Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Боб Дилан Bob Dylan | ||||||
На рок-фестивале в Витории, 2010 год | ||||||
Основная информация | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Имя при рождении | Robert Allen Zimmerman | |||||
Дата рождения | 24 мая 1941 (75 лет) | |||||
Место рождения | Дулут, Миннесота США | |||||
Годы активности | 1962 — наст. время | |||||
Страна | США | |||||
Профессии | поэт, композитор, гитарист, певец | |||||
Инструменты | гитара | |||||
Жанры | Фолк (1962—1964, 1992-1993) Фолк-рок (1965—1966, 1973-1978) Кантри-рок (1967—1970) Христианский рок (1979—1981) Рок (1982—1991, 1994 — настоящее время) | |||||
Псевдонимы | Elston Gunnn, Blind Boy Grunt, Lucky Wilbury/Boo Wilbury, Elmer Johnson, Jack Frost, Jack Fate, Willow Scarlet, Robert Milkwood Thomas, Tedham Porterhouse, Sergei Petrov | |||||
Лейблы | Columbia Records, Asylum Records | |||||
Награды |
|
|||||
Официальный сайт | ||||||
Аудио, фото, видео на Викискладе |
По данным опроса журнала Rolling Stone[4] — является вторым (после The Beatles) по значимости исполнителем[5] в истории музыки.
Содержание
Биография
Детство и юность
Роберт Аллен Циммерман родился 24 мая 1941 года в городке Дулуте (штат Миннесота) в семье мелкого торговца. Родители музыканта Абрахам Циммерман и Беатриса Стоун активно участвовали в жизни небольшой местной еврейской общины. Его предки — евреи, выходцы из Российской империи: дедушка и бабушка по линии отца, Зигман и Анна Циммерман, уехали в США из Одессы в связи с еврейскими погромами 1905 года. Дедушка и бабушка по материнской линии — Беньямин и Либа Эдельштейн (позже Штейн и Стоун) — были литовскими евреями, эмигрировавшими в 1902 году. В автобиографии Боб Дилан пишет, что род его бабушки по материнской линии происходит из Турции, где носил фамилию Киргиз.В 1947 году отец Роберта заболел полиомиелитом, и семья переехала в соседний город Хиббинг. В детстве Роберт много слушал музыкальные передачи c записями блюзов. Особенно его впечатлила фолк-музыка Хэнка Уильямса и Вуди Гатри. Вуди Гатри очень повлиял на Боба Дилана. На начальном этапе своего музыкального становления большая часть репертуара Дилана состояла из композиций Гатри. Также Боб перенимал манеру пения и некоторые гитарные приёмы Гатри, хотя в жизни они встречались один раз, когда Дилан навестил его в психлечебнице. Он осваивает азы игры на гитаре, его излюбленным инструментом становится губная гармошка. В возрасте десяти лет он написал первые стихи.
Учась в средней школе, Боб выступает в составе различных коллективов, исполнявших народную музыку в кафе и барах. Музыкальные занятия он продолжает и после поступления в Университет Миннесоты (1959). За свою карьеру он использовал несколько псевдонимов. Но основным его псевдонимом, под которым его знает весь мир, стал Боб Дилан, где, по некоторым данным, самим Диланом с некоторого времени опровергаемым, фамилией стало имя любимого поэта Дилана Томаса.
Фолк-музыка
После поездки в Денвер Дилан твёрдо решил стать профессиональным музыкантом. В январе 1961 года он приехал в Нью-Йорк. Довольно быстро его имя стало популярным в Гринвич-Виллидж. Вышедший в феврале 1962 года дебютный альбом «Bob Dylan» состоял, за исключением двух собственных песен, из перепевок песен классического фолк- и блюз-репертуара. Удивление вызывала нарочито разговорная манера исполнения, в которой они были исполнены. В августе 1962 года певец официально сменил имя на Боб Дилан[6].Для следующего альбома, «The Freewheelin’ Bob Dylan», Дилан написал в течение года значительное число «протестных» песен с политическим подтекстом. Насчёт музыкального оформления этих песен музыкант и его импресарио разошлись во мнениях. Музыкант пытался записывать рок-н-ролл с группой гитаристов и ударников, однако под давлением импресарио альбом был выпущен как акустическая запись фолк-мелодий с сопровождением гитары и иногда губной гармоники.
