28.4. Азиатские культуры европеоидов
28.4.1. Жаркутанские свидетельства присутствия неоантропов в Узбекистане
В 1973 году узбекский археолог Пидаев нашёл на юге Узбекистана в Шерабадской степи Сурхандарьинской области древние захоронения. На некоторых керамических предметах были выявлены пиктографические письмена, названные рунами из Жаркутана.
Рис. 28.4.1.1. Знаки на керамике: граппа «А» - знаки на черепках из Жаркутана (1-е тыс. до н.э.); для сравнения представлена группа «В» - знаки на черепках верхневолжской культуры (Россия, 6 - 4 тыс. до н.э.).
Рис. 28.4.1.1. Знаки на керамике: граппа «А» - знаки на черепках из Жаркутана (1-е тыс. до н.э.); для сравнения представлена группа «В» - знаки на черепках верхневолжской культуры (Россия, 6 - 4 тыс. до н.э.).
Кроме керамической посуды были найдены многочисленные бронзовые изделия и предметы из золота. А также необычные, ранее не встречавшиеся, захоронения: скелеты древних обитателей Жаркутана были похоронены в земле, причём мужчины лежали на левом боку, а женщины - на правом. Это положение обратно трупоположению, например, в культуре шнуровой керамики, при котором мужчины лежали на правом боку, женщины - на левом. Именно такое положение имели останки культурного слоя шнуровой керамики, датированные 4600 лет назад, обнаруженные в Германии и относящиеся к гаплогруппе R1a1 [Haaketal, 2008], гаплогруппе рода ариев.
Вот что о находках пишет А. Самари (имеет смысл привести полную цитату): «Необычность была и в том, что огнепоклонники, как известно, не предавали тела умерших людей земле. Их относили на возвышенные места и оставляли лежать до тех пор, пока хищные звери и птицы не очистят кости от мяса. Затем останки складывали в глиняные сосуды - оссуарии, и помещали в склепы, поскольку считалось недопустимым осквернять присутствием смерти священные стихии - воду, огонь или землю.
А захоронения в Жаркутане задали ученым загадку. Ведь на холме были обнаружены остатки храма огня - несомненный признак религии зороастризма, в которой священное пламя всегда было основным символом божества и предметом ритуального поклонения. А рядом с ним находились земляные могилы...
Разрешить противоречие помогло уточнение возраста городища. Согласно различным данным, время жизни пророка Заратустры, считающегося реальным историческим лицом, разными исследователями датируется от 4 до 17 века до нашей эры (3700 - 2400 лет назад - авт.), но не раньше второго тысячелетия. А Жаркутан возник три тысячи лет тому назад, и можно предположить, что его жители уже были огнепоклонниками, то есть поклонялись стихиям природы, не исповедуя при этом зороастризм. Пророк пришел позже, и вместе с нравственной проповедью о едином боге Ахурамазде и вечной борьбе добра и зла исправил ритуалы древней арийской религии, на основные понятия которой он опирался в своих философских проповедях.
То, что население Жаркутана было ариями, - у ученых не вызывает сомнения: по реконструкции черепов, они обладали европеоидной внешностью, и, скорее всего, принадлежали к племени саков, которое в причерноморских степях позже стали называть скифами.
В течение последних лет археолог Шапулат Шайдуллаев и его коллеги находят на раскопках Жаркутана пиктографические знаки, которые пока не удалось прочитать. Таких пиктограмм у исследователей набралось уже более тридцати. Но до сих пор не удавалось найти изображения нескольких знаков, выстроенных в один ряд, как целое предложение. Например, находили кувшин, а на нем была лишь одна пиктограмма. И лишь во время последней экспедиции Шайдуллаеву повезло: в кишлаке Гоз он обнаружил каменную ступу, на которой с помощью двенадцати знаков запечатлена некая фраза» [Самари, 2006].
Этим небольшим отрывком А. Самари засвидетельствовал существование незороастрийских ариев-индоевропейцев, проживавших на территории Центральной Азии на рубеже 2-го - 1 тыс. до н.э. и имевших письменность, идентифицированную им как пиктографическая. Очевидно, это были пра-славянские племена (племена гаплогруппы R1a1), поскольку, во-первых, они поклонялись огню - традиционному символу славянства. А, во-вторых, некоторые найденные пиктографические знаки можно с очевидной точностью идентифицировать со свастическими славянскими изображениями.
Собственно, для ДНК-генеалогии наличие ариев (гаплогруппа R1a1) в Средней Азии три тысячи лет назад не вызывает сомнения. Ещё за 500 лет до того они перешли в Индию и Иран, причём время перехода ариев в оба региона должно быть близким друг к другу. ДНК-генеалогия показывает, что времена жизни общих предков в обеих регионах практиески одинаковое - 4050 лет назад в Индии, и 4025 лет назад в Иране. А вот наличие у ариев того времени письма - это находка чрезвычайной важности.
Рис. 28.4.1.2. Жаркутанские «руны» (1-е тыс. до н.э.). Например, знаки №№ 4, 18 - символы Рода, знак № 5 - символ Дыя, знаки №№ 6, 10 - символы Мары, знак № 12 - символ Фаш (свастика), знак № 13 - восьмилучевое коло, знак № 14 - символ Живы, знак № 16 - символ Дерева жизни, знак № 20 - символ Хорса, знак № 35 - символ Морока, знак № 36 - символ Перуна (перуника) [Самари, 2006; Тюняев, 2009а]. А, как мы уже отмечали, наличие свастических символов - есть важнейший индикатор присутствия проторусского этноса.
Наблюдается такая же степень схожести письменных символов из Узбекистана с общеславянскими свастическими символами, как и в случае с «протокитайской» письменностью (см. ниже). Учитывая, что и в Китае 5 тыс. до н.э., и в Узбекистане 1 тыс. до н.э. письменности имели «арийское» происхождение, правомерно сделать вывод о том, что это были всего лишь миграции одного проторусского народа.
В этом контексте небезынтересно исследовать самое имя Хорезм (в арабской графике Xwarizm, на хорезмийских монетах начала 8-го в. н.э. Xwrzm, древнеперсидское Uvarazmis, вавилонское Humarizma, эламское Marazmi§. авестийское Hvairizem, греческое xopapia, латинское Chorasmia).
В 10-м в. н.э. значение этого слова было уже забыто самими хорезмийцами - передаваемая ал-Макдиси «народная этимология» этого имени «мясо-дрова» совершенно фантастична.
Все новейшие исследователи сходятся на том, чтобы во второй части имени zm←zem видеть индоевропейскую основу zem - земля, страна (откуда персидское zamin и наше -земля). Что же касается первого элемента xari, xwari, то попытки дать ему иранскую этимологию привели к полной разноголосице.
Клипперт и Лерх переводят имя Хорезма как «Низменная земля». Бюрнуф, Захау, Гейгер дают перевод «Плодородная земля». Юсти и Шпигель, напротив, трактуют это имя как «Плохая, неплодородная земля». Савельев предложил перевод «Земля солнца» (иранское Xurr, Xorsed - солнце, отсюда имя древнеславянского божества солнца - Хоре). Из всех этимологии эта наиболее правдоподобна. Однако, как известно, большинство древних названий стран связано с этническими именами, в свою очередь обычно имеющими мифологические ассоциации. А если мы предположим, что основу интересующего нас термина составляет этническое имя, то слово «Хорезм» - «Земля (страна) народа Хварри, или Харри»...» [Толстое, 1948а, с. 80, 81].
Есть и другой вариант: Хорезм - это «Земля Хорса» Точно также, как Эллада - земля Эллина, Иония - земля Иоанна, Москва - город Макоши (лосихи - богини судьбы), Новгород - город Нави, Киев - город Кия, Хорватия - страна Хорива, Уэльс (Wales) - страна Велеса, Пеласгия - страна Пеласга, Русь - страна Ра (буквально: (бога) Ра сыны -расин(ы), то же что и этнонимы пеласгов, rasna и этрусков, rasna) и т.д., и т.п.
