Суть вопроса
Горские евреи - субэтническая группа евреев Восточного Закавказья. Сами себя они называют джуур (от перс. juhud - «иудей, еврей»), а именование «горские» получили в XIX в., когда в официальных русских документах все кавказские народы именовались «горскими». Говорят на особом диалекте татского языка.
Проблема происхождения горских евреев занимала учёных ещё в XIX в. В 1888 г. И. Ш. Анисимов в работе «Кавказские евреи-горцы», указывая на близость языка горских евреев и кавказских персов (татов), сделал вывод о том, что горские евреи происходят из «иранского племени татов», часть которого приняла иудаизм. Сами горские евреи это категорически отрицают, настаивая на том, что они евреи «исконные», вплоть со времён Авраама. В 1930-х гг. в СССР началось широкое внедрение идеи о том, что горские евреи - это «иудаизированные» таты, которые не имеют ничего общего с древним народом Израиля. Это привело к тому, что слова «тат» и «горский еврей» стали синонимами. Именование горских евреев «татами» вошло в исследовательскую литературу. При этом по устойчивым преданиям самих горских евреев, они происходят из колен Иуды и Вениамина.
Кто же на самом деле горские евреи? Прозелиты или же прямые потомки Авраама?
И. Г. Семёнов в своём исследовании под названием «О происхождении горских евреев» (см. литературу ниже) провёл анализ имеющихся исторических хроник, и пришёл к выводу, что евреи появились в Восточном Закавказье в эпоху правления шаха Хосрова Ануширвана (531579 г.). Все сообщения об их более раннем переселении в этот регион основаны на не вполне чётких сведениях Талмуда. В то время в Закавказье господствовал среднеперсидский язык, вследствие чего евреи постепенно перешли на персидскую речь, но в их диалекте сохранилось значительное влияние семитской языковой системы (Семенов).
Исследования антропологов свидетельствуют как о схожести антропологических данных горских евреев и некоторых групп татов, так и об их разительных отличиях (Ансеров, 1929; Курдов, 1907). И.Г. Семёнов полагает, что отличие диалекта горских евреев от татского языка, а также разница в антропологии являются достаточными доказательствами разного генетического происхождения татов и горских евреев. Например, имеются существенные краниологические различия между типом горских евреев и типом кавказских персов (татов).
Следует, правда, отметить, что лингвистические и антропологические данные, вследствие их изменчивости, не могут считаться окончательным доказательством генетического родства или неродства народов. Еврейская история изобилует фактами о том, что евреи, длительно проживавшие среди разных народов, переходили на язык окружающего населения, а в результате межэтнических браков утрачивали и свой изначальный антропологический тип.
В настоящее время появилась новая возможность внести большую ясность в данный вопрос, а именно, использовать возможности ДНК-генеалогии. Дело в том, что ближневосточные евреи, особенно носители гаплогруппы J1, имеют характерные особенности своих гаплотипов, и имеют общего предка, жившего примерно 4000 лет назад, плюс-минус несколько столетий. Его вполне можно поставить в соответствие библейскому Аврааму, как бы на самом деле этого общего предка евреев (и арабов) ни звали. Поэтому в рамках ДНК-генеалогии логично поставить конкретный вопрос - «Являются ли горские евреи по мужской линии потомками библейского Авраама?» Иначе говоря, можно попытаться установить, являются ли горские евреи или хотя бы их часть носителями гаплогруппы J1, и если да, то есть ли среди них потомки «ветви Авраама»?
Результаты исследования
В статье Tofanelli et al. (2009) приведён список из свыше 200 20-маркерных гаплотипов J1 (M267), собранных в разных регионах мира, в том числе 87 гаплотипов из Дагестана. Помимо двух горских евреев из Дербента, в дагестанской выборке были представлены 13 татов, 16 аварцев, 12 кубачинцев, 9 лакцев, 12 чеченцев и 23 табасаранца.
Дерево гаплотипов приведено на рис. 1. Оно в данной статье имеет чисто иллюстративный характер, и показывает, что носители гаплогруппы J1 в Дагестане образуют весьма сложный конгломерат генеалогических ветвей, многие из которых относительно недавние, «возрастом» всего несколько сотен лет (плоские ветви), но некоторые - весьма древние, те, что далеко
отходят от основания дерева. В целом время жизни общего предка каждой ветви без труда определяется по картине мутаций в гаплотипах ветви. Например, общий предок чеченцев гаплогруппы J1 жил всего 600±180 лет назад, аварцев - 1600±360 лет назад, табасаранцев (в основном, хотя на их ветви есть гаплотипы татов, кубачинцев, и некоторых других) - 2475±320 лет назад.
