Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

среда, 21 декабря 2016 г.

Большая Боярская писаница.

М.А. Дэвлет 1976 г.

Бассейн Среднего Енисея — одна из наиболее интересных в археологическом отношении областей нашей страны. Среди огромного разнообразия и богатства памятников древности особое место занимают наскальные рисунки, известные в Сибири под названием писаницы. Они отражают те стороны хозяйства, быта, мировоззрения древних людей, о которых в ряде случаев нельзя получить представление по другим источникам.
Это — живописный рассказ прошлых поколений о самих себе. Среди серий петроглифов, происходящих из различных регионов, повторяются определенные сюжеты. В Южной Скандинавии — это сцены морских походов, сражений, угона скота, похорон в ладьях. В Испании — это рисунки кинжалов. Во Франции на дольменах изображены топоры, ступни ног, каракатицы. На альпийских петроглифах — картины вспашки поля плугом и т.д. Для сибирских писаниц наиболее характерны изображения диких животных, сцены охоты, сражений, шаманского культа.
В бассейне Среднего Енисея наивысший расцвет наскального искусства приходится на тагарскую эпоху (VII-III вв. до н.э.). Искусство того времени на огромной территории имело много общего. Его главной особенностью было изображение животных в определённой позе со своеобразной трактовкой деталей, что послужило поводом к возникновению термина «скифо-сибирский звериный стиль».
Среди наскальных рисунков бассейна Среднего Енисея особое место занимают Боярские писаницы. Представляя картины жизни древних посёлков, они отличаются по сюжету от рисунков в других районах Сибири. Название своё писаницы получили по горному хребту Паяры, на склонах которого выбили их древние художники (Рис. 1).
Изображения как Большой, так и Малой писаниц были высечены по единому замыслу приблизительно одновременно, в одну и ту же историческую эпоху, в определённый непродолжительный отрезок времени: они чрезвычайно близки по технике, стилистическим особенностям, сюжету, композиции.
Рисунки высекались в так называемой точечной технике (Рис.5), обычной для тагарской эпохи, путём нанесения многократных прямых или чуть наклонных ударов по обуху какого-то острого металлического орудия, оставлявшего на поверхности скалы углубления неправильной формы. В результате сотен и тысяч терпеливых ударов составлялись контурные и силуэтные изображения с выщербленной шероховатой поверхностью. Для значительных по размерам рисунков, таких как жилища, снимали поверхность песчаника по всей площади изображения, при этом пространство между нанесенными обычным способом точечными углублениями, по-видимому, скоблилось. В ряде случаев рисунки детализированы, имеется внутренняя проработка поверхности: например, у жилищ и котлов внутриконтурное пространство заполнено рядом деталей.
Боярские писаницы имеют исключительное значение для реконструкции быта и образа жизни позднетагарского населения. Первобытные художники высекли на Большой Боярской писанице изображения именно тех животных, которые интересовали их в хозяйственном отношении. Среди них коровы, як, длиннорогий крупный рогатый скот типа тура, лошади, северные олени, а также мелкий рогатый скот (Рис. 4).
Главное место на Большой Боярской писанице наряду с рисунками животных занимают изображения построек двух типов: бревенчатые избы и жилища, напоминающие юрты. До нас не дошёл ни один из древнейших памятников деревянного строительства вследствие относительной недолговечности дерева, поэтому изображения Боярского хребта являются единственным источником сведений о жилищах тагарской эпохи. Только в результате опыта населения, длительное время жившего в бревенчатых домах, когда основные конструктивные приёмы передавались преемственно от поколения к поколению в течение веков, строительная техника могла достичь столь высокого уровня развития, какой мы наблюдаем при возведении срубов погребальных камер больших тагарских курганов.
Реконструкция изображённого на Малой Боярской писанице бревенчатого дома с четырёхскатной крышей (Рис. 3) приведена в статье М. П. Грязнова, сравнивавшего эту постройку с современными жилищами тубалар на Северном Алтае. По мнению В. Г. Карцова, конические кровли бревенчатых домов Малой писаницы очень напоминают конические корьевые покрытия хакасских жилищ, на которых кора укрепляется лежащими поверх неё жердями, сходящимися концами к вершине кровли.
Другой основной тип сооружений, изображенных на Большой Боярской писанице, — жилища типа юрт. Их, как и бревенчатые избы, завершают циркульные развилки. Можно предложить следующую их реконструкцию по аналогии с берестяной юртой хакасов: две основные жерди, наклонно воткнутые в землю, скреплялись в месте пересечения, сюда же сходились верхние концы наклонных жердей крыш? Остов и крышу юрты покрывали берёстой, которую придавливали досками. Весьма близкое по конструкции современное жилище — берестяная юрта сагайцев.
