Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 19 декабря 2016 г.

ПЕРВАЯ БОЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА РУССКОГО ФЛОТА - "ДЕЛЬФИН"

В самом конце XIX века появились мощные предпосылки лля усовершенствования подводных лодок - были созданы первые образцы двигателей внутреннего сгорания, освоено изговление электродвигателей и аккумуляторов, налажено производство торпед, называвшихся в то время "самодвижущимися минами Уайтхеда".
Во Франции, США, Италии, Германии приступило к работе большое количество инженеров, осознавших, что подводная лодка может стать серьезным элементом государственной обороны, а, может быть, даже и нападения.

Наиболее успешно работы по созданию подводных лодок велись в США фирмой Holland Torpedo Boat Company (ныне Electric Boat Division of General Dynamics), опережавшей другие фирмы. При визите в США в 1900 г. Главного инспектора кораблестроения России Н. Кутейникова состоялись предварительные переговоры о возможности постройки подводных лодок этой фирмой и  для России. Почувствовав подлинную заинтересованность, фирма Holland,  решила резко повысить цены, довести число заказываемых ПЛ до 10 единиц, и... сделка не состоялась. Н. Е. Кутейников, проанализировав тщательно собранные русскими морскими агентами в США и Франции материалы по подводным лодкам Голланда, Густава Зеде ("Plunger", "Adder", "Gymnote", "Narval" и др.), пришел к выводу о возможности создания подводных лодок русскими кораблестроителями. По его предложению в 1900 году и началось профессиональное проектирование русских боевых подводных лодок.
Забегая вперед, следует отдать должное Ивану Григорьевичу Бубнову - конструктору 32 построенных русских подводных лодок, 4-х недостроенных и 10-ти предполагавшихся к постройке после конкурса 1916 года, которого по праву можно считать главным или генеральным конструктором дореволюционных подводных сил России и Михаилу Николаевичу Беклемишеву - воспитателю первых поколений русских подводников. Вклад этих двух человек в создание русского подводного флота поистине неоценим.

Рассмотрев публикации в американских журналах и полагаясь на опытность русских инженеров-кораблестроителей, Морское ведомство 19 декабря 1900 г. создало комиссию для проектирования подводных судов в составе:
- старший помощник судостроителя Иван Григорьевич Бубнов
- старший инженер-механик Иван Семенович Горюнов
- лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев
Н.Е. Кутейников
И.Г. Бубнов
М.Н. Беклемишев
Комиссия, получившая отдельную секретную комнату в помещении Опытового судостроительного бассейна, приступила к работе и 3 мая 1901 года представила проект "миноносца № 113" (класса подводных лодок в Военно-морском флоте России еще не существовало). 5 июля проект был утвержден, а несколько дней спустя Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу уже был выдан заказ на постройку. Строителем "миноносца № 113" назначили И. Г. Бубнова.
В основу создания подводной лодки были положены следующие соображения:
1. Принцип наименьших затрат, исходя из которого водоизмещение подводной лодки должно было быть минимальным.
2. Надводная скорость лодки должна быть достаточной для нападения на суда, проходящие мимо нее, либо стоящие на якоре, либо двигающиеся у входа в гавань малым ходом.
Составление рабочих чертежей было поручено (под руководством комиссии) конструкторскому бюро Балтийского завода, которое несколько позже было преобразовано в отдел подводного плавания ("Подала"). Сменив последовательно ряд названий и претерпев многочисленные преобразования, это старейшее подводное бюро существует и в настоящее время - это Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин". Комиссия была привлечена в "Подпла" к разработке деталей и руководству при постройке лодки. Инженер-механик И. С. Горюнов не смог более принимать участие в работах и его сменил инженер-механик Долголенко. Общество Путиловского завода поставило листовую и профильную сталь, Обуховский сталелитейный завод - воздушные баллоны, основное корабельное оборудование изготавливал сам Балтийский завод. Бензиновый мотор, конструкции русского по происхождению инженера Луцкого, заказали фирме Даймлер, где он работал главным инженером (с его же помощью М. Н. Беклемишев побывал в США на одной из подводных лодок фирмы Holland). Аккумуляторы и электромоторы заказали во Франции.
Клепаный корпус имел в сечении круглую форму по всей длине, его подкрепляли 32 наружных шпангоута и 8 внутренних стрингеров по пазам обшивки. Наружные шпангоуты составлялись из двух половин, соединявшихся посредством кузнечной сварки, усиливавшейся клепаной накладкой. Поперечных водонепроницаемых переборок и отсеков предусмотрено не было.
