Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

воскресенье, 18 декабря 2016 г.

Прототип Кольца Всевластия из книг Дж. Р. Р. Толкина выставлен в Великобритании



В начале апреля во дворце Вайн (The Vyne), некогда вдохновлявшем Джейн Остин, открылась выставка колец из собрания местного музея. Наибольшее внимание привлекает один из экспонатов выставки – загадочное кольцо II-V вв.н.э., которое, по мнению историков, могло послужить прототипом для знаменитого Кольца Всевластия в книгах Дж.Р.Р. Толкина. Экспонируется кольцо в особой освещенной прожекторами секции на возвышении, что предоставляет посетителям 360-градусный обзор.
Кольцо из экспозиции дворца Вайн

Началась эта история в 1928 году, когда археолог Роберт Эрик Мортимер Уилер и его жена Тесса Верни Уилер, приступая к раскопкам галло-римского храма в Лидни-парке (Глостершир), обратились за помощью к известному пока еще только в научных кругах Джону Рональду Руэлу Толкину, занимавшему пост профессора англо-саксонской истории и филологии в оксфордском колледже Святого Иоанна. Согласно вотивным надписям, храм был посвящён кельтскому богу Ноденсу. Однако о самом божестве было известно немного.
Римские источники утверждали, что Ноденс был божеством моря и охоты, а надписи часто сравнивали его с Марсом, Сильваном и Нептуном. Часто кельтское население Британии обращалось к Ноденсу за исцелением от болезней. По мнению Толкина, Ноденс был божеством охоты. Его исследование выявило Ноденса в образе героя ирландских саг Нуаду Серебряная Рука.
Археологи Роберт и Тесса Уилер, приступая к раскопкам галло-римского храма в Линди-парке, обратились за помощью к известному пока еще только в научных кругах профессору Джону Рональду Руэлу Толкину.
Нуаду был королём Туата де Дананн («племен богини Дану») в течении семи лет до их высадки в Ирландии. В битве при Маг Туиред против прежних обитателей острова, народа Фир Болг, Нуаду потерял руку и в силу ритуального запрета не смог быть королем своего народа. Ему пришлось передать корону Бресу – принцу, в жилах которого текла кровь фоморов, народа владевшего островом до Фир Болг.
Брес сделал Туата де Дананн зависимыми от фоморов. Бог-врачеватель Диан Кехт сделал для Нуаду серебряную руку, а сын врачевателя Миах – настоящую новую руку из плоти и крови. Восстановив целостность тела, Нуаду вернул себе корону Туата де Дананн. Однако Брес поднял восстание, и во время второй битвы при Маг Туиред Нуаду был убит, но успел передать власть внуку Диана Кехта – Лугу.
Согласно сагам, Брес правил семь лет, а правление Нуаду длилось 12 лет. 19-летний промежуток между двумя битвами при Маг Туиред соответствует 19-летнему Метонову циклу повторения лунных фаз и дней солнечного года, включающего в себя 12 лет по 12 лунных месяцев (12 лет правления Нуаду) и 7 лет по 13 лунных месяцев (7 лет Бреса).
Реконструкция храма в Лидни-парке
Это, а также потеря части тела и серебряная рука, позволяет говорить, что Ноденс-Нуаду был божеством Луны. В пользу этого свидетельствует и то, что сам храм представлял собой трёхчастную целлу, каждая из секций была посвящена одной из трех видимых лунных фаз. В валлийском эпосе «Мабиногион» аналогом Нуаду является среброрукий Ллуд Ллау.
Несмотря на то, что на Британских островах есть множество топонимов происходящих от его имени (*Nud / Lud), включая и Лондон (Llundein), и сам Лидни-парк, имя Ноденса-Нуаду до сих пор не имеет однозначной этимологии. По мнению С. Шкунаева оно переводится как «собиратель облаков», согласно В. Калыгину – как «дающий обновление». Версии европейских исследователей возводят происхождение его имени то к кельскому корню «приобретать, использовать»; то к готскому «ловить, завлекать в ловушку», то к древнескандинавскому «личная вещь». Возможно, что Ноденс – божество докельтского населения Британских островов и Западной Галлии.