Альбом оказался очень своевременен как в музыкальном, так и в смысловом отношении. Апокалиптические видения «ядерной зимы» в «A Hard Rain’s a-Gonna Fall» оказались особенно актуальными в месяцы Карибского кризиса (уже в начале ХХI века текст этой песни был включён в английскую школьную программу по американской литературе). В стране набирало силу движение за гражданские права чернокожих. В этих условиях большой резонанс получила песня Дилана «Blowin’ in the Wind» в исполнении трио Peter, Paul & Mary. Свои версии этой песни записали такие своеобразные музыканты, как Марлен Дитрих, Элвис Пресли, Этта Джеймс, Стиви Уандер и Долли Партон. Под впечатлением от неё звезда ритм-энд-блюза Сэм Кук написал центральное произведение соул-музыки 1960-х — «A Change Is Gonna Come», величавый гимн борьбы чернокожих за равенство. Однако основным исполнителем песен Дилана в эти годы была его невеста, Джоан Баез, значительная часть репертуара которой в то время принадлежала перу Дилана.
«Freewheelin’ Bob Dylan» произвёл большое впечатление не только на любителей фолк-музыки и не только в США. Кумиры британской публики The Beatles, по свидетельству Джорджа Харрисона, заслушали его до дыр. Альбом Дилана научил ливерпульскую четвёрку, что содержанием популярной музыки могут быть не только романтические чувства мужчины и женщины. По примеру Дилана «битлы» стали экспериментировать с песнями и усложнять свой репертуар. Между тем в начале 1964 года выходит новый альбом протестных песен Дилана «The Times They Are A-Changing», за которым через несколько месяцев последовал диск «Another Side of Bob Dylan», в музыкальной ткани которого появляются вкрапления блюза и ритм-энд-блюза. Под влиянием чтения Джона Китса и Артюра Рембо слова песен Дилана становятся всё более литературными и суггестивными. Впервые в истории музыки суть не излагается прямым текстом, а передаётся сцеплениями сложных образов. Иногда слово следует за словом, будто «поток сознания».
Переход к фолк-року
На рубеже 1964 и 1965 годов на вершину американских чартов продаж (Billboard Hot 100) одна за другой поднимаются ро́ковые кавер-версии дилановских песен, например, «Mr. Tambourine Man» (в исполнении американцев The Byrds). В последней песне содержалось зерно психоделической музыки: слова её недоступны для однозначного толкования, что заставило многих заключить, что они были написаны под воздействием наркотиков (LSD).Широкая популярность этих аранжировок, вкупе с прослушиванием нового материала The Beatles, побудили Дилана собрать команду рок-музыкантов и перейти от акустической фолк-музыки к фолк-року. Эта перемена в полной мере сказалась в его альбоме «Bringing It All Back Home» (март 1965 года), который был с недоумением воспринят в среде поклонников фолк-музыки. Выступление Дилана с рок-номерами на фолк-фестивале в Ньюпорте было встречено шквальным свистом. Публика ожидала от него новых песен с налётом политического протеста, в то время как сам поэт двигался в совершенно другом направлении.