Снаружи прочный корпус был обшит досками из лиственницы, в районе миделя была приклепана прочная цилиндрическая рубка, имевшая входной люк с крышкой, в носовой части корпуса располагался прямоугольный люк для погрузки аккумуляторов и другого оборудования.
Цистерны главного балласта располагались в оконечностях подводной лодки. Рулевое устройство состояло из вертикального и трех пар горизонтальных рулей, причем средние горизонтальные рули использовались для гашения остаточной положительной плавучести и обычно перекладывались на постоянный угол. Вооружение состояло из двух наружных (решетчатых) аппаратов Джевецкого и двух торпед образца 1898 года.
Предполагалось, что после испытаний подводной лодки будет рассмотрена возможность увеличения количества торпедных аппаратов Джевецкого до четырех.
Тактико-технические элементы :
Длина, м.............................................................. 19,6
Ширина, м.......................................................... 3,35
Осадка, л *.......................................................... 2,95
Водоизмещение надводное, т........................... 113
                             подводное.............................. 124
Мощность двигателей
                         надводного хода, лс.................. 1x300
                         подводного хода....................... 1x120
Скорость надводная, узлы............................... 10
                 подводная.......................................... 5-6
Дальность плавания надводная, миль............. 243
                                    подводная....................... 28
Глубина погружения, м.................................... 50
Вооружение (торпедные аппараты)............. 2 решетчатых аппарата Джевецкого
Торпеды образца 1898 г. калибра 380 мм...... 2
Подлинный чертёж подводной лодки "Дельфин". Общее расположение.
Подлинный чертёж подводной лодки "Дельфин". Сечение по мидель-шпангоуту.
Модель подводной лодки "Дельфин".
В марте 1902 года "миноносец № 113" был зачислен в списки флота как "миноносец № 150".
В мае 1903 года ПЛ была спущена на воду и в октябре этого же года были закончены ходовые испытания. Дату окончания испытаний 14 октября 1903 года и принято считать днем рождения подводных сил России. Назначенный ее командиром М. Н. Беклемишев докладывал:
- возможность подводного плавания при скорости 5 узлов обеспечивается с точностью до 1 фута;
- скорость по поверхности 8,5 узлов можно увеличить установкой винта с поворотными лопастями;
- практическая дальность плавания под электромотором определилась в 60 миль при скорости 5,2 узла, причем в течение 4-х дней производилась варка свежей пищи, вентиляция и освещение;
- возможность заряжания аккумуляторов от мотора практически проверена много раз;
- не только командование, но даже несколько человек мастеровых, работающих на лодке, переносят подводное плавание спокойно...
До 11 марта 1906 года подводные лодки России числились в классе миноносцев, 31 мая 1904 года всем русским подводным лодкам-миноносцам по Высочайшему повелению были присвоены имена и "миноносец № 150" стал называться "Дельфин".
Надо отдать должное тщательности, с которой Беклемишев подбирал экипаж для "Дельфина", - он выбирал "людей технически образованных, здорового сложения, хорошего поведения, некурящих", а также желающих служить на этой подводной лодке.
Первая и до осени 1904 года единственная русская подводная лодка "Дельфин" стала школьным классом, через который проходили офицеры и матросы, выразившие желание служить на подводных лодках.
16 июня 1904 года производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. Врио командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 33 человека команды должны были пробыть 3 часа в подводном положении на глубине ок.7 м (22 фут).
После команды "наполнить цистерны" крышка рубочного люка была закрыта с опозданием и в лодку хлынул каскад воды. Один из испугавшихся членов команды бросился вверх через полузакрытый люк, застрял в нем, чем увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не привела к всплытию, т.к. лодка уже почти полностью заполнилась водой. 2 офицера и 10 человек команды сумели открыть люк и выплыть из лодки. Лейтенант Черкасов и 23 нижних чина погибли.
Схема общего расположение ПЛ "Дельфин" (реконструкция Н.Н. Ефимьева, 1974г.)
ПЛ "Дельфин" у Балтийского завода
ПЛ "Дельфин" в море
18 июня к затонувшей подводной лодке был подведен подъемный кран и лодка была поднята. После ремонта 15 ноября 1904 года ПЛ "Дельфин" была отправлена во Владивосток для участия в русско-японской войне. Первый выход в море (из-за опоздания с присылкой торпед) состоялся 28 февраля 1905 года. "Дельфин" совершил несколько выходов в море, но так и не встретился с японскими кораблями.