28.4.2. Китайские культуры европеоидов
Первой культурой неоантропов-европеоидов в Восточной Азии является культура хэмуду, распространившаяся южной части Восточного Китая, 121 °22' в.д., 29°58' с.ш., в нижнем течении реки Янцзы [Доклад, 1978]. Радиоуглеродным анализом культура хэмуду датирована временем 5300 - 3500 до н.э. [Чжунго, 1991, с. 111 - 115].В это же время на Руси (центр Русской равнины) существовали иеневская культура (заключительный этап) и сменившая её верхневолжская культура, а на периферии Русской равнины - культуры Кёрёш, Караново, Сескло.В Хэмуду найдены остатки деревянных построек. Располагаясь на Великой китайской равнине, культура хэмуду входила в зону раннего земледелия зернового типа, основанного на возделывании риса. Известны более 70 вариантов праславянского орнамента керамики, резьба и гравировка по слоновой кости, зооморфная керамическая скульптура, образцы музыкальных инструментов [УЮйсянь, 1982].
К этому же периоду относится и северокитайская культура европеоидов лаогуаньтай.
В Северном Китае (провинции Хэнань, Шаньси, Шэньси, среднее течение р. Хуанхэ), наследуя традиции культуры хэмуду (и культуры лаогуаньтай), в 5 - 3-м тыс. до н.э. сформировалась европеоидная культура яншао, относящаяся к кругу культур крашеной керамики. Получены радиоуглеродные даты 4115±110 г. до н.э. (Баньпо), 3280±100 г. до н.э. (Мяодигоу).В это же время на Руси (центр Русской равнины) существовала верхневолжская культура, а на периферии Русской равнины - культуры Веселиново, Старчево, Винча, Эзеро и дунайские культуры. Из культур крашеной керамики яншао самая поздняя по времени культура.
Поселения Яншао (Баньпо и др.) располагались на речных террасах: в центре - общественное здание, вокруг-квадратные и круглые полуземлянки со стенами, обмазанными глиной, коническими крышами, очагами. Погребения детей -в больших сосудах у домов, взрослых - в могильниках у поселений. За пределами поселений также гончарные мастерские с горнами. Керамика - чаши и миски с полихромным орнаментом (иногда с зоо- и антропоморфными мотивами), сстродонные кувшины. Основа хозяйства - мотыжное земледелие (чумиза) [Крюков, 1964; Васильев, 1976].
Сменила культуру яншао культура бронзового века луншань [Крюков, 1964; Васильев, 1976]. И в культуре луншань, и в культуре яншао обнаружены остатки керамики с изображениями праславянских свастических и рунических символов [Тюняев, 2008а].
В связи со сказанным неизбежно возникает вопрос - откуда в Китае оказались европеоиды? Да ещё со свастическими символами на материальных признаках. Не могли европеоиды появиться независимо на разных концах евразийского континента.
Эта загадка была нами решена выше, в предыдущих и в этой частях книги. Европеоиды появились на Русской равнине, в составе гаплогрупп I и R. Носители гаплогруппы I в своей части мигрировали в Европу, где намного позже и были классифицированы как «европеоиды», а носители гаплогруппы R мигрировали в Азию, где оставили стоянки европеоидов в Прибайкалье (Мальта и Буреть, с датировкой 24-15 тысяч лет назад, см. выше), где в Северном Китае обнаружены популяции древнего рода R1a1 с возрастом общего предка 21000±3000 лет, откуда этот род продвинулся в Европу, куда пришёл 12-10 тысяч лет назад, и откуда (из Азии, предположительно из Южной Сибири) пришёл в Европу род R1b, в Европе R1b1b2. Истоки европеоидов в Китае -Русская равнина. Свастические символы, видимо, оттуда же.
28.4.2.1. «Древнекитайская» письменность как свидетельство присутствия в Китае европеоидов
Китай населён псевдо-мононациональным народом (определён по типу «советский», «американский», «христианский», «мусульманский» и т.д.) - настолько многонационального, что многие народности совершенно не понимают друг друга по языку и не находятся ни в каком, даже весьма отдалённом этническом родстве [Народы, 1965; Народы, 1966; Итс, 1972; Чжунго, 1959; Мяо, 1962; Яоцзу, 1962] -условно монголоидного происхождения.
Китайские историки оценивают возраст цивилизации Китая восемью тысячами лет, захватывая и европеоидный период северокитайской бытности. Между тем, возраст монголоидного Китая следует вести со 2-го тыс. до н.э., когда на территории современных провинций Хэнань, Шэньси, Шань-си возникло «раннегосударственное» образование Инь - с первобытнообщинными отношениями [Народы, 1965; Очерки, 1959; Линь, Чебоксаров, 1961; Алексеев, 1958; Latourette, 1957; Winfield, 1950].
Самые ранние памятники культуры, обнаруженные на территории Китая, датируются 5-3 тысячелетиями до н.э. и восходят к эпохе неолита, но они не относятся непосредственно к самому Китаю [БСЭ]. Наиболее ранняя расписная керамика получила общее наименование «Яншао» по месту первых раскопок, произведенных в провинции Хэнань, в среднем течении Хуанхэ, то есть около 1200 км от междуречья рек Амударьи и Сырдарьи, где распространена кельтеминарская культура эпохи неолита и энеолита, 4 - 3-е тыс. до н.э. [Виноградов, 1968; Толстов, 1962; Толстов, 1948; Толстов, 1948 г], а также в 800 км в Южной Сибири (Минусинская котловина и Алтай), где распространена европеоидная афанасьевская культура [Киселёв, 1951; История Сибири, 1968]. Блюда, чаши, амфоры, кувшины, вылепленные на первых этапах от руки из грубой глины. Впоследствии их образцы произведены из хорошо промытой массы с помощью поворотного круга, расписаны сложными геометрическими и зооморфными узорами. На сосудах встречаются знаки, не известные китайцам и не идентифицированные ими.
В ходе раскопок на таких стоянках как Баньпо (близ г. Сиань), Цзянчжай, Линкоу и Яньтоу (все недалеко г. Линьтун), Улоу (близ г. Чанъан), Синье (близ г. Гэян) и Лицзягоу (близ г. Тунчуань) обнаружены насечки на керамике.В большинстве случаев изделия представлены в виде фрагментов, и лишь небольшое число предметов (предметы погребального инвентаря и керамические крышки от погребальных урн) сохранились достаточно хорошо. Насечки на керамике, обнаруженные в семи указанных стоянках, приведены на рис. 28.4.2.1.1.
Рис. 28.4.2.1.1. Изображения насечек со стоянок Баньпо, Цзян-чжай, Линкоу, Яньтоу, Улоу, Синье, Лицзягоу (Китай, 4770 г. до н.э.); во врезке для сравнения даны знаки с керамики верхневолжской культуры (Центральная Россия, ок. 6 тыс. до н.э.).
Радиоуглеродный анализ показал, что самые ранние образцы (стоянка Баньпо) относятся к 4770 г. до н.э. Эта и следующие даты вполне сопоставимы по датировке с кель-теминарской культурой.
В результате раскопок в деревне Сунцзэ расположенного к западу от Шанхая уезда Цинпу, в слое, относящемся к 3911 - 3233 гг. до н.э., обнаружены керамические сосуды, на шейках которых нанесены насечки четырёх разновидностей. Раскопки стоянки в г. Лянчжу уезда Хан провинции Чжецзян, в слое, относящемся 2600 - 2150 гг. до н.э., выявили сосуды с девятью разновидностями насечек.В раскопках поселения Мацзяо, близ Шанхая, обнаружены сосуды с четырьмя разновидностями насечек. К культуре Мацзяо относят стоянки и могильники, обнаруженные в деревне Баньшань уезда Хэчжен провинции Ганьсу, в деревне Мачанъянь уезда Миньхэ провинции Цинхай и в деревне Мацзявань близ г. Юнцзин провинции Ганьсу.В основном слое, датируемом 2623 - 2416 гг. до н.э., найдены керамические предметы с насечками (рис. 28.4.2.1.2).