Великая рок-трилогия
Летом 1965 года Дилан выпускает свой первый полноценный рок-альбом «Highway 61 Revisited». На протяжении нескольких лет мир рок-музыки переваривал революционный заряд этой пластинки. В серьёзных литературных журналах стали появляться статьи, разбирающие слова песен Дилана. Подсчитано, что с 1964 по 1966 более сотни различных артистов перепевали его новые песни. Выходу «Highway 61 Revisited» предшествовал сингл «Like a Rolling Stone» (прослушать фрагмент) (2-е место в США), который тоже был революционным во многих отношениях. Помимо пронзительной поэтичности текста и мощного рок-н-ролльного бита, этот шестиминутный сингл положил конец той эпохе, когда синглами не выпускались песни, превышающие по продолжительности три минуты. В 2004 году эта песня возглавила составленный по опросу журнала Rolling Stone список 500 лучших песен всех времён. (В аналогичном перечне альбомов «Highway 61 Revisited» занял четвёртое место).С осени 1965 по весну 1966 года у Дилана был весьма плотный гастрольный график. Одновременно развивался бурный роман с начинающей актрисой киностудии Энди Уорхола — Эди Седжвик, про которую, видимо, была написана его выдающаяся баллада «Just Like a Woman». Певец чувствовал, что для проведения масштабного рок-турне ему необходима достойная команда музыкантов. Осенью 1965 он стал гастролировать с блюз-группой The Hawks, которая вскоре переменила название на The Band и с большим успехом сопровождала его в течение ряда лет. Наиболее насыщенным получилось турне по Великобритании, в ходе которого Дилан отыграл свой самый знаменитый концерт, в Манчестере, во время которого кто-то из толпы крикнул ему «Иуда!» (намёк на его отход от протестных гимнов начала шестидесятых), на что участники The Band виртуозно ответили исступлённо-яростным исполнением «Like a Rolling Stone». До 1998 года запись этого исторического концерта можно было приобрести только в качестве бутлега. То же самое касается множества замечательных песен, которые Дилан исполнял на концертах, но которым не было суждено войти в его студийные альбомы.
В мае 1966 года вышел двойной рок-альбом Дилана «Blonde on Blonde», который во многом развивал темы предыдущих двух. Сам музыкант описал звучание альбома как «that wild, thin mercury sound» («тот дикий, утончённый ртутный звук»). Вскоре стали говорить о наличии в его творчестве своеобразной рок-трилогии («Bringing It All Back Home», «Highway 61 Revisited», «Blonde on Blonde»), которую принято считать его величайшим свершением и одним из крупнейших явлений в американской культуре XX-го столетия. Между рок-критиками давно не затихает спор, какой из альбомов трилогии следует считать вершиной дилановского творчества.
Кантри-рок
Во время этого периода затворничества Дилана навещали участники The Band. В течение нескольких месяцев они записывали с ним как новые песни (тексты которых стали гораздо более прозрачными), так и вариации традиционных народных мелодий. Эти записи свидетельствуют о наметившемся отходе Дилана от рок-музыки в сторону кантри. Официально они не были выпущены, но циркулировали в качестве бутлегов, и только в 1975 году лейбл Columbia Records пресек незаконное распространение путём выпуска официальной версии «Basement Tapes» («плёнок из подвала»). Собственно, тогда в мире рок-музыки впервые и появилось такое понятие, как бутлег.
В декабре 1967 года в продажу поступил долгожданный альбом со свежими песнями Дилана — «John Wesley Harding» (2-е место в США, 1-е место в Великобритании), который положил начало новому направлению популярной музыки — кантри-року. Хотя большинство рок-музыкантов отнеслось без энтузиазма к очередному повороту в музыкальном развитии Дилана, камерное звучание этого диска и его нарочито незамысловатая лирика (зачастую с библейским подтекстом) произвели большое впечатление на музыкантов из южных штатов США. Скажем, визитной карточкой Джими Хендрикса стала утяжелённая версия вошедшей в этот альбом песни «All Along the Watchtower»; сам Дилан признал его обработку лучшей из всех.
Увлечение Дилана американской народной музыкой привело его в столицу кантри — Нэшвилл. Здесь он мог записываться с ведущими сессионными музыкантами этого направления, а также с легендарным Джонни Кэшем. Добиваясь чистоты звука, на время записи нового альбома он изменил тембр своего голоса и даже бросил курить. Вышедший в 1969 году альбом «Nashville Skyline» был ближе по звучанию к традиционному кантри, нежели к кантри-року. Он смутил многих поклонников Дилана (которые находили его новый материал неровным по качеству), однако выпущенная синглом песня «Lay Lady Lay» пользовалась успехом у публики и вошла в лучшую десятку поп-чартов США. Эта песня предназначалась Диланом для кинодрамы «Полуночный ковбой», на отдельные темы которой и намекает весьма рискованный по тем временам текст.
