Александр Федорович Гильфердинг (1831 – 1872) – российский славяновед, член-корреспондент Петербургской академии наук. А книга, о которой у нас пойдёт речь – один из самых значительных трудов по истории балтийских славян: вендов и лютичей, населявших территорию южного берега Балтики. Территория захватывала многие земли, которые сегодня принадлежат Дании, Германии, Польше и другим прибалтийским государствам. Хронологически данная работа охватывает период от расселения славян по берегам Балтийского моря и до X века.
Юг Балтики заселяли многочисленные славянские племена. Их было много, больших и малых. Основными были: поморяне, ране, лютичи или велеты, гаволяне или стодоряне и бодричи. Северо-западные славяне, составлявшие ляшское племя, сами себя никогда не называли ляхами. Ляхами их звали восточные соседи, литва и русские славяне, выражая этим словом местность, в которой они жили. Лях – житель низменности, луговой земли. Можно вспомнить диалектное слово архангелогородцев: «ляга» - лужа, или литовское «ленк» - луг. Есть и польское аналогичное слово.
Западные и северные соседи славян, народы германские, обозначали их всех общим именем всех славян вообще – вендами или виндами. Под этим именем балтийские славяне являются в первых исторических известиях, какие сохранились о них у греческих и римских писателей.
Юг Балтики заселяли многочисленные славянские племена. Их было много, больших и малых. Основными были: поморяне, ране, лютичи или велеты, гаволяне или стодоряне и бодричи. Северо-западные славяне, составлявшие ляшское племя, сами себя никогда не называли ляхами. Ляхами их звали восточные соседи, литва и русские славяне, выражая этим словом местность, в которой они жили. Лях – житель низменности, луговой земли. Можно вспомнить диалектное слово архангелогородцев: «ляга» - лужа, или литовское «ленк» - луг. Есть и польское аналогичное слово.
Западные и северные соседи славян, народы германские, обозначали их всех общим именем всех славян вообще – вендами или виндами. Под этим именем балтийские славяне являются в первых исторических известиях, какие сохранились о них у греческих и римских писателей.
В последней половине II века, когда Птолемей составлял свою знаменитую географию, балтийские венеды уже совсем не то, что при Таците. У Птолемея Балтийское море (по крайней мере – южная часть его) называется Венедским заливом. И венеды (по Птолемею) живут по всему Венедскому заливу. В III веке славяне напирали на германские дружины и гнали их с Балтики во все стороны. В это же время власть готов на Востоке быстро росла. Король Германарих покорил себе огромное пространство, властвовал над чудью, Новгородом, мерей, мордвой и др. Но гунны разрушили царство Германарихово – пришел Аттила. Когда же Аттила умер, то все государство его обратилось в прах. Но одно дело он успел завершить - Аттила окончательно изгнал немецкие дружины со славянских земель.
Славяне балтийские ходили по морю и торговцами, и разбойниками. Их морская торговля славилась повсюду и достигла огромного развития. Но и тогда они не отставали от датчан подвигами морского удальства, и только не доставало их витязям сказаний, подобных скандинавским, чтобы стать знаменитыми в потомстве. Главными убежищами этих славянских витязей были два острова – Фембра, принадлежавшая ваграм, и Рана; но, кроме того, они гнездились по всему юго-западному берегу Балтийского моря, датскому и славянскому. В Х веке у них были убежища даже на берегу Скандии (южной оконечности Швеции); в XII в. они имели приют у вагров, в стране Сусельской.
Другие балтийские славяне, впрочем, немного уступали лютичам в воинской доблести и в жестокости. Поморяне, по словам немецкого писателя, были люди «опытные в войне на суше и на море, привыкшие жить грабежом и добычею, неукротимые по врожденной свирепости». Почти теми же словами описывал Гельмольд всех вообще балтийских славян, но в особенности, разумеется, вагров (от санскритского слова «вагара» – храбрый, удалой) и бодричей, с которыми он был наиболее знаком. «Славянам, - говорит он, - была врожденна свирепость, ненасытная, неукротимая, которая наносила гибель окрестным народам, на суше и на море».