Рис. 28.4.2.1.2. Изображения насечек со стоянок Баньшань, Мачанъянь и Мацзявань. 2623 - 2416 гг. до н.э.
В результате раскопок в деревне Чжаоцунь недалеко от г. Циндао, в деревне Тайкоу уезда Юннянь провинции Хэбэй, а также в поселении Ванъюфан близ г. Юнчэн провинции Хэ-нань, в слое, относящемся к культуре Луншань 2504 - 2391 гг. до н.э. были обнаружены керамические предметы с насечками четырёх разновидностей. Насечки на керамических сосудах, найденных на указанных стоянках культур Яншао, Сун-цзэ, Лянчжу, Луншань, Мацзяо, относятся к позднему неолиту.
О происхождении насечек на «китайской» керамике нам может рассказать упомянутая выше кельтеминарская культура, характерной особенностью которой как раз и являлось нанесение на кругло- и остродонную керамику прочерченного и штампованного орнамента [Виноградов, 1968; Толстов, 1962; Толстов, 1948; Толстов, 1948а].
Китайские исследователи по понятным причинам не могут идентифицировать насечки со своими видами письменности - поскольку находки датированы гораздо более ранними периодами, чем начало зарождения китайской иероглифики.
Рис. 28.4.2.1.3. Керамика: 1, 3, 5,6 - неолитическая керамика культур Баньпо и Мяодигоу (Китай, 4-3 тыс. до н.э.); для сравнения 2, 4 - трипольская керамика (Украина, 4-3 тыс. до н.э.).
Описывая эти находки, Гао Мин в своей статье «Китай. Знаки неолита» сообщает: «Далее, в эпоху Инь, несмотря на начавшийся процесс активного складывания иероглифических знаков, насечки на керамике все ещё продолжают появляться». А также делает предположение и выводы: «Существуют экспериментальные исследования, в которых предлагается трактовать насечки как иероглифы. Вопрос остается открытым. Во-первых, ранние иероглифы, доступные науке, появляются в позднем слое культуры Да-вэнькоу На стоянке Линъянхэ (2690 г. до н.э.) обнаружены четыре погребальные керамические урны, на каждой из которых процарапано по одному иероглифическому знаку. Во-вторых, на керамике периода Инь, кроме знаков-насечек, имеются выполненные в той же, что и насечки, технике (т.е. процарапыванием) иероглифические знаки».
Рис. 28.4.2.1.4. Неолитическая керамика культуры Луншань.
Китайцы не могут сами идентифицировать в качестве китайских протоиероглифов нацарапанные кем-то насечки на найденной керамике. Истоки такого незнания проясняют многочисленные исследования, показывающие, что протокитайцами были народы под общим названием мань (11-3 века до н.э.), этногенез которых связан с народом мяо, преподносимым исследователями в качестве одного из древнейших, но бесписьменных народов Юго-Восточной Азии, известного со 2-го тысячелетия до н.э. [Народы, 1965; Народы, 1966; Итс, 1972].
Поскольку китайцы не признают оставленные на «их» керамике знаки за свои, то истоки этих знаков следует искать в других цивилизациях. Из предыдущих разделов следует, что в этом районе Земли существовала европеоидная цивилизация, которая уже за 3 тысячи лет до н.э. имела один язык - условно называемый «праславянским», или «арийским», «представлявшим собой близкородственную группу, принадлежит к семье индоевропейских языков. Различия - материальные и типологические - обусловлены тысячелетним развитием этих языков в разных условиях. После распада индоевропейского языкового единства славяне долгое время представляли этническое целое с одним племенным языком, называемым праславянским - родоначальником всех славянских языков. Его история была более длительной, нежели история отдельных славянских языков: несколько тысячелетий праславянский язык был единым языком славян. Диалектные разновидности начинают проявляться лишь в последнее тысячелетие его существования (конец 1-го тыс. до н.э. и 1-е тыс. н.э.)»[БСЭ].
Дополнительную и, скорее, принципиальную ясность в этот вопрос вносит ДНК-генеалогия. Европеоидная популяция гаплогруппы R1a1 была недавно идентифицирована в северном Китае с возрастом общего предка 21000±3000 лет назад. Помимо этого, цивилизация, говорящая на языке индоевропейской группы, существовала в том регионе, а именно в Восточной Сибири - Северном Китае, причём, 4500 -3800 лет назад. Создателями этой цивилизации могли быть только носители гаплогруппы R1a1, которые примерно 3500 лет назад под именем ариев перейдут в Индию. Естественно, 4500 - 3800 лет назад их язык ещё не был «индоевропейским», поскольку в Индии они ещё не были, и приставки «индо» к их языку быть не могло (это всё лингвистические термины, введённые задним числом, как если бы жителей Англии 16-го века именовать «новозеландцами» только потому, что через триста лет они прибудут в Новую Зеландию). Условно его можно назвать «пра-индоевропейским». Иначе говоря, род R1a1 в своей части, покинув Южную Сибирь примерно 20 тысяч лет назад (или между 15 и 20 тысяч лет назад), ушёл в Европу, чтобы вернуться, опять в своей части, в Южную Сибирь 4500 - 3800 лет назад.
История такова, что будущие арии, перейдя Балканские и Карпатские горы и прибыв на Русскую равнину примерно 5 тысяч лет назад, говорили на своём, арийском языке. Более корректно его можно назвать «языком рода R1a1», который и оказался языком Русской равнины от Прибалтики до Армении, и который был близок к древнему санскриту. Этот язык и был «прото-индоевропейским», который через полторы тысячи лет станет «индоевропейским» языком и приведёт к образованию индоевропейской языковой семьи. Собственно, 3500 лет назад это уже была языковая семья, потому что в Европе арийский язык развивался в своём русле, который позже получил название кентумного варианта индоевропейского языка. Восточный вариант получил название сатемного Предтечей сатемного арийского языка и был язык носителей гаплогруппы R1a1 Северного Китая. С языком и гаплогруппой R1a1, а также гаплотипами, в те края были принесены и обычаи, и символы ариев.
В [Эпоха, 1987] мы, например, находим свидетельство наличия свастической «плетёнки на керамике энеолита Томско-Чулымского региона, самуський могильник, 2-й половины 3-го - начала 2-го тысячелетия до н.э.» (около 2750 до н.э.). В [Freed, 1980, р. 70] под 3000 годом до н.э. находим свидетельства того, что проторусские свастические символы присутствуют на женских лицевых урнах из Трои. В [Энеолит, 1982, с. 267, 299, таб. LIV.18, LXXVIII.185] находим, что проторусские «4-конечная зооморфная свастика изображена на сосуде из Брынзена IV (междуречье Прута и Днестра; поздний период, 3750 - 3000 л. до н.э.)»В [Freed, 1980, р. 71] находим, что «одна из самых ранних, известных археологической науке свастик на глиняном сосуде, найденном в Самарре, датируется 4000 г. до н.э. Хранится в Slaatliche Museen zu Berlin». B [Выборное, 1988] находим, что «свастический орнамент в виде плетёнки часто встречается на неолитических стоянках Прикамья и Северного Поволжья IV тыс. до н.э.: Сауз II, Кюнь II, Старо-Бурткжово, Лебедино II, Имерка I, Подлесное IV, Жуковка и др.». В [Энеолит, 1982, с. 286, таб. LXVIII.4,6] находим также изображения
Славянских свастических символов, найденных в Дрэгушени (Румыния) и датируемых 4250 - 3250 л. до н.э.В [Энеолит, 1982, с. 267, 299, таб. LIV.18, LXXVIII.185] видим и «на трипольских сосудах из Траян-Дялул Вией видны 4-конечные и другие свастики (Молдавское Прикарпатье; 1 половина раннего Триполья, 5250 - 4250 л. до н.э.)».
