Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 22 ноября 2016 г.

Гадиева З. Семантика костяного амулета из Барсукинского захоронения

Вестник Археологического центра [Республики Ингушетия].
Выпуск III. Назрань, 2009. стр. 110-111.
 
4 сентября 2000 г., сотрудники Археологического центра при Министерстве культуры РИ по сигналу местного жителя Местоева, выезжали в Барсукинский МО г. Назрань, где при закладке траншеи под фундамент дома, было обнаружено погребение. К моменту прибытия на место археологической группы погребение было вскрыто. Реконструкция могилы и план первоначального расположения вещей в могильной яме были произведены со слов очевидцев. Усопший был воином, захоронен на уровне древнего горизонта, на глубине 0,96 м. Погребенный лежал головой на Ю-В. На черепе погребенного были обнаружены три сквозные отверстия диаметром 0,2 см, располагавшийся в форме треугольника на расстоянии 2 см друг от друга.
На правой бедренной части усопшего, в средней его части, наблюдался разлом. Также была сломана кость предплечья. Вероятно, вышеперечисленные повреждения были получены вследствие участия погребенного в сражении. Погребальный инвентарь был представлен следующими предметами: ближе к правому бедру, возле тазовых костей, лежала плохо сохранившаяся рукоять акинака с бабочковидным перекрытием и, видимо, с брусковидным навершием. Фрагмент рукояти железного ножа, бронзовые наконечники стрел, фрагментированный железный втульчатый наконечник копья, каменный оселок чёрного цвета. Среди погребального инвентаря был найден амулет, сделанный из клыка дикого кабана. Амулет располагался с левой стороны от усопшего, вдоль левого бедра. Длина амулета составляет 9,5 см, толщина — 1 см, ширина в наиболее широкой части — 2,3см. С двух сторон амулет имеет изображения. Если внимательно рассмотреть находку в горизонтальном положении, то на широкой её стороне можно увидеть голову зверя с раскрытой пастью. Изображение напоминает медведя или волка, возможно барса. У зверя просматривается глаз в виде маленького круга, ухо треугольной формы, зубы (рис.1), в сужающейся части клыка можно наблюдать узор в виде зигзагов. Предварительная датировка погребения позволяет отнести его к савроматскому периоду. Савроматский звериный стиль использовался главным образом в качестве прикладного искусства и имел определенный магический смысл. У савроматов преобладают изображения волка, медведя и полиморфных существ, которые представлены на зооморфных клыках. Волку и медведю приписывали магическую силу. Вероятно, древние считали, что человек носящий амулет с подобными изображениями, будет также силен и храбр. Кроме того, амулет должен был оберегать его владельца от дурного глаза, от различных болезней, неудач и т.д.
При рассмотрении амулета в вертикальном положении проглядывается изображение хищной птицы с крупным клювом (рис. 1 ).
В верхней части амулета с внутренней стороны имелось отверстие для подвешивания. Возможно, он был подвешен к оружию воина, т.к. амулет располагался рядом с акинаком. «Клыки-повески и их бронзовые имитации с резным рисунком были широко распространены среди кочевников в VI — V вв., до н.э. С одного конца изображалась голова хищника, а на другом конце голова птицы. На изображениях из Притеречья их поверхность покрыта следующими видами орнамента: окружностью с точкой внутри, параллельные полосы, ряды треугольников. Глаз птицы изображается округло или каплевидно с обозначением зрачка. Клюв слабо загнут, у птиц на всех образцах имеются зубы в виде кружков, волнистой линии или рельефной полосы. У хищников изображена оскаленная пасть, подчеркнуты острые уши. Некоторые из птиц имеют треугольные уши. (Северная Осетия, Ялхой-Мохк). Клыки отличаются друг от друга деталями орнаментации, степенью стилизации. Богато декорированы клыки из Северной-Осетии, имитация клыка из Святилища Реком, которая отличается от других орнаментом из двойного ряда ажурных треугольников.» Предметы, выполненные в зверином стиле, чаще находят в богатых воинских захоронениях