Вот какое действие могут иметь на народ обстоятельства! Славянское племя, вообще такое миролюбивое и кроткое, занесенное на Балтийское поморье, между враждебных ему воинственных немцев и датчан, стало само чуть ли не воинственнее и свирепее своих противников.
Чаще всего славяне делали набеги на Нордалбингию, но ещё более страдала Дания, куда был всем, даже отдаленнейшим поморянам, открытый доступ с моря. При всяком удачном походе балтийские славяне приводили к себе в рабство пленников – их делили между ратниками. Более всего было рабов из датчан. И продолжалось такое положение вплоть до XII в. Уже в те времена герцог саксонский Генрих-Лев поссорился с датским королем и договорился с вождями славян, что пропустит их войска через свои владения. «И заняли князья славянские богатые датские острова, пресытились богатствами датчан. В Мекленбурге ежедневно выставляли на торг до 700 душ пленных датчан».
Саксон Грамматик пишет о тех временах, когда славяне сражались на землях Ютландии и облагали датчан данью. До сих пор имена венедов и лютичей сохранились в топонимах Голштинии (город Лютиенбург), а северо-западная часть Ютландии называлась в старину Wendsysel, т.е. – селение вендов.
Беда Преподобный, англо-саксонский писатель начала VII века, говорит, что на территории нынешней Голландии существовали поселения славян-велетов между фризами и нижними саксами. Около Утрехта стояла славянская крепость Вильтенбург. Несомненную связь с поселениями велетов в Голландии имели велеты английские. Во всяком случае, о значительном поселении славян велетского племени на юго-запад от Бристольского канала свидетельствуют имена: графство Вильтшир, город Вильтон, страна Вильтс.
В северо-западной части нынешней Баварии, между Вюрцбургом, Нюрнбергом и Бамбергом, около Майна и по всему течению реки Раданицы в VIII и IX вв. образовались целые славянские края. В грамоте 846 г. страна эта называется землёй «Славян, которые живут между Майном и Раданицей и именуются Майнскими и Раданицкими Винидами». Эти славянские поселения были так значительны, что ещё в XII в. не успели вполне онемечится.
Обо всём этом повествует нам не последователь Носовского и Фоменко, и дилетант-историк, а один из самых авторитетных исследователей истории балтийских славян.
На десерт оставил несколько примечательных фактов из этой любопытной книги:
1. Имя реки Персанта пришло из славянского языка, от корня «пръс», прыс, прыскать, мочить, и от старинного окончания причастия «-ант». Персанта значило бы, собственно, «брызжущая».
Ничего из эстонского языка не напоминает?
Ничего из эстонского языка не напоминает?
2. Рарог – особый род сокола, отличается жестокостью, разрывая добычу в клочья.
3. Острогард – древнее скандинавское название Руси.
Предлагаем вашему вниманию четыре серии фильма "Латвийские русские - десять веков истории" про историю древних славян с упором в историю балтийских славян.
Фильм состоит из 4-x частей: "Даждьбоговы внуки", "На берегах Вендского моря", "Жестокий век" и "Ливонские земли".
Фильм состоит из 4-x частей: "Даждьбоговы внуки", "На берегах Вендского моря", "Жестокий век" и "Ливонские земли".
Предупреждаем, что фильм, хоть и основан на исследованиях таких серьёзных учёных, как
исследования С.А.Гедеонова, проф. А.К.Кузьмина, акад. РАН В.В.Седова, проф. Б.Ф.Инфантьева, проф. О.М.Рапова, В.А.Чивилихина, проф. П.Т.Тюрина, М.П.Тюрина, Л.Р.Прозорова, в целом не очень научный. Он создан представителями русской общины Латвии, которые отстаивают свою национальную идентичность в сложных современных политических реалиях Латвии, поэтому несколько тенденциозен и пафосен.
Тем не менее, содержит немало интересных фактов и вполне может рассматриваться как вводные лекции в историю балтийских славян.
исследования С.А.Гедеонова, проф. А.К.Кузьмина, акад. РАН В.В.Седова, проф. Б.Ф.Инфантьева, проф. О.М.Рапова, В.А.Чивилихина, проф. П.Т.Тюрина, М.П.Тюрина, Л.Р.Прозорова, в целом не очень научный. Он создан представителями русской общины Латвии, которые отстаивают свою национальную идентичность в сложных современных политических реалиях Латвии, поэтому несколько тенденциозен и пафосен.