5 мая 1905 года на "Дельфине" произошла серьезная авария. Для устранения неисправности вертикального руля потребовалось вскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. Людей удалили из лодки и начали вентилировать ее переносными вентиляторами. На следующий день лодку продолжали вентилировать под наблюдением двух вахтенных. В гостии к вахтенным пришел знакомый ("земляк") с миноносца и попросил разрешения на осмотр лодки. Вахтенный минер и "земляк" спустились в лодку, после чего произошел взрыв, вахтенный успел выскочить из лодки с сильными ожогами, а его знакомый остался внутри лодки. Последовал второй взрыв, после которого лодка затонула (впоследствии было обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было выбито 29 заклепок прочного корпуса). Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения лодки.
При подъеме лодки произошел взрыв гремучих газов; лодку притопили, при следующих подъемах взрывы повторились 5 раз. Капитальный ремонт закончился лишь в конце 1905 года, т.е. после окончания войны с Японией.
9 декабря 1914 года на ПЛ "Дельфин" произошел еще один взрыв при зарядке аккумуляторов с транспорта "Ксения". Причиной взрыва посчитали искру между электролампочкой и патроном, возникшую при задевании электрика шапкой за лампочку.
До мая 1916 года лодка была в составе отряда подводных лодок Сибирской флотилии (так назывались в то время морские силы России на Дальнем Востоке).В 1916 году для защиты Кольского залива было решено организовать в Александровске (ныне Мурманск) дивизион подводных лодок особого назначения. В этот отряд должны были войти подводные лодки №1 и №2*), а также "Дельфин" и "Св. Георгий".
ПЛ "Дельфин"
Могила моряков, погибших на подводной лодке "Дельфин"
ПЛ "Дельфин" во Владивостоке
23 мая "Дельфин" отправили из Владивостока в Вологду по железной дороге. В Вологде перегрузили на баржу, и которой доставили до Архангельска, откуда на буксире отправили в Александровск.
В ночь на 26 апреля 1917 года "Дельфин", стоявший рядом с ПЛ №1, был сильно поврежден штормом - швартовы ослабли, служба неслась небрежно, ударами о ПЛ № 1 расшатало сальники рулей, и в "Дельфин" поступило большое количество воды, ПЛ № 1 затонула.
Учитывая техническое состояние обеих поврежденных лодок, Морской штаб 8 августа 1917 года принял решение лодки не восстанавливать и сдать их к порту, что и было выполнено 10 августа того же года.
---
*)Малые подводные лодки №1, №2 и №3, построечные по проекту 27-В американской фирмы Голланд на Невском заводе, предназначались для защиты морских крепостей.
_____________
Библиография:


1. Афонин Н. Н. Дельфин - первая русская боевая подводная лодка. Л., Судостроение, 1990, № 1, с.65-68
2. Балтийский флот. Ист.очерк. М., Воениздат, 1960, с.352-353
3. Белецкий Л. А. Подводная лодка. Л., 1925, РИО ВМС РККФ, с.71-72
4. Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. М., Наука, 1986, с.164, 184
5. Боевая летопись русского флота. Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в по 1917 г. М., Воениздат, 1948, с.326, 332, 441
6. Боженко М. Подводные миноносцы: боевой дебют. "Наваль", 1991, № 1, с.36-43
7. Болгаров Н. П. Рассказы о подводной лодке. М., Воениздат, 1960, с.20-21
8. Бубнов И. Г. Избранные труды. Л., Судпромгиз, 1956, с.416-417
9. Быховский И. А. Вклад И. Г. Бубнова в развитие подводного кораблестроения."Судостроение", 1972, № 31 с.53-59
10. Быховский И. А. Героическая "Пантера". Изд. З-е, испр.и доп. Калининград, кн.изд., 1966, с.21-22
11. Быховский И. А. Мастера "потаенных" судов. М., Военмориздат, 1950, с.56-58
12. Быховский И. А., Ефимьев Н. Н. Первая боевая подводная лодка в России."Судостроение", 1974, № 12, с.39-43
13. Быховский И. Первая подводная лодка "Дельфин". "Флаг Родины", 1953,5 апреля
14. Быховский И. Пионер отечественного подводного кораблестроения. "Морской сборник", 1972, № 1, с.59-61