Возраст дагестанской выборки гаплогруппы J1 во всей ее совокупности составляет 3850±500 лет. Это и есть времена библейского Авраама. Но это, как показано ниже, простое совпадение. Оно отражает наложение возраста общих предков еврейских и нееврейских гаплотипов. Только немногие, на дереве справа, самые удалённый, значит, самые древние, имеют ту самую характерную оособенность гаплотипов ближневосточных евреев, прямых потомков библейского Авраама. Остановимся на этом подробнее.
Сначала определимся с понятием «библейского Авраама». Это в данном контексте - человек, который жил примерно 4000 лет назад, и от которого пошли раздельные ветви евреев и арабов (Klyosov, 2010; Клёсов, 2010). Его гаплотип в гаплогруппе J1 имел вид в 6-маркерном, «научном» (ныне устаревшем) формате:
14-16-23-10-11-12
в 12-маркерном формате (FTDNA)
12 23 14 10 13 17 11 16 11 13 11 31
и в 20-маркерном формате, применявшимся в работе Tofanelli
14 13 18 23 10 11 12 13 17 16 14 10 11 20 15 18 20 11 22 22
Гаплотипы горского еврея и двух татов на дереве на рис. 1 (правая древняя ветвь) имеют следующий вид:
14 13 16 23 10 11 12 12 18 16 14 10 12 20 15 17 21 11 19 22
14 12 17 23 10 11 12 15 17 15 14 11 12 20 14 20 20 12 17 22
14 13 17 23 10 11 12 13 17 16 14 10 11 20 15 19 20 11 22 22
Видно, что это фактически один и тот же гаплотип, только несколько мутированный, что неудивительно после четырёх тысячелетий, прошедших от библейского Авраама. Если считать мутации от гаплотипа «библейского Авраама», то приведённые три гаплотипа имеют 28 мутаций, что помещает их общего предка примерно на 4075 лет назад. То есть это и есть сам «библейский Авраам». Упомянутый 6-маркерный гаплотип, или «подпись 12 колен израилевых»
14 16 23 10 11 12,
выделенный в трёх приведённых гаплотипах, безошибочно указывает на принадлежность этого гаплотипа «12 коленам израилевым». Там на 18 аллелей всего одна мутация.
Таким образом, эти два тата и горский еврей - явно из сынов израилевых. Но другие 11 татов уже прямого отношения к Аврааму не имеют, у них гаплотипы другие. Доминирует гаплотип
14-13-23-11-11-12.
Это уже нееврейский гаплотип, да и ветвь этих татов расположена в противоположной стороне дерева (слева), в ветви, которой 2475±320 лет. Это
- середина 1-го тысячелетия до нашей эры.
Tats01 14 13 23 11 11 12
Tats02 14 13 23 11 11 12
Tats03 14 13 23 11 11 12
Tats04 14 13 23 11 11 12
Tats05 15 13 24 10 11 12
Tats07 14 13 23 10 12 12
Tats08 14 13 23 11 11 12
Tats10 14 13 23 11 11 13
Tats11 14 13 23 11 11 12
Tats12 14 13 23 10 12 12
Tats13 14 13 23 11 11 12
Это же относится к другому горскому еврею в данной выборке. Его гаплотип
14 13 22 10 11 12
тоже из той же нееврейской категории, хотя и находится в ветви дерева, которой 4075±570 лет. Но он там один среди 14 других гаплотипов, к которым относятся семь лакцев, два кубачинца, два табасаранца, два аварца, один тат. Они все, скорее всего, имеют древние бедуинские корни.
Таким образом, часть горских евреев и часть татов действительно «потомки Авраама». Вполне может быть, что пропавшие колена израилевы, или хотя бы их часть, никуда не пропали, а живут в Закавказье. А остальные кавказцы - потомки древних бедуинов.
Поэтому на вопрос о том, являются ли горские евреи потомками того народа, чья история описана в Библии, ответ будет утвердительным: да, по крайней мере, часть из них действи действительно происходит от Авраама. Как и часть татов.
Литература
И. Г. Семёнов. О происхождении горских евреев. (http://gorskie.ru/istoria/oproish.htm)
Его же. О ранних контактах восточнокавказских евреев и хазар (http://www.gorskie.ru/ istoria/ rn-kontakt.htm)
Курдов К. М. «Таты Дагестана» / «Русский антропологический журнал», 1907 г., № 3-4 (http://www.box.net/ shared/l9pkvtrrbt)
Н. И. Ансеров. Некоторые итоги медико-антропологического изучения Азербайджана, изд. АзГНИИ, 1929 г.