Тем не менее, содержит немало интересных фактов и вполне может рассматриваться как вводные лекции в историю балтийских славян.
Серии фильма находятся по нижеследующим ссылкам.Там же есть полная расшифровка всего закадрового текста фильма:
часть 1. "Даждьбоговы внуки"
часть 2. "На берегах Вендского моря"
часть 3. "Жестокий век"
часть 4. "Ливонские земли"
часть 1. "Даждьбоговы внуки"
часть 2. "На берегах Вендского моря"
часть 3. "Жестокий век"
часть 4. "Ливонские земли"
Фильм 1. "Даждьбоговы внуки".
В фильме рассказываются про историю древних славян, проводятся параллели между санскритом и древнеславянским языком, приводятся слова, имеющие общие корни в обеих языках. Затрагиваются вопросы языческой религии славян. Летописец Нестор писал, что в языческую эпоху славяне вместо богов почитали реки, источники, озёра. Знаменитый чехословацкий историк Павел Шафарик ещё в 19 веке утверждал, что в праславянском языке река называлась Руса. Он отмечал, что это коренное славянское слово и употребляется почти у всех славянских народов.
Затрагиваются вопросы происхождения названия нашей страны - Русь, Россия.
Указывается, что с именем Рось или Русь связаны многие названия рек. Так, имя Рось или Рас "принадлежало" когда–то Волге. От этого же слова происходит "русло", "роса".
Рассказывается про одно из славянских племён - венедов, живших на берегу Балтийскго моря.
В фильме рассказываются про историю древних славян, проводятся параллели между санскритом и древнеславянским языком, приводятся слова, имеющие общие корни в обеих языках. Затрагиваются вопросы языческой религии славян. Летописец Нестор писал, что в языческую эпоху славяне вместо богов почитали реки, источники, озёра. Знаменитый чехословацкий историк Павел Шафарик ещё в 19 веке утверждал, что в праславянском языке река называлась Руса. Он отмечал, что это коренное славянское слово и употребляется почти у всех славянских народов.
Затрагиваются вопросы происхождения названия нашей страны - Русь, Россия.
Указывается, что с именем Рось или Русь связаны многие названия рек. Так, имя Рось или Рас "принадлежало" когда–то Волге. От этого же слова происходит "русло", "роса".
Рассказывается про одно из славянских племён - венедов, живших на берегу Балтийскго моря.
Фильм 2. “На берегах Вендского моря".
Подробно рассказывается про славян-вендов. Вендами, или «венедами» в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы, что зафиксировано множеством письменных источников. Германское название сохранилось за балтийскими славянами до наших дней - так именуются славяне-лужичане. Рассказывается про происхождение варягов, которых призвали на княжение на Русь.
В середине 19 века выдающийся российский исследователь Гедеонов убедительно доказал, что варяги являются балтийскими славянами, а князь Рюрик имеет непосредственное отношение к легендарному острову Рюген, и сейчас ещё находятся любители уязвить русских мнимой скандинавской родословной их древних правителей.
Слово «вар» в санскрите означает «вода». Название народов и племён, имеющих в своём названии в основе корень «вар» в кельтских языках традиционно увязывалось с водой, с морем. Соответственно, имя «варяги» означало приморский народ, морских жителей, людей моря.
Рассказывается про значение острова Рюген для славян. С детских лет слышали мы сказку Пушкина о царе Салтане, где упоминается удивительный остров Буян. И мало кто задумывался о том, что этот сказочный остров существовал на самом деле.
Подробно рассказывается про славян-вендов. Вендами, или «венедами» в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы, что зафиксировано множеством письменных источников. Германское название сохранилось за балтийскими славянами до наших дней - так именуются славяне-лужичане. Рассказывается про происхождение варягов, которых призвали на княжение на Русь.