Творческий кризис
После нэшвилльского периода музыкальное развитие Дилана зашло в тупик. По-видимому, 30-летнему музыканту было неясно, в какую сторону двигаться дальше. На его двойном альбоме «Self-Portrait» (июнь 1970) были перемешаны новые песни, вновь записанные старые хиты, концертные записи и кавер-версии песен других исполнителей. На музыкальную общественность альбом произвёл самое удручающее впечатление. Стали поговаривать, что с концом шестидесятых выдохся и их главный музыкальный локомотив — Боб Дилан.Уже в октябре 1970 Дилан выпустил новый альбом «New Morning», призванный реабилитировать его в глазах публики после громкого провала «Self-Portrait». Это был шестой альбом Дилана, возглавивший британские чарты продаж. Тогда же в продажу поступил его экспериментальный роман «Тарантул», написанный под влиянием Джека Керуака. В августе 1971 музыкант отыграл на грандиозном концерте, устроенном Джорджем Харрисоном в помощь обездоленным жителям Бангладеш. После этого на протяжении года про него почти ничего не было слышно.
В 1973 году Дилан дебютировал в кино, сыграв в фильме «Пэт Гэрретт и Билли Кид» и написав для него гимн «Knockin’ on Heaven’s Door» («достучаться до небес», 4-е место в США). Эта песня вошла в золотой фонд рок-музыки и впоследствии исполнялась десятками артистов — от Боба Марли и Роджера Уотерса до U2, Guns N’ Roses и Avril Lavigne.
Концертная деятельность и «Blood on the Tracks»
Для раскрутки нового альбома Дилан и The Band пустились в длительный тур по США, который стал самым коммерчески успешным в истории рок-н-ролла. На концертах исполнялись не только старые и новые песни Дилана, но и главные хиты Робби Робертсона из The Band — такие, как «The Night They Drove Old Dixie Down» и «The Weight». Восторженный приём, оказанный Дилану во время гастролей по США, вдохновил Гиффена выпустить двойной концертный диск «Before the Flood», записанный во время этого турне.
Между тем, вернувшись из турне, Дилан примирился с Columbia Records и приступил к записи своего пятнадцатого студийного альбома — «Blood on the Tracks». Впервые с середины 1960-х песни носили пронзительно-исповедальный характер, что было не в последнюю очередь обусловлено неурядицами в семейной жизни Дилана. На таких дорожках, как «Tangled Up in Blue», было видно, насколько вырос Дилан за последние годы в качестве вокалиста. В начале 1975 года альбом возглавил хит-парад американских альбомов и стал одним из самых прибыльных релизов за всю карьеру Дилана. Критики сравнивали «Blood on the Tracks» с пластинками его эпохальной рок-трилогии середины шестидесятых; некоторые утверждают, что это его самый продуманный и совершенный альбом.
На волне этого триумфа Дилан и Робертсон загорелись планом организовать грандиозный концертный тур, который должен был превзойти предыдущий по всем показателям. К участию в этом проекте, помимо The Band, были привлечены Джоан Баез, Джони Митчелл, Мик Ронсон и Аллен Гинзберг. По ходу дела Дилан наспех записал шестнадцатый студийный альбом «Desire», который царил на вершине чартов на протяжении пяти недель. Турне под названием Rolling Thunder Review началось осенью 1975 и закончилось 25 ноября 1976 года в Сан-Франциско прощальным концертом The Band, который был озаглавлен «последний вальс» («The Last Waltz»). Помимо Дилана, здесь выступили Нил Янг, Ван Моррисон, Джони Митчелл, Эрик Клэптон и Мадди Уотерс. Режиссёр Мартин Скорсезе выпустил об этом событии один из самых знаменитых концертных фильмов в истории музыки.
