Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

суббота, 12 ноября 2016 г.

Р. Исмагил (Уфа). Кто наследовал Октамасаду?

Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и в Средние века.
Материалы IX Международной научной конференции 25-30 мая 1998 г.
Ростов-на-Дону, 2001 г. Стр. 32-34

Геродот (IV, 78-80) в рассказе о трагической судьбе скифского царя Скила приводит также имена двух его сводных братьев: Октамасада и Орика. Но, если о первых двух мы знаем, благодаря "отцу истории", достаточно много, то об Орике, кроме его имени и факте рождения от брака царя Ариапифа и скифянки Опойи, как будто ничего более не известно. Однако, видимо, это не совсем так.

Есть, как мне кажется, определенные основания идентифицировать Орика с известным по ольвийскому монетному чекану времени около середины V в. до н.э. (или чуть более раннему) Арихом, — по причине несомненной фонетической близости сравниваемых имен и предполагаемой одновременности эмиссий Скила (в Никонии) и Ариха (в Ольвии). Подобная идентификация позволяет существенно скорректировать сложившееся представление о политической структуре скифского государства и заглянуть в анналы династической истории Скифии постскиловской эпохи.
Ариха принято рассматривать в качестве некоего варварского наместника Скила (Виноградов, 1989). Отождествление Орика с Арихом в связи с контекстом рассказа Геродота делает такое предположение, разумеется, невероятным, допуская в то же время возможность двоякой трактовки комбинации имеющихся данных. В их свете Орик Геродота (он же Арих ольвийских монетных легенд) мог быть (1) либо соправителем при своем старшем брате Скиле; (2) либо, что более вероятно, неизвестным ранее, новым царем Скифии.
Вариант 1: Орик — соправитель Скила. В этом случае мы могли бы иметь достоверное свидетельство о существовании в Скифии политического устройства, широко известного начиная примерно с того же времени, на Боспоре (институт соправительства у Спартокидов) и во Фракии (институт парадинастов у одрисов).[1]
Вариант 2: Орик — царь Скифии. Теоретически этот вариант является наиболее предпочтительным. Будучи младшим (?) сыном Ариапифа, Орик (Арих), очевидно, был претендентом номер один на скифский престол после смерти Октамасада. Все остальные предположения относительно времени занятия Ориком трона, взаимоотношения Орика со своим предшественником и вытекающих отсюда выводах о мирном или военном характере смены скифских династов остаются сугубо гипотетическими. Все же первый, самый предварительный анализ возможных вариантов хода династийной истории Скифии конца V — начала IV в. до н.э. позволяет предполагать следующее: (1) переход власти от Октамасада к Орику мог быть осуществлен насильственным путем; (2) скифский престол после Орика занял Атей; (3) отцом Атея, скорее всего, был Орик.
К интересным выводам наталкивает анализ того малозаметного, на первый взгляд, обстоятельства, что Геродот из числа трех, безусловно, прекрасно известных Тимну, а, следовательно, и самому Геродоту, имен жен Ариапифа называет лишь имя скифянки Опойи, матери Орика. Загадочность этого обстоятельства состоит в том, что, как уже было сказано выше, ни Орик, ни, тем более, Опойя, не являются предметом какого-либо специального интереса Геродота. Поэтому можно предположить, что историк мог принять за личное имя Опойя, скорее всего, какой-то семейно-родственный скифский термин. Поскольку произношение имени матери Орика известно в нескольких вариантах — Опойя, Опия и др. — то в качестве скифского оригинала возможны с равной степенью вероятности два слова: ада (апай) и, в меньшей мере, — аби (абий), обозначающие в ряде тюркских языков (например, татарском и башкирском) женщину старшего по отношению к говорящему возраста, обычно родственницу (ср. тюркское имя скифской богини Апи — "аби" (Исмагилов, 1993). Отметим, что отношения между Ориком и Опойей вполне допускают возможность употребления первым по отношению ко второй термина ада или аби в значении "мать"(?).
К сказанному выше остается только добавить, что ближайшую аналогию к имени самого известного представителя этой династии — Скила — дает башкирское личное имя Ишкул.


[1] Сказанное, учитывая несомненный варварский характер имени другого персонажа — Эминака, от лица которого выпускаются монеты в Ольвии после Ариха, оставляет возможность для предположения, что и этот последний мог быть не просто варварским наместником Октамасада, пришедшего на смену Скилу в результате его убийства, но его соправителем.
Наконец, еще одним кандидатом на должность соправителя — уже самого Ариапифа — могло бы считаться лицо, чеканившее также около середины V в. до н.э. в Ольвии мелкие разменные монеты-дельфинчики с легедой V . Однако, близкое звуковое сходствоу начала имени монетария — V — с именем греческого (?) эпитропа Ариапифа в Ольвии и, одновременно основного информатора Геродота в Скифии, Тимна (при этом нас не должна смущать разница в транскрипции этого имени в тексте Геродота и на монетах; подобные несовпадения слишком широко известны в полиэтнической среде, — ср., например, приведенные выше имена Орика и Ариха, чтобы подробно на них останавливаться), оставляет этот вопрос открытым.