савроматов, где на вещах преобладают изображения медведя, волка и полихромных фантастических существ. Амулеты из кабаньих клыков, в большинстве своем, украшали мечи савроматских воинов (видимо, данным фактом можно объяснить близкое взаиморасположение акинака и амулета в изучаемом нами погребении). Близкие антологии амулету из Барсукинского захоронения мы находим в савроматском Блюменфельдском кургане в Нижнем Поволжье, а также в кургане у с. Туяхта на Алтае. На Северном Кавказе параллели нашему амулету мы отмечаем в святилище Реком в Северной Осетии. Но в отличие от нашей находки, выполненной из кости, находка из Осетии отлита из бронзы.
Как давно существуют амулеты и почему человек прибегает к их помощи до сих пор? Слово амулет происходит от латинского amoliri — отвращать. Амулетами называют предметы, магическим образом охраняющие человека от разных бед, отвращающие зло. Амулеты (обереги) могут влиять на окружающее, обеспечивать, доставлять своему обладателю различные блага (богатство, счастье, удачу...).
Возникновение амулетов восходит к глубокой древности. В древние времена человек, пытаясь защитить себя от могучих сил природы, искал защиты в мире магии. За силу и храбрость почитались некоторые животные, что является проявлением тотемизма — одного из древних религиозных верований. Для вайнахов, как и для многих других народов Кавказа, в число таких животных входили, прежде всего, волк, медведь, дикий кабан. Этих хищников охотно наделяли сверхъестественным могуществом и приписывали магическую силу их зубам, когтям, шерсти, клыкам и т.д. На почве этой веры возникают соответствующие амулеты. Так, например, Е.И.Крупнов пишет о том, что кабан издревле почитался у кавказских племен и считался одним из тотемов. Поэтому целые кабаньи клыки и поделки из них — обычная находка в памятниках Кавказа ещё с эпохи неолита. Амулеты и талисманы, которыми пользовались народы Кавказа, до сих пор остаются мало изученными. Между тем, их изучение представляет большой и разносторонний научный интерес. «Степень распространения и характер употребляющихся в народной среде амулетов могут служить ценным пособием при изучении различных сторон духовного и материального быта народов... На Кавказе, где на протяжении ряда веков, встречались и взаимно переплелись культурные влияния, исходящие из очагов древней культуры, изучение амулетов и талисманов может содействовать более полному научному освещению некоторых вопросов из истории культурных влияний и взаимодействий народов Кавказа и передней Азии».
Уникальность рассматриваемого нами амулета, заключается в том, что за последние 10 — 15 лет это первая находка на территории нашей республики. Попав в среду обитания горцев, образы скифо-сибирского звериного стиля переосмыслялись и воспринимались в соответствии с их воззрениями. При этом влияние могла оказать среда обитания, хозяйственные занятия, традиционная культура. Изучение представленного Барсукинского амулета и раскрытие его семантики позволяет нам окунуться в мир религиозных представлений племен, населявших территорию плоскостной зоны Ингушетии в эпоху раннего железа.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гадиев У.Б. Барсукинское захоронение скифского времени // Вестник Археологического центра. Вып.1. Назрань, 2001 г. с. 53.
2. Г. Н. Вольная. Прикладное искусство населения Притеречья середины I тыс. до н.э. Владикавказ, 2002. с. 55.
3. Grakov В. Monuments de la culture scythique entre le Volga et les monts Oural / ESA. III / 1928/ p. 38.
4. Смирнов К.Ф. Савроматы и ранние сарматы // Степи Евразийской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989. с. 168.
5. Там же. с. 165.
6. Кисилев С.В. Алтай в скифское время. ВДИ. 1947. с. 31. рис. 7.
7. Виноградов В.Б. Сарматы Северо-Восточного Кавказа... с. 31. рис. 7.
8. Кагаров. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. СПб., 1913 г. с. 81.
9. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960. с.371.
10. Г.Ф. Чурени. Амулеты и талисманы кавказский народов. Махачкала. 1929. с. 5-6.