Из приведенных археологических фактов мы можем сделать выводы:
- Свастические символы были распространены по всей территории Евразии;
- Нанесение свастических символов на изделия из керамики являлось обычным и традиционным;
- Учитывая то, что, например, китайские исследователи усматривают в выше описанных засечках прообразы собственных иероглифов, мы можем заключить, что свастические символы являлись распространенным в те времена видом письменности.
Отметим, что наиболее высока плотность находок, содержащих свастические символы, на территории Русской равнины. Каталог археологических памятников со свастикой весьма обширен и начинается минимум с древнекаменного века (палеолита). Свастические символы в первые времена представляли ромбо-меандровый орнамент, впервые появившийся в верхнем палеолите, а затем унаследованный практически всеми народами мира. Наиболее древнее из задокументированных изображение свастики датируется 40-м тыс. до н.э. - на груди одной из палеолитических фигурок этого времени, обнаруженных в с. Костёнки, имеется ромбо-меандровый орнамент, относимый к простейшим сва-стическим символам. Изучавший костёнковскую и мезинскую культуры, В.А. Городцов благодаря ромбо-меандровой сетке выделил в Восточной Европе мадленского времени (25 - 20 тыс. лет до н.э.) отдельную область [Палеолит, 1984, с. 162).
Для продолжения китайской темы мы приведем лишь некоторые датировки свастических символов, найденных повсеместно - там, где цивилизации были основаны европеоидным (проторусским) народом: на глиняных печатях Анатолии и Месопотамии (7-5 тыс. до н.э.) [Багдасаров, 2002]; «древние круглые пряслица, орнаментованные спиралевидной свастикой, обнаружены в Хассуне (Северная Месопотамия) и датируются 4 тыс. до н.э.» [Багдасаров, 2002] «крупнейшей цивилизацией Русской равнины, в рамках которой происходит выделение свастики в особый знак, является неолитическая культура Триполья-Кукутени (6 -3 тыс. до н.э.)» [Багдасаров, 2002]; «свастики, состоящие из фигурок людей и животных, изображены на керамике из Самарры (северо-восток Месопотамии), в центре чаши VI тысячелетия до н.э. изображены шесть «танцовщиц» с развевающимися волосами, окружённые ползущими в одном направлении шестью скорпионами» [Брентьес, 1976, с. 119]; свастика изображена на печатях из IV слоя в Чатал-Гуюке, по мнению Б. Брентьеса, ими наносили семейный и родовой знак [Брентьес, 1976, с. 98, 308, рис.31] бордюр из свастик выполнен на ранненеолитической керамике (серо-глазовская культура), стоянка Кубек-Сор (Северный Прикаспий), 6/5 - 1-я половина 4 тысячелетия до н.э. [Неолит, 1996, с. 67, рис. 19.10].
Относительно выбранного нами маркера - сватических символов - А. фон Фрикен, в частности, утверждал: «Знак этот во времена отдалённой древности, когда праотцы индоевропейского племени жили нераздельно, имел уже у них священный смысл. С таким значением является он у индийцев в первоначальном их основании, в северной части полуострова, впоследствии совершенно занятого ими. Унесенный арийцами, по мере того, как они оставляли общее своё отечество и уходили на юго-восток и на запад, этот знак, вероятно представлявший у них известные религиозные идеи, продолжал долго потом изображаться ими» [Фрикен, 1877, с. 159- 161].
Происхождение свастических символов связывается с индоевропейцами. Эти символы признаются важным индикатором передвижений индоевропейского населения [Жарникова, 1988, с. 10]. Символы, которые мы теперь называем просто одним словом «свастика», изначально являются системой многочисленных религиозно-культурных символов, являющихся монограммами богов.
Большинство свастических символов явились прообразом современных букв и до сих пор используются в качестве соответствующих букв. Элементарные свастические символы являются отдельными буквами и рунами. Более сложные - исследователи классифицируют как слоговое письмо.
Итак, исходя из приведённых датировок свастических изображений, выполненных на керамических сосудах евроазиатского континента, мы можем заключить: насечки, выполненные на керамике, найденной в Китае в период с 4770 года до н.э. по 2690 год до н.э., могут принадлежать более древней цивилизации - пришедшей с территории Русской равнины (верхневолжское и волосовское время). Сейчас невозможно сказать с чёткой определённостью, являлась ли свастика исконной символикой ариев (гаплогруппа R1a1), или арии позаимствовали её у более древнего племени русов (гаплогруппа I) на Русской равнине.В любом случае древнейшие виды свастики обнаружены на Русской равнине.
Выше приведенные изображения насечек мы сопоставим последовательно с русской слоговой письменностью, а также со всем спектром свастических символов. Изображения насечек со стоянок Баньпо, Цзянчжай, Линкоу, Яньтоу, Улоу, Синье, Лицзягоу, датируемые 4770 г. до н.э., мы сравним с силлаба-рием слоговой письменности, опубликованным В.А. Чудино-вым в статье «Руница и алфавитное письмо» [Чудинов, 2005].
Очевидно полное (более 85% на рис. 28.4.2.1.6) совпадение символов славянского слогового письма с «загадочными» насечками с «китайских» керамических сосудов. А отсюда правомерно сделать вывод о том, что в 4770 году до н.э. носителями культуры на территории современного Китая являлись праславяне (арии), которые и использовали свое слоговое письмо для «украшения» керамических сосудов.
Аналогичное сравнение изображений насечек со стоянок Баньшань, Мачанъянь и Мацзявань (2623 - 2416 гг. до н.э.) с силлабарием славянской руницы [Чудинов, 2005] и таблицей свастических символов [Тюняев, 2009а].
28.4.2.1.5. Силлабарий слоговой письменности [Чудинов,
200].
|
Рис. 28.4.2.1.6. Сопоставление насечек со стоянок
Баньпо и др. с русской слоговой письменностью по силлабарию В.А. Чудинова.
В каждой троице рядов верхний ряд - это насечки с китайской керамики, средний ряд - свастические символы, нижний -буквы по силлабарию, изображенному на 28.4.2.1.5. Из 62 насечек буквам напрямую (без какой-либо натяжки: не вращая насечки, не используя их зеркальное отображение, не учитывая погрешностей в начертании) соответствуют 37 насечек (60%), а свастическим символам - 24 насечки (39%). И при этом китайцы нашли здесь только лишь 2 своих иероглифа (3%).
Очевидно, при условии, что не все насечки имеют вообще отношение к письменности, а, возможно, являются просто элементами орнамента или ошибками в написании, мы имеем перед глазами изображения знаков древнерусской письменности, выполненные насечками на керамике, найденной на территории современного Китая.
Рис. 28.4.2.1.7. Сопоставление насечек со стоянок
Баньшань и др. с русской слоговой письменностью по силлабарию В.А. Чудинова и
со свастической письменностью [Тюняев, 2009а].
Сами же китайцы относят к древнейшим китайским иероглифическим текстам иньские гадательные надписи (государство Шан-Инь - 16 - 11 века до н.э.), выполненные с помощью острого предмета на специально отполированных пластинах, изготовленных из черепашьих панцирей [Кондрашевский, 1998]. Эти «самые первые иероглифы» являются обычными простыми рисунчатыми изображениями обычных предметов. Естественно, они по виду значительно отличаются от современных. Однако китайские ученые считают, что графическая структура и значения некоторых иньских «иероглифов» вполне сопоставимы со знаками современной китайской письменности. Хотя это спорный вопрос, поскольку любой из нас, не будучи китайцем, сможет определить на рисунках и солнце, и ручей, и слона (см. рис. 28.4.2.1.8).
