Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 5 ноября 2016 г.

О.А. Шинкарь (Волгоград) Сарматские погребальные комплексы с длинными мечами Аксайского могильника

Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и в Средние века.
Материалы IX Международной научной конференции 25-30 мая 1998 г.
Ростов-на-Дону, 2001 г. Стр. 122-124
 

Летом 1997 года археологической экспедицией Волгоградского Государственного Университета была исследована курганная группа Аксай-1, расположенная в Октябрьском районе Волгоградской области. На низком левобережном участке реки Есауловский Аксай, было раскопано девять курганов. В курганах находились погребения различных эпох. Особый интерес представляют два погребения с воинским снаряжением, относящиеся к сарматской эпохе.
Погребение 2 кургана 2 принадлежит мужчине (35-40 лет), оно было совершено в катакомбе, ориентированной по линии ЗСЗ-ВЮВ. Погребенный лежал вытянуто на спине, ориентирован головой на ВЮВ. При нем находился следующий погребальный инвентарь: набор оружия, состоящий из длинного и короткого мечей, железной втульчатой трехлопастной стрелы, портупейной прямоугольной железной пряжки. Кроме военного снаряжения находились и предметы быта: гончарный кувшин, бронзовое зеркало, оселки, кремний.
Погребение 1 в кургане 6 представляло собой парное захоронение мужчины (20-22 года) и женщины (40-50 лет). Погребение совершено в большой прямоугольной яме, ориентированной по линии С-Ю, погребенные лежали головами на Юг. Мужчина при себе имел воинское снаряжение, состоящее из набора длинного и короткого мечей, ременной портупеи с круглой железной пряжкой, фибулы и железных трехлопастных черешковых стрел. Кроме того, здесь были обнаружены гончарные сосуды, стеклянные бусы, зеркало.
Погребение 2 кургана 2 предположительно датируется II—I вв. до н.э., по портупейной железной прямоугольной пряжке с прорезным геометрическим орнаментом. Аналогичная пряжка происходит из курганного могильника Кривая Лука XVI к.4. погр. 2. (Дворниченко, Федоров-Давыдов, 1974).
Погребение 1 кургана 6 датируется по воинской фибуле с прогнутой спинкой и коротким приемником, такой тип бытует преимущественно в I в. н.э. (Амброз, 1966).
Оба погребения примечательны находками длинных железных мечей с ромбическими перекрестиями, и длинными штыревидными рукоятями. Меч из кургана 2 длиной в один метр, на рукояти имеет небольшое сферическое навершие. Длина меча из кургана 6 — 92 см. Такие длинные железные мечи появляются в Нижнем Поволжье и Южном Приуралье не ранее II в. до н.э. и бытуют в ранне- и среднесарматском периодах. Кроме железных у этих мечей встречаются и бронзовые перекрестия. Мечи с такими перекрестиями происходят из курганных могильников — Калмыково 1/1; Калмыково 2; Политотдельское 12/19; Верхний Еруслан 2/2; Первомайский VII 14/3; Чкаловский 3/7; I Кардаиловский 11/1.
Данные типы мечей восходят к центральноазиатским и китайским традициям. К их числу относятся ажурные рамчатые портупейные пряжки со сценами терзания, пряжки с геометрическим орнаментом, гагатовые пластинчатые пряжки. Прототипы их уходят далеко на Восток на территорию Минусинской Котловины и Ордоса (Дэвлет, 1980). Не исключено, что на II—I вв. до н.э. приходится очередное проникновение некоторых групп кочевников с Востока на территорию южнорусских степей. Они приносят с собой новые типы оружия и бытовые предметы, с которыми кочевники Южно-Уральских и Нижне-Волжских степей незнакомы.
Длинные мечи с железными и бронзовыми перекрестиями, имеющие форму ромба, находят аналогии в памятниках Согда. Парфии и Ханьского Китая. В Средней Азии такие мечи происходят из могильников — Шахривайронский; Кызылтепинский; Лявандакский; Курпе-Бай. В общей сложности с территории Древнего Согда, по подсчетам О.В. Обельченко, происходит 20 экземпляров мечей такого типа, датирующихся II в. до н.э. — I в. н.э. (Обельченко, 1978). Великолепный материал по истории вооружения номадов происходит с территории Древней Бактрии, из могильника Орлат. Там были найдены длинные железные мечи с бронзовыми ромбическими перекрестиями. Автор раскопок датировала их по аналогии с сарматскими длинными мечами. (Пугаченкова, 1987). Впоследствии исследователи, предположительно отождествили данный комплекс с юэчжами (Бернард, Абдулаев, 1997).
Согласно китайским источникам в первой половине II в. до н.э. усилившиеся хунны наносят поражение юэчжам, которые, с V в. до н. э. занимали территории к западу от Ордоса. После разгрома юэчжи уходят в Среднюю Азию, подчиняют саков Семиречья, громят Бактрию и оседают на ее территориях. Вслед за юэчжами на запад откочевывают усуни, некогда обитавшие по соседству с Китаем (Скрипкин, 1996).
Из сказанного выше можно предположить, что именно с этими народами и пришла новая мода на некоторые типы вооружения к народам Средней Азии, а затем и к сарматам восточно-европейских степей. Такой вывод основывается на том, что очень близкие мечи бытуют в период Чжаньго (V—III вв. до н.э.) и в последующую эпоху Хань на территории Древнего Китая.
Восточные инновации, прослеживаемые в археологическом материале, в определенной мере подтверждаются и антропологическими данными. По проведенным исследованиям М.И. Балабановой мужской череп диагностируется как близкий к южно-сибирскому типу с монголоидной примесью.