15. Быховский И. А. Прошлое, настоящее и будущее подводной лодки. Л., 1965, (Об-во по распространению полит, и научных знаний РСФСР, Лен.отд.) с.30-31
16. Военная энциклопедия, т. IX, Спб., 1912, с.28
17. Гусев В. Подводная лодка "Дельфин". "Красная Звезда", 1979, 17 июня
18. "Дельфин" в Мурманске. Л., Судостроение, 1989, № 9, с.63
19. Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение., М., Воениздат, 1990, с. З
20. Ермакова Л. От "Дельфина" до атомохода".Флаг Родины", 1972, 18 января; "На страже Заполярья", 1972, 19 января; "Сов.моряк", 1972, 18 января
21. Заварин В. Россия строит подводный флот. "На страже Заполярья", 1987, 23 октября
22. Игнатьев Э. П. К зюйду острова Русский. "Гангут", 1991, вып.2, с.53-56
23. Из бездны вод. Летопись отечественного подводного флота в мемуарах подводников. М., Современник, 1990, с.18, 28, 45-60, 549
24. Из истории развития наших подводных лодок. "Морской сборник", 1971, № 9, с.26-28
25. Келле Э. Подводные лодки в России в 1904-1905 гг. "Морской сборник", 1934, № 11, с.63-77
26. Козлов И, А. Развитие подводных лодок в русском флоте и их боевая деятельность (1720-1917 гг.), Л" ВВМУПП, 1983, с.9-11
27. Козлов И. А., Шломин В. С. Северный флот. М., Воениздат, 1966, с.34
28. Корабли подводных глубин. "Морской сборник", 1975, № 12, с.67-68
29. Красноперов П. Е. Слава балтийская. Краткая летопись боевых и революционных свершений моряков дважды Краснознаменного Балтийского флота. Таллин, "Ээсти раамат", 1971, с.28
30. Кузнецов В. Подводная лодка "Дельфин". "На страже Заполярья", 1984, 24 июля
31. Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 гг.). М., Воениздат, 1948, с. 184-185,352,392-393,557
32. Молчанов В. А. Возвращение из глубин. Л., Судостроение, 1982, с.92-93
33. Подводное кораблестроение в России. 1900-1917. Сборник документов. Л., Судостроение, 1965
34. Полонский В. В. Размещение экипажей на русских подводных лодках.Судостроение, 1987, № 7, с.62-63
35. Поминов В. Матрос с "Дельфина".(Соткин П.). "Боевая вахта", 1947, 3, 4, 7, 24 января
36. Прищеп Н. Подводная лодка "Дельфин" уже продана."Страж Балтики", 1992, 5 февраля
37. Ризнич. О подводном плавании. Лекции, Спб., 1908, с.45, 59, 99
38. Rieschke H.G. Unterseeboot "Delphin". Marinckalender der DDR, 1984, 1985, с.111, 176-179
39. Саговский Е. Русский подводный флот. Харьков, 1910, с.12,15-16, 17-20,53
40. Соха Д. Н. Вчера и сегодня подводных сил. "Морской сборник", 1971, №9,с. 20-23
41. Степанов А. Первые подлодки на Тихом... "Боевая вахта", 1973, 4,6 марта
42. Строки из архива: чертежи подводной лодки "Дельфин". Л., Судостроение, 1984, № 6, с.55-56
43. Тихоокеанский флот. М., Воениздат, 1966, Авт. С. Е. Захаров и др., с.81
44. Трусов Г. М. Подводные лодки в русском и советском флоте. Изд.2-е, испр.и доп.. Л., Судпромгиз, 1963, с.119-121, 124-129, 133, 136, 138-140, 143, 159, 164, 170, 203-205, 241, 250
45. Черкашин Н. Русский капитан Немо."Вокруг света", 1988, №11, с.23-26
46. Черников И. И. Подводные лодки И. Г. Бубнова."Судостроение", 1983, №7, с.51-54
47. Шерр С. А. Корабли морских глубин. Изд. З-е, испр.и доп., М., Воениздат, 1964, с.73-76, 78
48. Шершов А. П. К истории военного кораблестроения. М., Военмориздат, 1952, с.340-341
49. Шопотов К. Русские подлодки на Тихом океане (1904-1905). "Боевая вахта", 1963 г., 31 марта
50. Яковлев И. И. Корабли и верфи. Очерки истории отечественного судостроения. Л., Судостроение, 1970
51. РГА ВМФ ф.9, оп.1, д.1188; ф.24, оп.1, д.31; ф.227, оп.1, д.219; ф.249, оп.1, д.81, 83, 84, 99, 104; ф.378, оп.11, д.38; ф.407, оп.1, т.7, д.6808; ф.408, оп.1, д.1145; ф.417, оп.1, д.2284, 4498, оп.2, д.717, оп.4, д.6811; ф.418, оп.1, д.9, 84,96, 580, 2656, 2785, 2786, 5635, 5637, 5660; ф.421, оп.1, д.1612; оп.6, д.43; ф.650, оп.1, д.710; ф.1122, оп.1, д.424; ф.1135, оп.1, д.144, 153