Рис. 28.4.2.1.8. Эволюция развития графических
стилей китайской иероглифики [Кондрашевский, 1998].
В эпоху Чжоу (государство Чжоу - 11-й - конец 3 века
до н.э.) «китайские иероглифы» совершенствуются, но все еще остаются вполне
читаемыми простыми изображениями вещей, событий, явлений.
29. Неевропеоидное население Земли
До 2006 - 2007 гг. считалось, что неоантропы являлись эволюционным развитием неандертальского человека. После обширной серии научных публикаций последнего времени стало ясно, что это два разных вида человека. Между тем, археологическая линия развития неандертальцев хорошо изучена и представляет собой ряд последовательно сменивших друг друга археологических культур. При этом отдельные учёные говорят о полном исчезновении неандертальцев с территорий Русской равнины, Европы и вообще - с лица Земли. А другие отдельные ученые связывают это исчезновение с геноцидом неандертальцев со стороны неоантропов - как будто «пришедшие», по их же мнению, в Европу неоантропы могли уничтожить не только европейских неандертальцев, но и неандертальцев Китая и Южной Африки.
Выше мы уже приводили данные, указывающие на то, что популяция неандертальцев уже долгое время пульсировала на грани исчезновения, проходя «бутылочные горлышки» популяции.В какой-то трагичный для них момент, в Европе -примерно 28 тысяч лет назад, их популяция опустилась ниже «критической массы» и вымерла.
Научные данные свидетельствуют о чрезвычайно длительном и достаточно мирном сосуществовании указанных двух видов человека - начиная с 50-го тыс. до н.э. и несколько раньше, вплоть до 20-го тыс. до н.э. (дата наиболее раннедатируемой находки остатков неандертальца). Но безусловных данных, свидетельствующих о вымирании неандертальцев, нет. Поэтому не исключается возможность, что они досуществовали до наших дней, трансформировавшись в современного человека.
Но в этом случае ДНК-генеалогия требует уточнения, а именно, термин «трансформировались» нуждается в чёткости, в конкретизации. Если при этой «трансформации»
люди оставались в пределах своей гаплогруппы, своего рода, то в этом отношении никакой трансформации не было. Тогда возникает вопрос: а в чём она была?В размере головного мозга?В цвете кожи?В образе жизни?В появлении письменности?В появлении определенных материальных признаков? Эти критерии, безусловно, должны быть выявлены и сформулированы.
Напомним, что основными критериями отнесения представителей рода Homo к неандертальцам Homo neanderthalensis или к анатомически современным людям Homo sapiens являются анатомические особенности костных остатков и «культурологические» признаки.В последнее время добавился ещё один критерий - неандертальцы не могли принадлежать к родам человека, индексируемыми гаплогруппами от А до Т. Y-хромосома неандертальцев с соответствующими гаплотипами должны были принципиально отличаться от таковых у современных людей.
Одним из примеров возможного скрещивания является переход гена микроцефалии от несапиенсов к сапиенсам. Брюс Лан (Bruce Т. Lahn) и его коллеги из Чикагского университета в сентябре 2005 года опубликовали в журнале Science результаты своих исследований, согласно которым 37 тысяч лет назад сапиенсы получили ген микроцефалии от другого вида - несапиенса, - с которым сапиенсы разошлись по генеалогической линии 1,7 млн. лет назад [Patrick et al., 2006].
Другой пример. Команда антропологов поду руководством Йоханнеса Краузе расшифровала часть ядерной ДНК древнего неандертальца из пещеры на севере Испании и обнаружила у него человеческую - с точностью до последнего азотистого основания - версию «гена речи» FOXP2 (от английской аббревиатуры forkhead box Р2). Американские антропологи во главе с Грэмом Купом из Университета Чикаго (журнал «Molecular Biology and Evolution») установили, что мутации FOXP2 около 42 тысяч лет. Авторы заключают, что наличие одинаковых версий «гена речи» - скорее всего, результат медленного перетока генов между неандертальцами и неоантропами. Впрочем, не исключено, что в реальности объектом селекции был какой-то другой признак, наследуемый вместе с FOXP2.
Рис. 29.1. Внешний вид неандертальца и европеоида. Поэтому, по
современным научным данным, указанной трансф ормации, во всяком случае, по
мужской линии, скорее всего, не было. Но такая трансформация могла состояться
или по женской линии, или по пути периодического скрещивания сапиенсов с
неандертальцами. Во всяком случае, полную невозможность скрещивания ещё не
доказал никто, а факт существования симби-отических индустрий (описан в Части 1
настоящей книги) подтверждает такую возможность.В этом случае вполне мог
получиться такой геном, который по мужской линии соответствовал бы вполне
обычной гаплогруппе, но за счёт материнских генов человек имел бы часть
морфологических признаков иного вида, то есть неандертальского, или условно
«неандертальского».
Рис. 29.2. Генеалогическое древо человека разумного - homo sapiens: левая часть ветви распространения homo sapiens оттони-рована тёмным цветом,
символизируя негроидно-австралоидные популяции; правая часть - белым,
символизируя европеоидные популяции; «полосатая» часть графика показывает
одновременное существование двух видов - homo sapiens и homo neandertalensis.
Рис.
29.3. Содержание гена микроцефалии в популяциях: чёрным цветом показано
присутствие гена [Science, 2005.
V. 309. Р 1717 - 1720].
Реликтовые остатки популяций Homo erectus в Юго-Восточной Азии тоже могли явиться ичточником местных смешений. Так или иначе, слишком сильные расхождения современных людей не объясняются только лишь приспособлением к условиям внешней среды и антропологически несут признаки влияния других видов человека.
Рис. 29.4. Сопоставление современных неоантропов и реконструированных неандертальцев (попарно): слева вверху - россиянин и австралийский абориген; справа вверху - европеец и неандерталец; слева снизу - неандерталец и американский европеец; справа снизу - араб и неандерталец.
Часть неандертальских стоянок, в основном мустьерского времени, мы перечислили выше. Поздние из них датированы 35 - 30-м тыс. до н.э. и распространены самым широким образом от Палестины до Западной Европы, а также в заметно меньшем объёме - по всей Азии и Африке. Устоявшимся маркером неандертальской культуры является техника мустье (см. раздел «Определения»).
О размахе географии расселения неандертальцев можно судить по стоянкам, открытым в Англии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Германии, Италии, Узбекистане, Крыму, Азербайджане, Ираке, Турции, Палестине, Башкирии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии, Болгарии, Грузии, Русской равнине (России, Украине, Белоруссии), Индии, Северном Китае. Но основным районом распространения неандертальцев (см. раздел «Определения») являются области Западной и Центральной Европы, а также всё Средиземноморье, включая Ближний Восток.
Проследим преемственность неандертальских культур. В Западной Европе мустьерскую культуру неандертальцев сменила перигорская культура тех же носителей, существовавшая во Франции одновременно с ориньякской (31-18 тыс. до н.э.) культурой неоантропов [Матюшин, 1996]. На территории Венгрии, Чехословакии, юго-западной Польши, Румынии и Болгарии в 36 - 26-ом тыс. до н.э. из местного варианта мустьерской культуры неандертальцев развилась селетская культура (также сосуществовала с ориньякской культурой), характеризующаяся пережитками леваллуазской техники раскалывания камня [Григорьев, 1968].
