Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Формы правления, политические режимы и системы |
---|
Портал:Политика · |
Многие патриархальные общества также являются патрилинейными, то есть собственность и общественное положение наследуются в них по отцовской линии.
В истории человечества патриархат проявлялся в общественной, правовой, политической и экономической организации различных культур. Патриархат также оказывает сильное влияние на современное человечество, хотя многие культуры в течение XX века перешли к более эгалитарному общественному устройству[1].
Содержание
Определение и употребление термина
Термин «патриархат» буквально означает «власть отца»[2][3] и происходит от греч. πατριάρχης — «отец народа» или «вождь народа», «патриарх»[4][5], — в свою очередь, образованного от πατριά «происхождение»[6] (от πατήρ — «отец» — и ἄρχω — «правлю».[7].Ранее термин «патриархат» использовался для обозначения автократической власти мужчины — главы семьи. В современных науках его употребляют более широко, как обозначение социальных систем, в которых власть находится преимущественно в руках взрослых мужчин[8][9][10][11].
Общие сведения
.
|
История
Как свидетельствуют антропологические данные, большинство первобытных обществ охотников и собирателей были относительно эгалитарными. Патриархальные социальные структуры появились значительно позже окончания плейстоценовой эры, вслед за такими социальными и технологическими новшествами, как земледелие и одомашнивание[12][13][14]. Исторические исследования, однако, пока не обнаружили конкретного инициирующего события[15]. Некоторые учёные считают, что распространение патриархата началось около 6000 лет назад (около 4000 г. до нашей эры), когда сложилось понятие отцовства[16][17].Господство мужчин над женщинами обнаруживается на Ближнем Востоке, начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин[нейтральность?] и исключение их из процесса представления и конструирования истории[15][нейтральность?].
Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины — и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу»[18].
В текстах Аристотеля женщины описываются как морально, интеллектуально и физически неполноценные по сравнению с мужчинами. Аристотель рассматривал женщин как собственность мужчин, утверждал, что роль женщин в обществе — рожать детей и служить мужчинам в доме, и считал господство мужчин над женщинами естественным и добродетельным[19][20][21].
До нас не дошли философские тексты Древнего Египта, но Геродот оставил свидетельства о том, что был поражён отличиями роли египтянок от роли афинянок. Он заметил, что египтянки ходили на рынок и занимались торговлей. В Египте женщина среднего сословия имела право участвовать в местном суде, покупать и продавать недвижимость, наследовать и передавать по завещанию имущество. Женщины также могли получать ссуды и заверять юридические документы[22].
Однако греческое влияние распространилось с завоеваниями Александра Македонского, который был учеником Аристотеля[23].
В феминизме
В большинстве феминистских теорий патриархат рассматривается как несправедливая социальная система, подавляющая женщин, и ограничивающая их социальные роли под набор определенных критериев. Согласно феминизму, происходящее в патриархате конструирование различий между маскулинностью и фемининностью является политическим различием между свободой и подчинением[24]. Как правило, феминизм описывает патриархат как социальный конструкт, который можно преодолеть при помощи критического анализа его проявлений[25]. Одной из ключевых проблем патриархата является то, что он стирает личностные качества женщин, вгоняя их в рамки «женственного» и «мужественного» поведения. В результате этого личности, чье социальное поведение выходит за рамки дуалистической модели гендерных ролей, становятся объектом дискриминации и осуждения. Патриархат различает только два гендера — мужской и женский, а также ставит знак равенства между гендером и полом.Патриархальная семья
Ранее считалось, что исторически патриархальная семья — это форма семьи, сменившая матриархальную семью. Однако большинство современных исследователей считает, что патриархат господствовал и на ранних стадиях развития человеческого общества.
Патрилинейность связана с правом мужчины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению мужчины-отца (патриарха), в отличие от аналогичного права женщины-матери при матриархате.
Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины — так называемый «выкуп невесты» (калым). У некоторых народов женщина теряла своё имя и называлась по имени мужа (у венгров женщина до сих пор, выходя замуж, берёт не только фамилию, но и имя своего мужа). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика самосожжений вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.
Взгляды на патриархат в разных культурах могут сильно отличаться. С уверенностью можно говорить лишь о праве мужчины на принятие окончательного решения, в частности в спорных семейных вопросах.
Патриархат не исключает сохранение за женщиной полного права совещательного голоса — отличительная черта многих современных патриархальных семей.
См. также
Примечания
- ↑ Malti-Douglas, Fedwa (2007). Encyclopedia of Sex and Gender. Detroit: Macmillan. ISBN 0-02-865960-0.