Восьмидесятые годы: христианство
Хотя The Band прекратили концертную деятельность, Дилан на протяжении 1978 года продолжал выступать по всей стране, причём мнения наблюдателей об этих концертах были далеко неоднозначными. На исходе года 37-летний музыкант объявил о том, что ему заново открылись истины христианства. Начиная с записанной в 1979 году c гитаристом Марком Нопфлером пластинки «Slow Train Coming», на его альбомах начинают преобладать песни религиозной тематики. В своих новых работах Дилан гневно обрушивался на проституцию и порнографию. Многие восприняли это как ханжество. Например, Джон Леннон написал одну из своих последних песен «Serve Yourself» («служи себе самому») как ответ на дилановский призыв «Gotta Serve Somebody» («надо служить кому-то»).Девяностые годы: чествования
В конце 1997 года Дилан выпустил первый за десятилетие альбом новых песен — «Time Out of Mind». Он был спродюсирован Дэниэлем Лануа, известным по своей многолетней работе с рок-группой U2. На этом альбоме Дилан звучит как начинающий артист, отсылки к его прежним работам практически отсутствуют. Обращает на себя внимание, что до неузнаваемости изменился его голос. Критики единогласно провозгласили новые песни Дилана лучшими с момента выхода «Desire», а журнал «Newsweek» поместил фотографию музыканта на обложку очередного номера. Обозреватель «Chicago Tribune» сравнил своё впечатление от прослушивания «Time Out of Mind» с тем, которое оставляет просмотр фильма Дэвида Линча или чтение романа Сэмюэля Беккета. В начале 1998 года альбому были присуждены три награды «Грэмми», в том числе в самой престижной номинации — «альбом года». Два года спустя Дилан выиграл кинопремии «Оскар» и «Золотой глобус» за новую песню «Things Have Changed», написанную к фильму «Вундеркинды».
Двухтысячные
11 сентября 2001 года ознаменовалось выходом 29-го студийного альбома Боба Дилана, «Love and Theft» («Любовь и Кража»), который был очень тепло принят публикой и критиками. Дилан, известный своим отрицательным отношениям к современным студийным «примочкам», самостоятельно спродюсировал этот альбом под псевдонимом «Джек Фрост». Наблюдателей порадовало, что с годами музыкант расширяет свой стилевой диапазон: на этом диске особенно заметно влияние джаза.Дилан (под псевдонимом «Сергей Петров») и Ларри Чарльз написали сценарий к фильму «Шоу века» (2003), в котором сыграли — помимо самого Дилана — такие актёры, как Пенелопа Крус, Джессика Ланж и Вэл Килмер. Этот фильм не впечатлил кинокритиков. В октябре 2004 года состоялась презентация первой части дилановской автобиографии «Хроники»[7]. В сентябре 2005 года Би-би-си показало документальный телефильм Мартина Скорсезе «Нет пути домой» о жизни и творчестве молодого Дилана. В 2006 году начались съёмки посвящённого Дилану байопика «Меня там нет». В этой картине заняты Кейт Бланшетт, Кристиан Бэйл, Ричард Гир и Хит Леджер.
29 августа 2006 года состоялся релиз альбома «Modern Times», который завершает трилогию альбомов, начатую «Time Out of Mind» и продолженную «Love and Theft». Этот альбом вошёл в историю, дебютировав на первой строчке в Billboard 200. Таким образом, 65-летний Боб Дилан стал самым возрастным артистом, которому удалось покорить американские чарты продаж. Вокал музыканта стал ещё более грубым, однако это не повлияло на оценку данной записи музыкальными критиками. Скажем, журнал Rolling Stone назвал «Modern Times» лучшим диском года, а Американская академия звукозаписи присудила Дилану премию «Грэмми» за лучшее сольное рок-исполнение.
В апреле 2008 года Боб Дилан получил Пулитцеровскую премию «за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы»[8]. В 2010 году по результатам голосования Newsweek Love and Theft Боба Дилана занял второе место в номинации «Лучший альбом десятилетия»[9].
28 апреля 2009 года вышел новый альбом Дилана «Together Through Life»[10]. 29 мая 2012 года 44-й президент США Барак Обама наградил музыканта Президентской медалью Свободы, одной из высших гражданских наград Штатов[11].