Селетскую культуру неандертальцев сменила культура граветт (стоянка La Gravette под скальным навесом на юго-западе Франции в департаменте Дордонь), широко распространённая в позднем палеолите на территории Европы и датируемая 22 - 18-м тыс. до н.э. [Lacorre, 1960]. Стоянки граветтской культуры: пещера Сакажиа (в окрестностях г. Кутаиси, Грузия), по характеру инвентаря близка поздне-палеолитическим памятникам Восточного Средиземноморья [Замятнин, 1957]; пещера Девисхврели в ущелье реки Чхеримела (Грузия) [Замятнин, 1935]; пещеры Мгвимеви в Чиатурском районе Грузии (одновременны древнему этапу мадленской культуры) [Береговая, 1960]; пещера Сагварджиле в ущелье pp. Дзирула и Шавицкали (Грузия) и др.
От франко-итальянской границы близ Ментона (Франция) до южной оконечности Италии (Романетти близ Отранто) распространился локальный вариант граветта - культуpa гримальди (Grimaldi), неандертальцы которой имели ряд негроидных черт.В 1933 г. Д. Пейрони объединил шательперон и граветт в одну культуру, которую назвал перигорской (по находкам в горах на плато Перигор в департаменте Дордонь, Франция).
Здесь следует обратить особое внимание на тот факт, что в это время в Западной и Центральной Европе, а также областях, с севера примыкающих к Средиземному морю, неандерталец сменяется неоантропом. А также следует подчеркнуть, что «сменяется» - это не наследуется, это -вытесняется. Механизм этого вытеснения ДНК-генеалогия уверенно объясняет прибытием в Средиземноморье 25 - 20 тысяч лет назад или раньше носителей гаплогруппы J2 из Северной Месопотамии и носителей гаплогруппы I с Русской равнины - ориньякоидные культуры. Первые и сейчас в основном остаются жителями Средиземноморья, хотя отдельные их группы пересекли Иранское нагорье и расселились в Индии. Среди этнических русских носителей гаплогруппы J2 примерно 3% от всего населения.
Археологические культуры свидетельствуют о бесперебойном продолжении существования и генетическом развитии в более позднее время того же носителя культур, который формировал культуры мустьерского времени. Но среди антропологов считается, что к 20-му тыс. до н.э. палеоантропы исчезли (вымерли) и на место широким фронтом, то есть полностью, заняли неоантропы.
На взгляд ряда антропологов, вымирания неандертальцев не произошло. Скорее, неандертальцы каким-то образом трансформировались в местный вид неоантропов. Это могло состояться и при активном влиянии неоантропов. Например, таким образом, что пришедшие в Западную Европу неоантропы-мужчины скрестились с неандертальцами-женщинами.В этом случае генетически наследуются Y-ромосомные маркеры неоантропов, а полный набор генов содержит и материнский материал.
По мнению некоторых антропологов, совершенно не просматривается какого-либо убедительного способа полной замены неоантропами неандертальского населения Западной Европы. Поэтому этот вопрос подлежит тщательному дополнительному изучению. И поэтому же мы ниже рассмотрим преемственность западно- и центральноевропейских культур, по мере необходимости называя их условно «неандертальскими» и «постнеандертальскими».
Итак, в середине позднего палеолита на территории Франции и Северной Испании распространилась солютрейская культура. Она сменила перигорскую культуру неандертальцев, радиоуглеродным методом датируется 18-15 тыс. лет до н.э. и сосуществовала с ориньякской культурой неоантропов. Возможно, именно в этот период и происходила активная метисация неандертальцев с неоантропами, или, скорее всего, трансформация неандертальцев в кавказоидных неоантропов J2.
Уже, начиная с солютре, граница между неандертальцами и неоантропами теряется, но о возможности неандерталоидности говорит тот факт, что стоянки солютрейской культуры располагались по-неандертальски - в пещерах, таких как Ла-Мут (La Mouthe) близ г. Монтиньяк в департаменте Дордонь (юг Франции) [Breuil, 1952]; Солютре (Solutre, департамент Сона и Луара во Франции) [Bordes, 1968]; грот Лоссель (Laussel) к востоку от Лез-Эзи в департаменте Дордонь (юго-запад Франции) и др.
Одновременно с завершающими стадиями последнего вюрмского оледенения образовалась мадленскаяЛ палеолитическая культура 15-го - 8-го тыс. до н.э. (сменила солютрейскую культуру и предшествовала азильской культуре [Матюшин, 1996]). Она распространилась на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Носители - кочевники и охотники. Жилища - преимущественно пещеры, а также иногда искусственные жилища из костей и шкур.
1Следует отметить, что термин «мадленская культура» иногда употребляется в широком смысле для обозначения заключительного этапа развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. Однако распространённые на всей этой территории памятники конца позднего палеолита в действительности сильно различаются между собой и принадлежат к разным культурам.
Стоянки мадленской культуры: пещеры Мгвимеви в Чиатурском районе Грузии 15-го - 13-го тыс. до н.э. [Береговая, 1960]; пещера Ла-Мадлен (La Madeleine) на правом берегу реки Везер в департаменте Дордонь (Франция); пещера Мон-теспан (Montespan) в департаменте Верхняя Гаронна (юго-запад Франции, в предгорьях Пиренеев); пещера Ла-Мут (La Mouthe) (Франция); пещера Альтамира (Altamira) в провинции Сан-тандер (Испания) [Ефименко, 1953]; пещера Фон-де-Гом (Font-de-Gaume) в департаменте Дордонь (юг Франции) 15-го - 11-го тыс. до н.э. [Capitan, 1910]; скальный навес Шанселад (Chancelade) (юго-запад Франции) 13-го - 10-го тыс. до н.э. (антропологически человек из Шанселад представляет один из вариантов позднепалеолитических людей Западной Европы - т.е. неандертальцев); пещера Пиндаль (Pindal) на севере Испании (провинция Астурия) [Окладников, 1967]; пещера Гримальди (Grimaldi) во Франции и др. На Русской равнине в это время существовала мёзинская, среднерусская, рессетинская и иеневская культуры (см. выше).
Относить или нет носителей мадленской европейской культуры к неандертальцам - спорный вопрос. Но предковым видом человека на этих территориях были только неандертальцы, по времени которые должны, вроде бы, уже были исчезнуть (вымереть).
Как и неандертальцы, мадленцы жили в пещерах и имели аналогичное с неандертальцами строение тела (рост и развитие конечностей), но, возможно, обладали более прогрессивными остальными чертами - пока неясно, какими. На наш взгляд, мадленцы относятся к постнеандертальскому виду человека.
Непосредственно из мадленской культуры развилась азильская культура постнеандертальцев раннего мезолита (8-е тыс. до н. э.). Распространена, главным образом, на территории Франции, Германии. Носители - охотники, рыболовы и собиратели [Ефименко, 1953]. Стоянки азильской культуры: пещера Мас-д'Азиль (Mas-d'Azil) на юге Франции (департамент Арьеж) и др. Для азильской культуры характерно распространение техники гравировки галек - т.н. чуринги, куски камня, с нанесёнными на них изображениями. Поскольку азильская культура (и др.) сохранила палеолитические черты, археологами был введён специальный термин - эпипалеолит - ранняя эпоха мезолита, следующая за палеолитом.
Азильскую культуру сменила астурийская культура постнеандертальцев, распространённая на севере Испании и Португалии, на побережье Бискайского залива. По времени относится к позднему мезолиту. Представлена большими скоплениями раковин съедобных морских моллюсков, грубо оббитые ручные кирки из голышей кварцита, служившие для собирания моллюсков на береговых скалах, грубые скрёбла и топорики, а также орудия из оленьего рога. Стоянки обычно располагаются близ гротов и пещер, а также внутри них [Breuil, 1959; Obermaicr, 1925].