- ↑ Ferguson, Kathy E. Patriarchy // Women's studies encyclopedia, Volume 2 / Tierney, Helen. — Greenwood Publishing, 1999. — P. 1048. — ISBN 978-0-313-31072-0.
- ↑ Green, Fiona Joy. Patriarchal Ideology of Motherhood // Encyclopedia of Motherhood, Volume 1 / O'Reilly, Andrea. — SAGE, 2010. — P. 969. — ISBN 978-1-4129-6846-1.
- ↑ πατριάρχης, Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon, on Perseus
- ↑ patriarchy, on Oxford Dictionaries
- ↑ πατριά, Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon, on Perseus
- ↑ ἄρχω, Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon, on Perseus
- ↑ Meagher, Michelle. patriarchy // The Concise Encyclopedia of Sociology. — John Wiley & Sons, 2011. — P. 441–442. — ISBN 978-1-4051-8353-6.
- ↑ Giddens, Anthony & Griffiths, Simon. Sociology. — 5th. — Polity, 2006. — P. 473. — ISBN 978-0-7456-3379-4.
- ↑ Gordon, April A. Transforming capitalism and patriarchy: gender and development in Africa. — Lynne Reiner, 1996. — P. 18. — ISBN 978-1-55587-629-6.
- ↑ Patriarchy // Encyclopedia of Women's Autobiography: K-Z. — Greenwood Publishing Group, 2005. — P. 453. — ISBN 978-0-313-32739-1.
- ↑ Hughes, Sarah Shaver & Hughes Brady. Women in Ancient Civilizations // Agricultural and pastoral societies in ancient and classical history / Adas, Michael. — Temple University Press, 2001. — P. 118–119. — ISBN 978-1-56639-832-9.
- ↑ Eagly, Alice H. & Wood, Wendy (June 1999). «The Origins of Sex Differences in Human Behavior: Evolved Dispositions Versus Social Roles» 54 (6): 408–423.
- ↑ Erdal, D. & Whiten, A. (1996) «Egalitarianism and Machiavellian Intelligence in Human Evolution» in Mellars, P. & Gibson, K. (eds) Modelling the Early Human Mind. Cambridge Macdonald Monograph Series.
- Strozier, Robert M. (2002) Foucault, Subjectivity, and Identity: : Historical Constructions of Subject and Self p.46
- ↑ Kraemer, Sebastian (1991). «The Origins of Fatherhood: An Ancient Family Process». Family Process 30 (4): 377–392. DOI:10.1111/j.1545-5300.1991.00377.x. PMID 1790784.
- ↑ Ehrenberg, 1989; Harris, M. (1993) The Evolution of Human Gender Hierarchies; Leibowitz, 1983; Lerner, 1986; Sanday, 1981
- ↑ Платон. Менон
- ↑ Fishbein, Harold D. Peer prejudice and discrimination: the origins of prejudice. — 2nd. — Psychology Press, 2002. — P. 27. — ISBN 978-0-8058-3772-8.
- ↑ Dubber, Markus Dirk. The police power: patriarchy and the foundations of American government. — Columbia University Press, 2005. — P. 5–7. — ISBN 978-0-231-13207-7.
- ↑ Bar On, Bat-Ami. Engendering origins: critical feminist readings in Plato and Aristotle. — SUNY Press, 1994. — ISBN 978-0-7914-1643-3.
- ↑ Ptahhotep, trans. John A. Wilson. Ancient Near Eastern Texts Relating to The Old Testament. James B. Pritchard, ed. Princeton University Press, 1950. 412
- ↑ Bristow, John Temple. What Paul Really Said About Women: an Apostle’s liberating views on equality in marriage, leadership, and love, HarperCollins, New York, 1991.
- ↑ Pateman, Carole (1988). The Sexual Contract, Stanford: Stanford University Press, p. 207.
- ↑ Tickner, Ann J. Patriarchy // Routledge Encyclopedia of International Political Economy: Entries P-Z. — Taylor & Francis, 2001. — P. 1197–1198. — ISBN 978-0-415-24352-0.
Ссылки
- Файнберг Л. А. Патриархат // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Айвазова С. Г.Айвазова С. Г. Патриархат // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. — М. : Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты»: Информация XXI век, 2002. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 5-86391-002-4.
- Глава II. Генезис брака и семьи.§ 5. Семейная община // Тюгашев Е. А., Попкова Т. В. Семьеведение. — Новосибирск: СибУПК, 2002