В 2012 году Дилан выпустил свой 33-й альбом Tempest, уместивший в себе разнообразие как музыкальных жанров, так и тем: от истории катастрофы Титаника до ностальгического посвящения Джону Леннону. Альбом был высоко оценен критиками, в особенности журналом Rolling Stone, поставившим его на четвертое место в списке 50-ти лучших альбомов года[12].
Необычный для Боба Дилана альбом вышел в 2015 году: Shadows in the Night представляет собой сборник каверов песен, записанных Фрэнком Синатрой в конце 1950-х и начале 1960-х. По словам бессменного дилановского звукоинженера Эла Шмитта, после записи Дилан сказал ему, что никогда не слышал, чтобы его собственный голос звучал настолько хорошо[13].
В марте 2016 года стало известно, что Дилан готовит ещё один студийный альбом каверов, получивший название Fallen Angels; его релиз запланирован на май[14].
Награды
Нобелевская премия по литературе
Получил Нобелевскую премию по литературе в 2016 году с формулировкой «for having created new poetic expressions within the great American song tradition» («за создание нового поэтического языка в великой американской песенной традиции»)[15][16]. Вручение награды произойдет 10 декабря 2016 года[17].Грэмми
Год | Церемония | Категория | Альбом / «Песня» | Итог |
---|---|---|---|---|
1963 | 5-я | Лучшая запись этнического или традиционного фолка | Bob Dylan | Номинация |
1979 | 21-я | Лучшее мужское вокальное рок исполнение | «Gotta Serve Somebody» | Победа |
1991 | 31-я | Премия за жизненные достижения | Победа | |
1994 | 36-я | Лучший альбом традиционного фолка | World Gone Wrong | Победа |
1997 | 39-я | Лучшее мужское вокальное рок исполнение | «Cold Irons Bound» | Победа |
1997 | 39-я | Лучший альбом современного фолка | Time Out of Mind | Победа |
1997 | 39-я | Альбом года | Time Out of Mind | Победа |
2001 | 43-я | Лучший альбом современного фолка | Love and Theft | Победа |
2006 | 48-я | Лучший альбом современного фолка | Modern Times | Победа |
2006 | 48-я | Лучшее сольное вокальное рок исполнение | «Someday Baby» | Победа |
Зал славы Грэмми
В зал славы Грэмми входят записи, имеющие важное историческое значение. Необходимое условие: разница между временем, когда была сделана запись, и временем включения её в зал, должна составлять не менее 25 лет.Год записи | Альбом / «Песня» | Год включения в зал |
---|---|---|
1963 | «Blowin’ in the Wind» | 1994 |
1965 | «Like a Rolling Stone» | 1998 |
1966 | Blonde on Blonde | 1999 |
1965 | «Mr. Tambourine Man» | 2002 |
1965 | Highway 61 Revisited | 2002 |
1965 | Bringing It All Back Home | 2006 |
Зал славы рок-н-ролла
Боб Дилан вошёл в Зал славы рок-н-ролла в 1988 году. Кроме того, в списке 500 песен, повлиявших на рок-н-ролл, присутствуют пять его записей.Год записи | «Песня» |
---|---|
1963 | «Blowin’ in the Wind» |
1963 | «The Times They Are a-Changin’» |
1965 | «Like a Rolling Stone» |
1965 | «Subterranean Homesick Blues» |
1975 | «Tangled Up in Blue» |
Кинопремии
- 2000 — Премия «Золотой глобус» за лучшую песню («Things Have Changed», Вундеркинды)
- 2001 — Премия «Оскар» за лучшую песню к фильму («Things Have Changed», Вундеркинды)
Прочие награды
Год | Название | Итог |
---|---|---|
1963 | Премия Томаса Пейна | Награждён |
1970 | Принстонский университет | Статус почётного доктора музыки |
1982 | Зал славы композиторов | Введён |
1990 | Орден Искусств и литературы | Награждён (Командор) |
1997 | Медаль Центра имени Кеннеди | Награждён |
1997 | Премия Дороти и Лиллиан Гиш | Награждён |
2000 | Polar Music Prize | Победитель |
2002 | Зал славы композиторов Нэшвилла | Введён |
2004 | Сент-Андрусский университет | Статус почётного доктора музыки |
2007 | Премия Принца Астурийского | Лауреат |
2008 | Специальный приз Пулитцеровской премии | Победитель |
2009 | Национальная медаль искусств США | Награждён |
2012 | Президентская медаль Свободы | Награждён |
2013 | Орден Почётного легиона | Награждён |
Интересные факты
- Хантер Томпсон не только посвятил Бобу Дилану свою книгу «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», но и завещал, чтобы на его похоронах прозвучала песня Дилана «Mr. Tambourine Man».