Тарденуазская культура (поздний мезолит, 7 - 4-е тыс. до н.э.) распространена во Франции, Бельгии, Англии, Германии, Центральной Европе и Европейской части бывшего СССР, господствовала на юго-востоке Румынии.В развитии тарденуазской культуры Франции выделяют три этапа. Позднейший из них относится уже к раннему неолиту и характеризуется появлением примитивной керамики. Носители - подвижные группы первобытных охотников, рыболовов и собирателей [Монгайт, 1973].В гроте Фатьма-Коба в Бай-дарской долине (Крым) открыта стоянка эпохи мезолита азильской культуры и тарденуазской культуры (захоронение - в яме лёжа на боку в скорченном положении) [Бибиков, 1966].
Стоянки тарденуазской культуры: в окрестностях г. Фер-ан-Тарденуа (La Fere-en-Tardenois) на севере Франции (департамент Эна) [Монгайт, 1973]; грот Мурзак-Коба (Крым, близ Севастополя)-двойное погребение кроманьонцев (?) в вытянутом положении на спине в неглубокой яме [Бибиков, 1965]; остров Тевьек (Teviec) (Бретань, Франция) - могильник содержал 23 человеческих скелета, антропологически принадлежащих древним европеоидам - представителям кроманьонского, в широком смысле слова, или прото-eвропейского типа [Bourdier, 1967].
То, что носители тарденуазской культуры ещё обладали т.н. протоевропеоидными чертами, в то время как на территории Русской равнины в это время люди верхневолжской и волосовской культур уже были «чистыми» европеоидами, свидетельствует в пользу постнеандертальского или смешанного происхождения тарденуазских людей.
Тарденуазскую культуру неандертальцев сменила культура кухонных куч (кьёккенмединги), она же культура ракушечных куч, или культура эртебёлле - это скопления раковин съедобных моллюсков и др. пищевых отбросов. Ракушечные кучи являются объединяющим признаком поселений постнеандертальцев эпохи неолита (5 - 3-го тыс. до н. э.). Эти кучи достигают 100 - 300 м длины и 1 - 3 м высоты (Дания) и содержат по нескольку сотен человеческих захоронений, в основном, в скорченном положении лёжа на боку. Характерны оббитые нешлифованные каменные орудия (макролитические топоры, трапециевидные наконечники стрел), костяные и роговые острия, долота, топоры, рыболовные крючки, рукояти; появляется керамика - толстостенные остродонные сосуды, миски. Хозяйство - рыболовство, охота, ловля моллюсков.
Кухонные кучи распространены по всей территории Евразии.В Мугеме (Португалия, в долине р. Тежу (Тахо)) кухонные кучи оставлены племенами первобытных охотников и собирателей, орудовавших примитивными костяными орудиями (нижние слои датированы по радиоуглероду 5300 годом до н.э.); около 200 погребений большей частью женщин и детей [Ефименко, 1953].
Кухонные кучи известны в неолите Норвегии (древнейшие следы человека - культуры комса и фосна восходят к послеледниковому периоду).В конце мезолита - начале неолита (конец 5 - начало 3-го тыс. до н.э.) в Северной Германии, в Дании и на юге Щвеции распространена культура кухонных куч - Эртебёлле (Ertebelle) [Долуханов, 1966]. На юге Русской равнины известны лишь небольшие кухонные кучи в районе Днепра.
Кухонная куча в Кульпхо (Северо-Восточная Корея, провинция Хамгён-Пукто) содержит культурные слои эпох палеолита, неолита, а также бронзы. При этом из двух палеолитических слоев верхний относится к позднему палеолиту, нижний - кмустьерской эпохе неандертальцев [Ларичев, 1967]. Верхний слой археологического памятника - скопление раковин ёсиго (юг о. Хонсю, в префектуре Аити, Япония) - содержал находки периода бронзы (Яёи культура), обнаружено 340 человеческих костяков эпохи неолита (позднего и конечного периодов дзёмон). Погребения скорченные, изредка в сидячем и совсем редко в вытянутом положении. Передние зубы иногда отсутствуют или деформированы. Некоторые костяки посыпаны охрой, другие обожжены, третьи подвергались перезахоронению, четвёртые (детские) погребены в урнах. Погребальный инвентарь: раковинные кольца, серьги, браслеты, костяные подвески, глиняные женские статуэтки и др. [Воробьёв, 1958].
Смена неандертальских эпох в чистом виде представлена на территории Испании и Южной Франции (носители подчёркнутых культур либо постнеандертальцы, либо смесовые особи):
ашель —► мустье —► селета —► граветт —► солютре —► мадлен —► азиль —► астурий —► тарденуаз —► эртебёлле (кухонные кучи)
Неандертальцы жили исключительно в пещерах, изображения людей во время охоты на стенах пещер напоминают наскальные рисунки в центральной Сахаре. Кухонные кучи на юго-восточном побережье Испании датированы 2500 лет до н.э.
Своё подтверждение тому, что европеоиды расселились по всей Европе только в середине мадлена (14-12 тыс. до н.э.) даёт лингвистика, которая говорит, что именно в это время ностратический язык впервые разделился - на две ветви: восточную и западную. То есть к середине мадлена часть популяции ушла с Русской равнины далеко на Запад, а часть - за Урал, далеко на Восток.
Для западноевропейских ориньякских культур неоантропов это переселение, видимо, было долгожданным пополнением и позволило полность вытеснить или ассимилировать местных неандертальцев. После этого времени неандертальцы на Западе не появляются даже в виде смесей. На Востоке процесс имел совершенно другое продолжение.
29.1. Распространение неевропеоидов и их языка в эпоху палеолита
Как уже говорилось, источники единодушно утверждают о самом широчайшем распространении неандертальцев - по всей Африке, по всей Европе и Русской равнине, южной Сибири, Уралу, Центральной и Юго-Восточной Азии, а также в Китае, Корее, Японии, Индии, Ираке, Узбекистане, Азербайджане, Грузии, Армении, Турции, Палестине и т.д. Ко времени позднего палеолита неандертальский человек сформировал несколько десятков своих видов и с 40-го тыс. до н.э. получил от неоантропа (или наоборот) «ген речи» (см. выше). Но лингвистами установлено, что уже минимум 200 тысяч лет назад, а максимум 1-2 млн. лет назад линия африканских языков разошлась с линией будущих индоевропейских языков.
С точки зрения ДНК-генеалогии, никаких различий между нашими предками нет просто по определению, за исключением их принадлежности к разным родам, но, тем не менее, все они происходили от одного общего предка (в рамках понятий ДНК-генеалогии), который жил примерно 120 - 150 -200 тысяч лет назад в Африке, и потомки которого покинули Африку примерно 80 - 60 тысяч лет назад и в итоге расселились по всей Земле.
Таким образом, пресапиенсы покинули Африку с африканским языком, возможно, щелкающим языком коренного населения Африки, и по ходу миграции на север вырабатывали свой новый язык, который позже получил название ностратического. Видимо, относительно сформировавшийся ностратический язык следует отнести к периоду 50 - 40 - 35 тысяч лет назад, на территории северной Месопотамии, возможно, и в районе озер Ван и Урмия, куда Гамкрелидзе и Иванов помещали «прародину» индоевропейских языков.
Скорее, там «прародина» (при всей условности этого термина) ностратических языков. Оттуда эти языки были унесены на север, на Русскую равнину, гаплогруппами I и NOP, ставшие европеоидами, в отличие от оставшихся других гаплогрупп (африканские, монголоидные, австралоидные, дравидские, тибетские и другие юго-восточно-азиатские и другие).
Или африканские пресапиенсы получили будущий ност-ратический язык ещё на территории Африки около 200 тысяч лет назад и с ним и ушли в Евразию - самый древний представитель людей современного вида, Homo sapines idaltu, жил на территории Эфиопии 160 тысяч лет назад [Haile-Selassie et al, 2004; Suwa and White, 2004; White et al, 2003; White, 2003; Lovejoy et al, 2002], и он, как было установлено, относился к виду Homo sapiens.