На Большой Боярской писанице имеются изображения людей в одежде и головных уборах. Одежда — типа малицы, или же короткий кафтан, опушенный мехом; головные уборы — островерхие или типа капюшонов, широко бытовавших в скифо-сарматское время у многих племён пояса степей. Наряду с реалистическими имеются схематические, условные антропоморфные фигуры, по большей части фаллические, подобные тем, которые встречаются в современной чукотской вышивке. Эти изображения, очевидно, имеют отношение к культу.
Нельзя настаивать на прямых параллелях между наскальными рисунками и данными этнографии. Все же есть основания полагать, что на Большой Боярской писанице представлен ирреальный, идеальный посёлок в момент традиционного календарного праздника. Древние художники, терпеливо выбивая на скале изображение посёлка, созданного их воображением, ставили себе целью обеспечить при помощи этих рисунков материальное благополучие, изобилие и процветание реального поселения.
Предметы прямоугольной формы с отростками в верхней части являются, как я полагаю, изображениями сосудов для кумыса: деревянных или глиняных бочонков, а возможно, кожаных фляг. Такие сосуды обнаружены при раскопках могильников рубежа нашей эры на Верхнем и Среднем Енисее.
Среди домов стоят люди с воздетыми к небу руками (Рис. 4). Принято считать, что этот ритуальный жест означает молитву, обращённую к небу. Бронзовая миниатюрная фигурка человека в аналогичной позе имеется в числе случайных находок с правобережья Среднего Енисея.
В верхнем ярусе писаницы изображен человек, держащий в одной руке лук с тетивой, а в другой — посох (?). Можно полагать, что это шаман, а лук и посох — орудия его культового действия. Наскальные изображения и рисунки на оленных камнях свидетельствуют о специализации лука в Монголии и Сибири в скифскую эпоху, об одновременном существовании луков различных типов.
Между домами представлены бараны в «летящей» позе. Находки аналогичных изображений из бронзы, сменивших в конце I тысячелетия до н.э. традиционные скифо-сибирские бляхи в виде оленя в позе «летучего галопа», наводят на мысль, что это — эмблема родового предкатотема. Косвенным доводом в пользу нашего предположения служит отсутствие свидетельств об одомашнивании архаров. Их изображения среди домов поселка мы не можем объяснить фактами первобытной действительности.
На связь с культом указывает рисунок фантастического животного, выбитый тонкой контурной линией в нижнем правом углу писаницы под группой схематических фигур (Рис. 4). Это верхняя часть туловища какого-то странного горбатого чудовища с передней лапой, намеченной обрывающейся линией, загнутым крючком хвостиком, маленькими ушами или рогами и полуоткрытой беззубой пастью. Первоначально мне показалось, что выбитая на скале линия случайно приняла очертания животного. Однако среди наскальных рисунков, опубликованных участниками финской археологической экспедиции 1887-1889 гг., удалось обнаружить изображение передней части туловища того же самого фантастического зверя, выбитое на камне ограды тагарского кургана. Интересно отметить, что перед раскрытой беззубой пастью животного на втором рисунке показана фигура человека вверх ногами. Этнографы полагают, что в подобной позе изображались умершие. Таким образом, сходство, почти тождество двух изображений свидетельствует о сложившемся канонизированном образе мифического животного.
Итак, Большая Боярская писаница была создана с культовыми целями, однако это обстоятельство не лишает её изображения реалистического содержания как ценнейшего источника познания жизни давно исчезнувшего общества. Изображения писаницы отражают предметы и явления реальной жизни и проливают свет на вопросы хозяйства, идеологии и культуры древних обитателей Среднего Енисея.
Изображения бронзовых котлов дают широкие рамки для хронологического определения писаницы. Бронзовые котлы, получившие общее название «скифских», были широко распространены в древности на степных и прилегающих к ним лесостепных территориях. Котлы сибирского типа характеризуются полукруглыми ручками, вертикально поставленными на верхнем обрезе края, с одним или тремя гвоздевидными отростками в верхней части, а также орнаментом на стенках в виде двойного или тройного выпуклого горизонтального шнура. Именно такие классические котлы сибирского типа изображены на Большой Боярской писанице. Наибольшее количество бронзовых котлов в Сибири найдено на Среднем Енисее, в одном только Минусинском музее их насчитывается несколько десятков — от больших и массивных до крошечных, миниатюрных. Архаический тип собственно скифских котлов датируется VII-VI вв. до н.э., классический — V-IV вв. до н.э.
Для уточнения датировки Большой Боярской писаницы важны изображения «летящих» баранов, чрезвычайно напоминающие бронзовые бляшки из района Ордоса (Рис. 6). Характерные для тагарской эпохи изображения благородного оленя в позе «летучего галопа», известные с V до III-II вв. до н.э., позднее сменяются изображениями других животных: лошадей, косуль, а также баранов.

Рис. 1. Хребет Паяры
Открыть в новом окне.

Рис. 2. Панорама Малой Боярской писаницы.
Открыть в новом окне.


Рис. 3. Панорама Большой Боярской писаницы.
Открыть в новом окне.


Рис. 4. Прорисовка Большой Боярской писаницы.
Открыть в новом окне.


Рис. 5. Техника точечной выбивки.
Открыть в новом окне.


Рис. 6. Бараны из Ордоса.
Открыть в новом окне.