Tofanelli, S., Ferri, G., Bulayeva, K., Caciagli, L., Onofri, V., Taglioli, L., Bulayev, O., Boschi, I., Ato, M., Berti, A., Rapone, C., Beduschi, G., Luiselli, D., Cadenas, A.M., Awadelkarim, K.D., Mariani-Costantini, R.,Elwali, N.E.,Verginelli, F., Pilli, E., Herrera, R.J., Gusmao, L., Paoli, G., Capelli, C. (2009). J1-M267 Y lineage marks climate-driven pre-historical human displacements. Eur. J. Hum. Genetics, 1-5.
Tofanelli et al. J1-M267 Y lineage marks climate-driven pre-historical human displacements. (2009) (http://www.nature.com/ejhg/journal/v17/n11/abs/ejhg200958a.html)
Tats10 14 13 23 11 11 13
Tats11 14 13 23 11 11 12
Tats12 14 13 23 10 12 12
Tats13 14 13 23 11 11 12
Это же относится к другому горскому еврею в данной выборке. Его гаплотип
14 13 22 10 11 12
тоже из той же нееврейской категории, хотя и находится в ветви дерева, которой 4075±570 лет. Но он там один среди 14 других гаплотипов, к которым относятся семь лакцев, два кубачинца, два табасаранца, два аварца, один тат. Они все, скорее всего, имеют древние бедуинские корни.
Таким образом, часть горских евреев и часть татов действительно «потомки Авраама». Вполне может быть, что пропавшие колена израилевы, или хотя бы их часть, никуда не пропали, а живут в Закавказье. А остальные кавказцы - потомки древних бедуинов.
Поэтому на вопрос о том, являются ли горские евреи потомками того народа, чья история описана в Библии, ответ будет утвердительным: да, по крайней мере, часть из них действи действительно происходит от Авраама. Как и часть татов.
Литература
И. Г. Семёнов. О происхождении горских евреев. (http://gorskie.ru/istoria/oproish.htm)
Его же. О ранних контактах восточнокавказских евреев и хазар (http://www.gorskie.ru/ istoria/ rn-kontakt.htm)
Курдов К. М. «Таты Дагестана» / «Русский антропологический журнал», 1907 г., № 3-4 (http://www.box.net/ shared/l9pkvtrrbt)
Н. И. Ансеров. Некоторые итоги медико-антропологического изучения Азербайджана, изд. АзГНИИ, 1929 г.
Tofanelli, S., Ferri, G., Bulayeva, K., Caciagli, L., Onofri, V., Taglioli, L., Bulayev, O., Boschi, I., Ato, M., Berti, A., Rapone, C., Beduschi, G., Luiselli, D., Cadenas, A.M., Awadelkarim, K.D., Mariani-Costantini, R.,Elwali, N.E.,Verginelli, F., Pilli, E., Herrera, R.J., Gusmao, L., Paoli, G., Capelli, C. (2009). J1-M267 Y lineage marks climate-driven pre-historical human displacements. Eur. J. Hum. Genetics, 1-5.
Tofanelli et al. J1-M267 Y lineage marks climate-driven pre-historical human displacements. (2009) (http://www.nature.com/ejhg/journal/v17/n11/abs/ejhg200958a.html)
Supplementary table S1 from «J1-M267 y lineage marks climate-driven pre- historical human displacements»
(http://www.nature.com/ejhg/journal/v17/ n11/extref/ejhg200958x1.xls)
Klyosov, A.A. (2010) Origin of the Jews and the Arabs: Date of their most recent common ancestor is written in their Y-chromosomes - however, there were two of them. Nature Precedings, Posted 12 February 2010 (http://hdl.handle.net/10101/npre.2010.4206.!)
Клёсов, А.А. (2010) Какая гаплогруппа была у Авраама - J1 или J2? Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии (ISSN 1942-7484), 3, №2, 168-186 (http:/ / www.lulu.com / items/ volume_67/8278000/8278745/1/print/8278745.p df)
(http://www.nature.com/ejhg/journal/v17/ n11/extref/ejhg200958x1.xls)
Klyosov, A.A. (2010) Origin of the Jews and the Arabs: Date of their most recent common ancestor is written in their Y-chromosomes - however, there were two of them. Nature Precedings, Posted 12 February 2010 (http://hdl.handle.net/10101/npre.2010.4206.!)
Клёсов, А.А. (2010) Какая гаплогруппа была у Авраама - J1 или J2? Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии (ISSN 1942-7484), 3, №2, 168-186 (http:/ / www.lulu.com / items/ volume_67/8278000/8278745/1/print/8278745.p df)