Раскопки в Лидни-парке увлекли Толкина. Кроме собственно храма загадочного божества, требовавшего человеческих жертвоприношений, здесь были раскопаны термы и остатки домов, а вокруг были обнаружены шахты римского времени с узкими наклонными коридорами. Согласно народным легендам в них обитали гномы и карлики, причем в англо-саксонских преданиях шахты называли «холмами карликов», что вполне вероятно отразилось в образах Шира. Эти легенды увлекли Толкина.
Храм Ноденса в Лидни-парке
Но самая загадочная история связана с археологическими раскопками, которые проводил в 1805 году хозяин Лидни-парка Бетхёрст, обнаруживший свинцовую таблетку с посвятительной надписью:
Divo Nodenti Silvianus annulum perdidit dimidiam partem donavit Nodenti. Inter quibus nomen Seneciani nullis permittas sanitatem donec perferant usque templum Nodentis
«Богу Ноденсу. Сильвиан потерял кольцо и даст за находку его Ноденсу половину стоимости. Из тех, кто носит имя Сенецианус, никто не будет здоров до тех пор, пока не принесет его в храм Ноденса».
Вроде бы обычное, житейское дело: некто, потеряв кольцо, подозревает конкретного человека в воровстве и решает проклясть вора. Только вот, что интересно: не стал бы человек переживать из-за потери обычного кольца, видимо, оно было настолько ценное, что прежний хозяин согласен пожертвовать храму половину стоимости кольца.
Золотое кольцо весило 12 граммов и было настолько широким в диаметре, что обычный человек мог носить его только поверх очень толстой перчатки. На квадратной печатке изображён женский профиль с длинными волосами и огромным носом. Это мужские печатки золотые, которые сильно ценятся не только из-за благородного металла, но из-за уникальных изображений.
И оказалось, что кольцо не вернулось к хозяину, но нашлось в 1785 году на месте римского поселения Calleva Atrebatum (ныне – Силчестер), более чем в 100 километрах от Лидни-парка. Золотое кольцо действительно было необычным: оно весило 12 граммов и было настолько широким в диаметре, что обычный человек мог носить его только поверх очень толстой перчатки. На квадратной печатке изображён женский профиль с длинными волосами и огромным носом. Буквы вокруг головы образуют слово «VENUS» (Венера). Кроме них, есть буквы и на ободе кольца, которые читаются как «Senicianus vivas in Deo» («Сеницианус живёт в Боге»), тогда как антиквары начала XIX века читали эту надпись несколько иначе «Senicia ne vivas in indecentia» («Сениция не живёт в непристойности»).
Похоже, что Сенецианус не только не вернул кольцо, но и сделал на нём надпись, которая должна была избавить его от подозрений в воровстве.
Реконструкция римского города в Силчестере
Вскоре после своего обнаружения кольцо попало в коллекцию дворца Вайн, где оно хранится до сих пор. Уилеры прекрасно знали кольцо Сенециануса и связанную с ним историю и познакомили с нею и Толкина.
Исследование Толкина об имени бога Ноденса было включено в опубликованный Уилерами «Отчёт о раскопках доисторического, римского и раннесредневекового памятника в Лидни-парке». Отчёт вышел в свет в июле 1932 года, а в конце того же года Толкин завершил работу над рукописью «Хоббита». В нем, а затем и во «Властелине колец» отразились легенды о кольце из Лидни-парка. Правда, мотив потери руки был заменен отрубанием пальца, и в истории Кольца Всевластия встречается дважды. Исилдур срубает палец с Кольцом с руки Саурона своим мечом и завладевает им, причем кольцо было настолько велико, что Исильдур мог носить его только на толстой перчатке. Затем в пещере горы Ородруин Смеагол-Голлум откусывает палец с Кольцом и, овладев ним, сваливается в жерло вулкана.
Экспозиция дворца Вайн позволяет по-новому взглянуть на происхождение мотивов «Хоббита» и «Властелина Колец», которые, как считали ранее, были почерпнуты исключительно из литературных источников, таких как «Песнь о нибелунгах», «Эдда» и «Калевала». Последние исследования значительно расширяют круг источников произведений Толкина, так согласно недавнему сообщению ВВС, «лунный пейзаж» побережья ирландского графства Клэр (запад острова) нашёл своё отражение в образах Туманных гор.
источник