В середине 19 века выдающийся российский исследователь Гедеонов убедительно доказал, что варяги являются балтийскими славянами, а князь Рюрик имеет непосредственное отношение к легендарному острову Рюген, и сейчас ещё находятся любители уязвить русских мнимой скандинавской родословной их древних правителей.
Слово «вар» в санскрите означает «вода». Название народов и племён, имеющих в своём названии в основе корень «вар» в кельтских языках традиционно увязывалось с водой, с морем. Соответственно, имя «варяги» означало приморский народ, морских жителей, людей моря.
Рассказывается про значение острова Рюген для славян. С детских лет слышали мы сказку Пушкина о царе Салтане, где упоминается удивительный остров Буян. И мало кто задумывался о том, что этот сказочный остров существовал на самом деле.
Фильм 3. "Жестокий век".
Речь в этой серии идёт про события 12 века – когда немцы стали теснить славян с их исконных территорий на берегах Балтийского моря. Бог войны и жизни Святовит был творцом и правителем Вселенной. Он проявлял себя в огне, солнце, воздухе, он вся природа, среда жизни славян, и сами они являлись частью верховного божества. В 1168 году по приказу датского короля Вольдемара Кнудсена, получившего имя в честь своего прадеда Владимира Мономаха, дубовое изваяние Святовита выволокли из храма и публично сожгли в присутствии епископа Свена Датского. Поморье постепенно становилось немецким, вера славян – католической, исконные названия – иноязычными. Немцы присвоят себе не только территорию, но и многие символы славянского язычества. Так, в их геральдику прочно войдёт одноглавый арконский орёл.
Также большое внимание уделено взаимодействию славян и балтов, перечислено большое число слов, имеющих одинаковые корни в балтских и древнеславянском языках.
Места остановок княжеских дружин при сборе податей носили название погост, латышское pagast – гостить. Латгалы и ливы традиционно выплачивали полюдье полоцким князьям. Область Таалово, соседствовавшая с эстами, а также северовосточная земля Адзеле были зависимы от властей Пскова. Память о политическом влиянии Руси сохранилась в словах suods – суд, suodis – судья, robe?a – граница, kalpi – холопы. Известна древнерусская пословица «Артель суймом крепка». Суйм, сейм – сходка, общее собрание. Именно так называется парламент Латвии.
Упоминаемый в летописях город Володимерец, ныне Валмера был назван по имени князя Владимира Псковского, который был там судьёй. Предприимчивые русские купцы обогатили в те времена латышский язык новой лексикой – tulks (толмач), tirgus (торг, рынок), bezmens (безмен), pods (пуд), m?rs (мера), cena (цена), zelts (золото), sudrabs (серебро), kupcis (купец), katls (котёл), b?oda (блюдо), ka?oks (кожух, тулуп), zabaks (сапог) и др.
Места остановок княжеских дружин при сборе податей носили название погост, латышское pagast – гостить. Латгалы и ливы традиционно выплачивали полюдье полоцким князьям. Область Таалово, соседствовавшая с эстами, а также северовосточная земля Адзеле были зависимы от властей Пскова. Память о политическом влиянии Руси сохранилась в словах suods – суд, suodis – судья, robe?a – граница, kalpi – холопы. Известна древнерусская пословица «Артель суймом крепка». Суйм, сейм – сходка, общее собрание. Именно так называется парламент Латвии.
Упоминаемый в летописях город Володимерец, ныне Валмера был назван по имени князя Владимира Псковского, который был там судьёй. Предприимчивые русские купцы обогатили в те времена латышский язык новой лексикой – tulks (толмач), tirgus (торг, рынок), bezmens (безмен), pods (пуд), m?rs (мера), cena (цена), zelts (золото), sudrabs (серебро), kupcis (купец), katls (котёл), b?oda (блюдо), ka?oks (кожух, тулуп), zabaks (сапог) и др.
Фильм 4. «Ливонские земли»
Фильм рассказывает про события 13-17 веков – от заключения договора между Ригой и Псковом до столкновения Александра Невского с Ливонским орденом, Ливонской войны Ивана Грозного и до церковной реформы Патриарха Никона.
Фильм рассказывает про события 13-17 веков – от заключения договора между Ригой и Псковом до столкновения Александра Невского с Ливонским орденом, Ливонской войны Ивана Грозного и до церковной реформы Патриарха Никона.
