Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 16 декабря 2016 г.

М.П. ГРЯЗНОВ АРЖАН. ЦАРСКИЙ КУРГАН РАННЕСКИФСКОГО ВРЕМЕНИ.

(публикуется с сокращениями)

Аржан — самый большой по диаметру курган в Туве. По рассказам местных жителей, а также по сообщению осматривавших его В.Ф. Дерпгольца и Л.Р. Кызласова, курган состоял из чистого камня, поверхность его была блюдцеобразной: высота по краям 3-4 м, плоская середина несколько ниже. В центре, в углублении, находился родник, уровень воды в котором был на 2.5 м выше поверхности окружающей степи. Вода в нём, по словам очевидцев, была очень чистой, прозрачной, а, по определению Дерпгольца, она «ультрапресная» (62 мг/л). Дерпгольц отметил на плане кургана более десятка воронок диаметром 0.5-2 м, глубиной до 1 м.
Примерно в центре кургана он застал ещё фундамент часовенки (хуре). Склоны кургана были крутыми.
Родник считался у тувинцев священным. Его целебной водой пользовались широко. Приезжали за ней издалека. Около родника стояла часовенка. Святилище существовало до 20-х годов нашего столетия.
В 1971 г., к моменту раскопок, курган представлял собой обширную плоскую платформу, пологие края которой были задернованы, а неровная поверхность, возвышавшаяся на 1-1.5 м над окружающей степью, изрыта бульдозером. Повсюду виднелись задетые ножом бульдозера брёвна, расположенные в разных направлениях. В нескольких местах, где выступали как бы углы срубов, кем-то делались попытки прорубить брёвна или прожечь их, чтобы проникнуть внутрь сооружений. Но везде толстые лиственничные брёвна были крепки (не поддавались топору) и мокры (не поддавались огню). Через курган, по его середине, была проложена шоссейная дорога, идущая из Турана через Аржан в Тарлык


План расположения курганов в долине р. Уюк и план кургана Аржан до раскопок.
Открыть рисунок в новом окне

Курган Аржан по окончании раскопок. Открыть рисунок в новом окне

Могильное сооружение.

Насыпь кургана сложена в основном из бутового камня среднего размера, весом 20-50 кг, длиной 20- 40 см. Такие камни взрослый мужчина без особого труда может поднять и перебросить, может навьючить на коня. Но есть и более крупные, которые можно лишь кантовать и перевозить на волокушах или с помощью других транспортных средств. Есть и мелкие камни. По всей площади кургана находится довольно много речной гальки. Какого-либо порядка в залегании и расположении камней не наблюдается. Только по периферии насыпи прослеживается развал крепиды кургана.
Основная площадь кургана занята большими бревенчатыми срубами: совершенно необычного типа, неизвестного по другим археологическим памятникам. Они поставлены прямо на землю, но под тяжестью уложенной поверх них огромной массы камня вдавились в почвенный слой на глубину до 30 см. Сооружены из толстых брёвен диаметром в средней части около 30 см, на комлевом конце — 50-60 и даже до 85 см.
Обычно брёвна укладывались одно на другое без подгонки. Не подгонялись они и по длине. Почти всегда брёвна были длиннее стен и концы их выходили далеко за габариты сруба, иногда на 3-4 м. Благодаря этому коридорообразные промежутки между срубами шириной 1-2 м оказались везде перекрытыми таким же плотным потолком, как и срубы. Вся нижняя половина насыпи кургана была деревянной, высотой 2.5-3 м, покрытой сплошным плотным потолком. Она представляла собой круглую платформу диаметром около 80 м, площадью примерно 5000 м2.

Могила «царя».

Центральный сруб — выделяется среди других не только своим положением, но и правильной квадратной в плане формой; кроме того, тем, что поверх потолка была укрыта слоем каменных плит, а не просто забросана камнями. Она пострадала, вероятно, не только от грабителей, но и при сооружении здесь часовенки, благоустройстве родника и при позднейших захоронениях среди камней кургана.
Посередине центрального сруба находится малый сруб, вчетверо меньший: 16 м2 (4.4х3.7 м). У него ровные плотные (без просветов) стены из более тонких брёвен (диаметр 20-25 см), рубленных в лапу с остатком. Внутри сруба на двух слегах (брёвнах) настлан гладкий ровный пол из 17 тонких брёвен (диаметр 20 см), отёсанных сверху примерно на одну треть (рис. 7, в, г). На пол поставлен сруб ещё меньшего размера, также с ровными плотными стенами, рубленными в лапу без остатка. Стены срубов примыкают одна к другой почти без просвета. Вокруг неё вдоль трёх стен сруба расположены шесть деревянных колод и два маленьких срубика (gryaznov-mp-1980-06). Вдоль восточной стены захоронены лошади — кони «царя».