- Множество артистов исполняли кавер-версии песен Дилана. Наиболее известными стали «Mr. Tambourine Man» в исполнении The Byrds, «All Along the Watchtower» в версии Джими Хендрикса. Также песни Дилана исполняли Брайан Ферри, Red Hot Chili Peppers, The Rolling Stones, Led Zeppelin, The White Stripes, Guns N’ Roses, Линк Рэй, Джордж Харрисон, Патти Смит, Ministry, Green Day, Manfred Mann’s Earth Band, My Chemical Romance, Mix Band, Мильва, Эллиотт Смит, Роджер Тэйлор.
- Немецкий фильм «Достучаться до небес» получил название в честь одноимённой песни Боба Дилана.
- Боб Дилан попробовал себя и в качестве кинорежиссера. Он снял два фильма: документальную хронику собственных гастролей «Съешь документ» (1972) и пятичасовую драму «Реналдо и Клара» (1978).
- Боб Дилан не раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, в частности, в 2015 году[18].
- Авторитетный журнал «Time», подводя итоги XX-го века, включил Дилана в сотню самых влиятельных людей этого столетия.
- Джейкоб Дилан, сын Боба — вокалист рок-группы The Wallflowers. С 2008 года, после выхода сольного альбома Seeing Things, выступает с трио The Gold Mountain Rebels.
- На протяжении последних 20 лет Дилан является последователем движения Хабад[19][20]. Еврейские службы новостей сообщали, что Дилан несколько раз посещал различные хабадские синагоги во время иудейских праздников[21]. Например, 22 сентября 2007 года на Йом-Киппур он посетил Congregation Beth Tefillah в Атланте и был вызван к Торе в шестой алие[22].
- Идея назвать коллектив «Judas Priest» появилась благодаря песне Боба Дилана «The Ballad of Frankie Lee and Judas Priest» (1967).
Псевдонимы
- Элстон Ганнн (Elston Gunnn)
- Боб Дилан (Bob Dylan) — имя, ставшее официальным
- Blind Boy Grunt
- Боб Лэнди (Bob Landy)
- Роберт Милквуд Томас (Robert Milkwood Thomas)
- Счастливчик Уилбери (Lucky Wilbury)
- Бу Уилбери (Boo Wilbury)
- Джек Фрост (Jack Frost)
- Сергей Петров (Sergei Petrov)
Дискография
- Bob Dylan — 1962
- The Freewheelin’ Bob Dylan — 1963 Remastered: Hybrid Stereo SACD
- The Times They Are A-Changin' — 1964
- Another Side of Bob Dylan — 1964 Remastered: Hybrid SACD with Surround Mix
- Bringing It All Back Home — 1965 Remastered: Hybrid SACD with Surround Mix
- Highway 61 Revisited — 1965 Remastered: Hybrid Stereo SACD
- Blonde on Blonde — 1966 Remastered: Hybrid SACD with Surround Mix
- John Wesley Harding — 1967 Remastered: Hybrid Stereo SACD
- Nashville Skyline — 1969 Remastered: Hybrid Stereo SACD
- Self Portrait — 1970
- New Morning — 1970
- Pat Garrett & Billy the Kid — 1973 (саундтрек)
- Planet Waves — 1974 Remastered: Hybrid Stereo SACD
- Blood on the Tracks — 1975 Remastered: Hybrid SACD with Surround Mix
- Desire — 1976 Remastered: Hybrid Stereo SACD
- Street Legal — 1978 Remastered: Hybrid Stereo SACD
- Slow Train Coming — 1979 Remastered: Hybrid SACD with Surround Mix
- Saved — 1980
- Shot of Love — 1981
- Infidels — 1983 Remastered: Hybrid Stereo SACD
- Empire Burlesque — 1985
- Knocked Out Loaded — 1986
- Down in the Groove — 1988
- Oh Mercy — 1989 Remastered: Hybrid Stereo SACD
- Under the Red Sky — 1990
- Good as I Been to You — 1992
- World Gone Wrong — 1993
- Time Out of Mind — 1997
- Love and Theft — 2001 Remastered: Hybrid SACD with Surround Mix
- Modern Times — 2006
- Together Through Life — 2009
- Christmas in the Heart — 2009
- Tempest — 2012
- Shadows in the Night — 2015
- Fallen Angels — 2016
с The Traveling Wilburys
Примечания
- ↑ Gates, David. Dylan Revisited. Newsweek (October 6, 1997). Проверено 13 октября 2008. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
- ↑ Dylan sang Blowin’ In The Wind at the Washington D.C. concert, January 20, 1986, which marked the inauguration of Martin Luther King Day. Gray, 2006, The Bob Dylan Encyclopedia, pp. 63-64.
