Первые земледельцы не отказывались от привычки к собирательству
Около шести тысяч лет назад до Северной Европы добралось производящее хозяйство неолита с его земледелием и скотоводством. Однако рыбные запасы были так велики, что местное население оставалось на стадии собирательства ещё несколько сотен лет.
Оливер Крейг из Йоркского университета (Великобритания) и его коллеги проанализировали химические подписи остатков пищи на древних горшках и пришли к выводу, что введение сельского хозяйства модифицировало рацион жителей южной Швеции, Дании и северной Германии, но не вызвало его радикальной трансформации.
Ирландские земледельцы I тыс. до н. э. (иллюстрация Ivar Gault).
Этот вывод противоречит общепринятому представлению о том, что земледельцы, победно шествовавшие по Европе, вынуждали охотников-собирателей паковать вещи. По новым данным, первые крестьяне дополняли свой рацион продуктами местной дикой природы, в том числе рыбой. Точно так же туземцы, перенимавшие моду на производящее хозяйство, не сразу отказывались от дедовских привычек. Между прочим, остатки рыбы обнаружены и в «прибрежных» горшках, и в посуде, которой пользовались народы, жившие в глубине континента.
Исследователи проанализировали 133 керамических горшка, обнаруженных на месте существовавших 7–5 тыс. лет назад 15 поселений. Около 20% «прибрежных» горшков содержали биохимические следы пресноводной рыбы и морских продуктов (например, моллюсков). 28% «сухопутных» — остатки пресноводных рыб. В других сосудах найдены остатки сухопутных животных и молочных продуктов.
По мнению г-на Крейга, это говорит о том, что, хотя сельское хозяйство пришло на север Европы около шести тысяч лет назад, длительное время фермеры вели кочевой образ жизни, не оставляя привычки к собирательству. Появление оседлого хозяйства следует отнести ко II–I тысячелетиям до н. э.