Могила царя
Открыть рисунок в новом окне

Вещи из могил и найденные за срубом.
Открыть рисунок в новом окне

Вещи из конских захоронений в камерах.
Открыть рисунок в новом окне

Захоронение коней.
Открыть рисунок в новом окне


Части одежд из шерстяных тканей.
Открыть рисунок в новом окне

Датировка и историко-культурная принадлежность.

Аржан по своему содержанию — сложный, многосоставной памятник. Он состоит из могилы «царя» с «царицей» и 15 захоронений «вельмож», семи массовых захоронений верховых коней, принесённых в дар подвластными племенными подразделениями, и шести таких же захоронений коней, присланных «царю» иностранными владыками. Все эти 29 захоронений являются, во-первых, закрытыми археологическими комплексами, во-вторых, памятниками разных районов страны, которой управлял погребённый, а частично и соседних с ней стран. Значит, Аржан надо рассматривать как 29 отдельных археологических комплексов, датируемых одним днём, но происходящих из 13 разных географических пунктов. Семь из них относятся к одному большому географическому району и характеризуют культуру его населения. Будем называть эту культуру аржанской, или, осторожнее, аржанским этапом культуры ранних кочевников Тувы. Территория её совпадает, вероятно, с Тувинской и Турано-Уюкской котловинами, а может быть, заходит и несколько дальше на юг. Шесть других комплексов проpbсходят из каких-то, видимо, не очень удалённых от Тувы районов с населением, близким по культуре к аржанским племенам.
Аржан относят к периоду, предшествовавшему раннескифскому времени, считают его раннескифским, определяют как самый ранний из раннескифских памятников. Это в рамках относительной хронологии. Но в обоих случаях вопрос решается путём поисков аналогий вещам Аржана и элементам его погребального обряда и архитектуры.
Аналогии Аржану противоречивы. Замечательной бляхе Аржана со свернувшимся в круг хищником нет аналогий раньше VII в. до н.э.
В существующей периодизации эпохи ранних кочевников в Туве аржанскому этапу нет места. Он, очевидно, находится за её пределами. Типологически предшествует алдыбельской культуре А.Д. Грача или первому этапу уюкской культуры Л.Р. Кызласова, определяемым VII-VI вв. до н.э. Предшествует и синхронным им майэмирскому этапу на Алтае и тасмолинской культуре в Казахстане. Особенно чётко это можно видеть по уздечкам. Ни один тип или вариант уздечек, конкретнее — псалиев, известных по памятникам VII-VI вв. в Туве, на Алтае, в Казахстане и Причерноморье, не представлен в комплексах Аржана. И, наоборот, ни один из вариантов уздечек, найденных в комплексах Аржана, не встречен в памятниках VII-VI вв. Отсюда аржанский этап следует определять временем не позже начала или середины VII в. до н.э., вероятно VIII-VII вв.
Так определяется абсолютная дата аржанского этапа методами чисто археологическими. Это определение подтверждается и радиокарбоновым методом. В лаборатории ЛОИА Ю.Н. Марков, анализируя три образца, взятых от одного ствола из сооружений Аржана (периферийную часть спила, центральную и среднюю между ними), получил соответственно даты: 800±50 лет до н.э. (2750±50 лет тому назад); 850±50 (2800±50); 820±50 лет до н.э. (2770±50 лет тому назад). Значит, курган датируется 800 г. до н.э., точнее — самым началом VIII в. до н.э.

Диск с изображением кошачего хищника.
Открыть рисунок в новом окне


Детали узды.
Открыть рисунок в новом окне


Бронзовые навершия.
Открыть рисунок в новом окне


Оленьи камни.
Открыть рисунок в новом окне


Диск с изображением кошачего хищника из кургана Аржан-I.
Тувинский музей.
Открыть рисунок в новом окне


Голова коня из кургана Аржан-I.
Тувинский музей.
Открыть рисунок в новом окне

Макет кургана Аржан-I. Тувинский музей.
Открыть рисунок в новом окне


Олений камень. Тувинский музей.
Открыть рисунок в новом окне


Олений камень. Тувинский музей.
Открыть рисунок в новом окне


Олений камень. Минусинский музей.
Открыть рисунок в новом окне


Олений камень. Тувинский музей.
Открыть рисунок в новом окне