная экспедиция вышла на след древней цивилизации





Это рассказ об археологической экспедиции, участники которой идут наперегонки с расхитителями могил. Об одержимом исследователе, который ищет город мертвых в пустыне. И о фотографе, который ведет дневник этого рискованного путешествия, становясь свидетелем чудовищного уничтожения культурных ценностей.

23 октября 2009 года. На джипах мы догоняем караван на 206-м километре нового «транспустынного» шоссе, соединяющего Хотан и Аксу. В ушах еще стоит уличный шум Урумчи, а мы уже посреди пустыни Такла-Макан. Ветер поднимает клубы пыли, в лучах садящегося солнца золотятся редкие осины. На первой стоянке царит хаос — повсюду канистры с водой вперемешку с тюками и оборудованием. Кругом крики и суета: «Где провода? Где овощи?» Шипит примус, грохочет генератор. Наши проводники-уйгуры гонят верблюдов к реке в десяти километрах отсюда, чтобы те напоследок вдоволь напились. Им предстоят изнурительные переходы по рыхлому песку. Как, впрочем, и нам.

Так начинает дневник 44-дневной экспедиции в Такла-Макан фотограф Урс Мёкли. 54-летнему швейцарцу не привыкать к экстремальным ситуациям, он бывал во многих пустынях мира. До этого он работал геологоразведчиком в нефтедобывающих компаниях, месяцами жил среди бедуинов. Мёкли уже дважды бывал в Такла-Макане, второй по величине барханной пустыне мира после арабской Руб-эль-Хали. На ее территории (338 тысяч квадратных километров) уместились бы Англия и Ирландия, вместе взятые.

26 октября 2009 года. Встаю засветло. Сегодня мой черед идти вперед и размечать маршрут. Мы делаем это по очереди с Кристофом Баумером, руководителем экспедиции. Через пару часов наш караван двинется по следам, которые я оставлю на песке. По дороге Кристоф Баумер и Жан-Даниэль Каррар, третий швейцарец в команде, будут время от времени отходить в сторону от маршрута и прочесывать окрестности. Если все будет по плану, они догонят меня во второй половине дня.

Здешние барханы достигают 20 метров в высоту, потом начнутся 60-метровые гиганты. Я шагаю то вверх, то вниз по пологим склонам, вдоль твердых гребней. Примерно в пять часов дня начинаю искать место для ночлега. Темнеет в пустыне поздно; даже здесь, в 2500 километрах к западу от Пекина, действует стандартное китайское время. Я нахожу лощину с сухостоем, который пойдет на растопку, и кустами тамариска, которые сгодятся в пищу верблюдам. Медленно подтягиваются остальные.

Остальные — это десять проводников-уйгуров, переводчик, повар и еще два уже упомянутых швейцарца: Жан-Даниэль Каррар, заядлый путешественник по пустыням (а в обычной жизни — владелец компании по производству измерительных приборов), и археолог Кристоф Баумер.

57-летний Баумер одержим археологическими тайнами пустыни Такла-Макан, он здесь уже в пятый раз. Швейцарец и на этот раз вложил в экспедицию немало личных средств. И впервые решил отправиться в путь на… верблюдах.

Столь экзотический вид транспорта он выбрал по двум причинам. Во-первых, верблюды практичнее — они пройдут там, где увязнет джип. Например, по высоким барханам. При потере одного верблюда можно запросто распределить его ношу между остальными, а поломка одной машины поставит под угрозу весь проект. Во-вторых, какой бы суровой ни была пустыня, даже среди песка можно найти воду для верблюдов. «Нужно только знать, где рыть, — говорит Кристоф Баумер. — И тогда уже на глубине нескольких метров натыкаешься на воду». Когда-то территория сегодняшней пустыни была покрыта сетью рек, под землей до сих пор сохранились их русла.

Верблюды — это еще и дань традиции. Баумера вдохновляет пример венгерского этнолога сэра Марка Ауреля Стейна, который в начале двадцатого века по заказу британского правительства исследовал очаги древних культур вдоль Шелкового пути. Стейн тоже путешествовал на верблюдах.

Кристоф Баумер — признанный эксперт по древним цивилизациям Центральной Азии и автор нескольких книг. GEO уже рассказывал о его экспедиции в Такла-Макан в феврале 2009 года. На этот раз Баумер решил свернуть с Шелкового пути, чтобы исследовать неизученные внутренние районы пустыни.

источник