Как мы видим, с точки зрения биологической класификации, относить предков ныне живущих людей к какому-либо виду неандертальцам почти неправомочно (почти - потому что остаётся возможность смешения).
Другое дело, если речь идет об эволюции в рамках одного и того же вида - Homo sapiens. Естественно, разные миграционные потоки после выхода из Африки, потомки которых сейчас классифицируются по наличию или отсутствию определённых мутаций в их Y-хромосомах, достигали разного уровня развития носителей их материальных культур, имели разный облик, который задавался условиями их обитания и наследственностью выживших потомков, разную структуру речи, которая, в частности, определялась разными особенностями их речевого аппарата, опять же задаваемого условиями обитания, коммуникации и наследственности.
По признаку условного соответствия той или иной стадии развития языка той или иной стадии развития сапиенса ряд языков можно «технически» отнести к «языкам архантропов» (изолирующая стадия), или «языкам палеоантропов» (агглютинативная стадия), или «языкам неоантропов» (флексирующая стадия).
Выше показана преемственность археологических культур, на начальной стадии созданных неандертальцами, а на последней - культура кухонных куч доходит до 3 - 2-го тыс. До н.э. - уже различными территориальными разновидностями или неандертальцев, или современного человека. Это могло быть и результатом скрещивания «нендертальцев» с «неоантропами». Но вполне может оказаться и так, что те «неандертальцы», которые относились к культуре «кухонных куч» 5-4 тысячи лет назад, так и вымерли, не оставив потомства среди нас.
Никаких оснований в пользу той или иной гипотезы наука пока не имеет. Но эта загадка вполне решаема. Если анализ ископаемых людей культуры «кухонных куч» даст гаплотипы и гаплогруппы, практически идентичные с современниками, - 5 - 4 тысяч лет не срок для значительного изменения гаплотипов и, тем более, гаплогрупп, - то они являются нашими предками (или одной из предковых ветвей). Если же анализ выявит незнакомые ДНК-генеалогические линии, то ответ будет противоположным.
В связи с этим следует отметить абсолютное отсутствие научных материалов по языку «неандертальцев» - по крайней мере, более 30 тысяч лет сосуществовавших бок о бок с неоантропами Русской равнины.
Формируя гипотетические языковые семьи, лингвисты не брали во внимание данные археологии периода верхнего палеолита и мезолита (50-12 тыс. до н.э.). Указывая датой зарождения всех языковых семей 12-е тысячелетие до н.э., они сомнительно определяют географическое место привязки той или иной языковой семьи. С 50-го тыс. до н.э. европеоидные неоантропы существовали на территории Русской равнины. По данным ДНК-генеалогии, и на других территориях существовали неоантропы - от Африки - до Юго-Восточной Азии, Австралии и Америки. Каким образом на пяти континента с 50-го по 12-е тыс. до н.э. поддерживалась общность языка (если это был один вид сапиенсов)?
Между тем, связывать какую-либо семью языков с каким-либо регионом обитания условных «постнеандертальцев» нельзя, потому что нет абсолютно никаких данных по их языку. Но здесь опять следует принять во внимание то, что обсуждалось выше, что термины «неандертальцы», «постнеандертальцы» или «неоантропы» относятся к комплек
су понятий, идущему практически независимо или «параллельно» понятиям родов и наследственности Y-хромосомы со всеми предшествующими мутациями вплоть от самых первых гоминидов, живших миллионы лет назад. Уж их-то ни неандертальцами, ни Homo sapiens назвать по антропологической классификации назвать никак нельзя, но это не мешает им быть нашими предками. Правда, это относится только к одной-единственной ДНК-генеалогической линии, дотянувшей до «хромосомного Адама», прошедшего «бутылочное горлышко» эволюции. Миллионы и миллионы других покинули генетический пул человечества.
Можно предположить, что язык неоантропов с даты своего рождения (условно 50 тыс. до н.э.) до 7-го тыс. (дата активного расселения европеоидных неоантропов с Русской равнины) географически был привязан только к территории Русской равнины. Именно этим обстоятельством объясняется ностратическое единство многих корней слов. И именно этим (расселение) обстоятельством объясняется дивергенция разных семей - как процесс деградации и смешивания с автохтонными «постнеандертальскими» языками.
Но в рамках ДНК-генеалогии это «ностратическое единство» обусловлено тем, что не менее 45 тысяч лет назад большинство человеческих родов, часть из них в составе сводных гаплогрупп того времени, жили в одном регионе - северной Месопотамии. Поэтому не удивительно, что корни слов того времени остались в современных языках, разошедшихся по языковым семьям и ветвям.
Однако даже если предположить нахождение всех родов в Северной Месопотамии в до 45-го тыс до н.э., то с 20-го по 8-е тыс. до н.э. в этих местах стоянок неоантропов не обнаружено.
Иначе говоря, ДНК-генеалогия показывает, что 50 - 40 тысяч лет назад на Русской равнине был, скорее всего, только немногие рода из вида «современный человек», а именно рода I и NOP и/или R, производный сводного рода NOP (существовавшего, видимо, намного раньше). Если так, то нет никаких оснований полагать, что человеческая речь была только у них, хотя они (род I, в первую очередь), вполне возможно, и расселились по Европе 36 - 32 тысячи лет назад. И именно этот род мы называем кроманьонцами и/или граветтийцами.
Но в те же времена существовали и более древние рода -и в Африке (гаплогруппы А и В со своими «щёлкающими» языками - время расхождения которых с индоевропейским языком более 200 тысяч лет, то есть за 140 тысяч лет до выхода гаплогрупп А и В из Африки), и в Юго-Восточной Азии, и в Австралии (гаплогруппа С, которую имеют многие аборигены Австралии, говорящие на множестве языков семей и изолятов, которые условно подразделяются на пама-ньюганские языки и не-пама-ньюганские языки, а также папуасский язык, тасманийские языки, австронезийские языки и т.д.), и на Ближнем Востоке, и на Аравийском полуострове (гаплогруппы Е, D, F и J - семитские и прочие языки), и на Кавказе (северокарсказские языки, картвельские языки) и опять на Ближнем Востоке (гаплогруппа G), то есть - гаплогруппы, занимающие первые места по алфавиту и по хронологии своего появления. Нет никаких оснований полагать, что у них не было языков в древние времена.
Следовательно, ностратическое единство языков было не 50 - 40 тысяч лет назад, а ведёт в те временные глубины, по меньшей мере, 70 - 60 тысяч лет назад и на те территории. И всё равно 200-тысячелетняя отметка расхождения щёлкающих языков с ностратическими требует удревнения и этой даты или признания существования двух независимых очагов зарождения речи.
С точки зрения ряда антропологов это не отменяет заключения о существовании «постнеандертальцев» или, скажем так, неких автохтонов на разных территориях до прихода на эти территории неоантропов. Эти предположения, возможно, подтверждает африканская семья языков, дата дивергенции которой с «общеиндоевропейской» семьёй 200 тыс. л.н. [Клягин Н.В., 1996\. Это, как мы показали выше, время ранних палеоантропов в Европе и на Русской равнине и архантропов в Африке. Сам факт этой дивергенции говорит о том, что уже существовавший некий язык в эту дату разощёлся на две линии, то есть и палеоантропы, и архантропы могли обладать развитой речью (что не отрицается некоторыми в научной среде).
В свете сказанного выявляются два парадокса «антропологического» характера:
Первый - если, по утверждению приверженцев африканской теории происхождения человека, неоантроп 50 тысяч лет назад пришёл из Африки на территорию Русской равнины, то почему ностратическая семья той же даты не включает в себя африканские языки?
Второй - если 50 тысяч лет назад существовало ностратическое единство языка, при этом неандертальцы и неоантропы занимали все территории Африки и Евразии, а археологически глобальные перемещения человека не засвидетельствованы, то каким механизмом было реализовано указанное ностратическое языковое единство?