- ↑ Dylan 'reveals origin of anthem'. BBC News (April 11, 2004). Проверено 6 февраля 2009. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
- ↑ Rolling Stone | Search Articles, Artists, Reviews, Videos, Music and Movies
- ↑ Greatest Artists of All Time | Rolling Stone Music | Lists
- ↑ Howard Sounes. Down the Highway: The Life of Bob Dylan. — Grove Press, 2002. — P. 121. — 544 p. — ISBN 9780802138910.
- ↑ Рецензия в журнале FUZZ № 5(152), 2006 год
- ↑ Взгляд
- ↑ http://bob-dylan.ru/news/love-adn-theft-hits-the-charts (недоступная ссылка — история)
- ↑ Together Through Life. Amazon (March 14, 2009). Проверено 14 марта 2009. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
- ↑ Бобу Дилану вручили главную награду США
- ↑ 50 Best Albums of 2012
- ↑ Engineer Al Schmitt Talks Bob Dylan’s Strange Studio Request, New Dylan Album
- ↑ Боб Дилан выпустит новый альбом Fallen Angels этой весной. rockcult.ru. Проверено 14 марта 2016.
- ↑ http://www.bbc.co.uk/news/entertainment-arts-37643621
- ↑ https://www.nobelprize.org/nobel_prizes/literature/laureates/2016/
- ↑ https://www.nobelprize.org/ceremonies/
- ↑ Музыкант Боб Дилан претендует на Нобелевскую премию по литературе
- ↑ Fishkoff, The Rebbe’s Army: Inside the World of Chabad-Lubavitch, p. 167.
- ↑ Bob Dylan: Tangled Up In Jews
- ↑ Shmais, News Service. Bob Dylan @ Yom Kippur davening with Chabad in Long Island, Shmais News Service (October 13, 2005). Проверено 11 сентября 2008. (недоступная ссылка — история)
- ↑ Sheva, Arutz. Day of Atonement Draws Dylan to the Torah, Arutz Sheva—Israel National News (September 24, 2007). Проверено 11 сентября 2008.
Ссылки
Боб Дилан в Викицитатнике? | |
Боб Дилан на Викискладе? |
- BobDylan.com (англ.) — официальный сайт
- Профиль Боб Дилан на Last.fm
- Секрет личности Боба Дилана и его успеха, видео
- Биография Дилана на www.peoples.ru
- Love and Theft рвет чарты.
- Боб Дилан на русском языке
- Русскоязычный сайт о Бобе Дилане
- Expecting Rain (англ.) — Dylan news & events, updated daily.
- Боб Дилан (англ.) на сайте Discogs
- Боб Дилан. Глава из книги В.Писигина
- Статья «Разные стороны Боба Дилана».
- Боб Дилан в рейтинге Rolling Stone Russia «100 лучших голосов в истории»
- Нобелевскую премию по литературе получил Боб Дилан