В 1212 г., когда после заключённого договора между Ригой и Псковом было достигнуто соглашение, «чтобы дорога по Двине для купцов всегда была открытой», в Риге появляется «Русское подворье», которое в книгах городского совета называют также «Русской деревней» (das rusische Dorp). Это было поселение купцов, прибывавших с верховьев Даугавы. Образовался целый квартал, где жили исключительно русские. Одни были купцами, другие занимались ремёслами.
В 1242 г. Ливонский орден после поражения от Александра Невского на льду Чудского озера отказался от прав на Латыголу – восточную Латвию. Позднее рыцарям удалось завладеть Полоцком и даже Псковом. В те годы Русь истекала кровью в борьбе с Золотой Ордой, и русским князьям было тогда не до политического влияния в Прибалтике. Речь шла о самом существовании русского народа и православной веры.
Отмечено немало фактов, когда ливонцы всячески препятствовали проезду в российские земли нанятых в Европе мастеров. Порой доходило до заточения в темницу и даже убийства тех, на кого не действовали запугивания. Не лучшим было и отношение к русским купцам.
В 1554 году истекло 50-летнее перемирие, заключённое с Ливонией ещё великим князем Иваном III. Для его продления в Москву прибыли послы от магистра ордена. Царь Иван Грозный поручил вести переговоры окольничему А.Ф.Адашеву и дьяку И.М.Висковатому. Адашев напомнил, что немцы пришли из-за моря и взяли силой русскую волость (Юрьевскую), которую великие князья уступили им под условием дани. Но эту дань немцы давно уже не платили! И вообще, «государь на всю землю Ливонскую гнев свой положил», поскольку купцов русских «немцы обижают», и русские кварталы в городах немцы присвоили, а церкви разграбили.
В 1242 г. Ливонский орден после поражения от Александра Невского на льду Чудского озера отказался от прав на Латыголу – восточную Латвию. Позднее рыцарям удалось завладеть Полоцком и даже Псковом. В те годы Русь истекала кровью в борьбе с Золотой Ордой, и русским князьям было тогда не до политического влияния в Прибалтике. Речь шла о самом существовании русского народа и православной веры.
Отмечено немало фактов, когда ливонцы всячески препятствовали проезду в российские земли нанятых в Европе мастеров. Порой доходило до заточения в темницу и даже убийства тех, на кого не действовали запугивания. Не лучшим было и отношение к русским купцам.
В 1554 году истекло 50-летнее перемирие, заключённое с Ливонией ещё великим князем Иваном III. Для его продления в Москву прибыли послы от магистра ордена. Царь Иван Грозный поручил вести переговоры окольничему А.Ф.Адашеву и дьяку И.М.Висковатому. Адашев напомнил, что немцы пришли из-за моря и взяли силой русскую волость (Юрьевскую), которую великие князья уступили им под условием дани. Но эту дань немцы давно уже не платили! И вообще, «государь на всю землю Ливонскую гнев свой положил», поскольку купцов русских «немцы обижают», и русские кварталы в городах немцы присвоили, а церкви разграбили.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Ломоносов М.В. (1711 — 1765) Кадры из Х/Ф (1984-1986 гг.)
В какой яростной борьбе внедрялась в русское общество XVIII века миллеровско-романовская версия русской истории.
Ломоносов, Михаил Васильевич — один из величайших русских поэтов и ученых (1711 — 1765). Гениальный ученый середины XVIII в. - является одним из основоположников науки в России. Будучи замечательным физиком и химиком, он с успехом занимался также астрономией, геологией, географией и языковедением, всюду оставляя блестящий след своего гения. Кроме научных достижений, Ломоносов прославился как поэт и писатель.
Ломоносов, Михаил Васильевич — один из величайших русских поэтов и ученых (1711 — 1765). Гениальный ученый середины XVIII в. - является одним из основоположников науки в России. Будучи замечательным физиком и химиком, он с успехом занимался также астрономией, геологией, географией и языковедением, всюду оставляя блестящий след своего гения. Кроме научных достижений, Ломоносов прославился как поэт и писатель.