Приблизительно шесть тысяч лет назад, в
четвертом тысячелетии до нашей эры, народы, населявшие волго-донские
степи, начали возводить курганы на местах погребений умерших. Никто
тогда не мог подумать, сколь неоценимую услугу это окажет нашим
современникам, исследующим культуру тех времен. И в том числе – ученым
ВолГУ.
Куда ведут «ворота мира»
В ряде мест Волго-Донского междуречья, в древности бывших удобными для проживания кочевников и скотоводов, сохранились целые группы курганных могильников. В южных районах нашей области они находятся по берегам рек Аксай Курмоярский и Аксай Есауловский, в Заволжье – на берегах реки Ахтубы и по всему левобережью Волги. Да и в центральных районах региона по рекам Иловле, Медведице множество курганов найдено волгоградскими учеными.
– Наш коллектив, – рассказывает заведующий лабораторией археологии ВолГУ Александр Дьяченко, – занимается в основном изучением культуры народов, населявших здешние края в древности, как раз по погребальным памятникам курганного типа. В составе университетской экспедиции трудятся не только сотрудники вуза, но и студенты-историки.
«Воротами мира» было когда-то прозвано пространство между Южным Приуральем и Северным Кавказом. Почему? Начиная с раннего бронзового века, сменяя друг друга, здесь проходили самые различные народы, представители множества разных культур. В этническом отношении трудно сказать, кто они были такие – можно только оперировать данными археологических памятников, условно называя их носителями определенной культуры – ямной культуры, например, катакомбной или же срубной культуры. Определяется все это по форме могильных сооружений этих народов.
Так, носители ямной культуры погребали умерших в глубокие ямы. Могильные сооружения носителей катакомбной культуры напоминали катакомбы: копался колодец, а в нем, несколько в сторону, выкапывалась погребальная камера. Представители срубной культуры, жившие в наших краях в эпоху поздней бронзы, во втором тысячелетии до нашей эры, оформляли свои погребения в виде срубов.
Большая часть курганов оставлена в наших степях носителями именно этих трех культур.
– Курганные обряды погребения, – поясняет Александр Дьяченко, – кочевники использовали в наших краях и после принятия ислама в Золотой Орде, примерно до пятнадцатого века нашей эры. Только потом уже пришли другие ритуалы.
Сарматы, сираки, сирматы...
Со временем, в начале первого тысячелетия до нашей эры, как свидетельствуют данные научных изысканий, народы бронзового века вытеснили в наших краях кочевники раннего железного века, например савроматы, сарматы. Савроматами именовались воинственные племена, родственные скифам, жившим в Северном Причерноморье. В их погребениях, как правило, встречаются короткие железные мечи, множество стрел и прочего оружия. Савроматов примерно в четвертом веке до нашей эры сменили сарматы, пришедшие в наши края уже с востока, со стороны Южного Приуралья. И примерно на восемьсот лет в наших краях утвердилась гегемония сарматских племен.
Термин «сарматы», как нам пояснил заведующий лабораторией археологии, еще в древности ввели в употребление античные исследователи. Скорее всего, это название, объединяющее несколько разных народов. В эту сарматскую «орду», конгломерат народов, входили разные племена, но под главенством какого-то одного мощного племени.
Иногда в письменных источниках можно найти названия некоторых сарматских племен – аланы, например, ставшие, судя по всему, предками нынешних осетин. На Нижнем Дону, как свидетельствуют древние письмена, проживали в ту эпоху племена сирматов, а на Кубани – племена сираков.
Но уже в четвертом-пятом веках нашей эры настало время воинственных гуннов, частично уничтоживших сарматов.
Кто пил из этого кубка?
Каждый год археологическая
экспедиция ВолГУ привозит в Волгоград с раскопок что-то новое. В прошлом году, например, ей удалось открыть среднесарматское погребение первого века нашей эры, где найден был великолепный серебряный кубок с бронзовой ручкой в форме волка. Его передали затем в областной краеведческий музей, где он был отреставрирован, восстановлен.
Изделие это выполнено было в так называемом сарматском «зверином» стиле, когда предметы быта изготавливались в виде различных животных либо каких-то фантастических существ.
– В одном и том же кургане, – говорит Валерий Клепиков, доцент кафедры археологии и зарубежной истории ВолГУ, – может быть обнаружено несколько захоронений, которые были в нем сделаны как одновременно, так и в различные эпохи. Нередко, например, пришедшие на новое для них место народы хоронили умерших не в своих, а в уже имевшихся курганах.
– Когда мы раскапываем курган, – продолжает Валерий Михайлович, – мы это делаем не только для того, чтобы узнать, что в нем находится, но также чтобы понять саму архитектуру этого кургана. Курган ведь сложный ритуальный комплекс, где проводилось множество сакральных ритуалов. Тризны, например. Поэтому обычно обнаруживается в них множество костей животных, самых разнообразных –барана, лошади, сайгака... Находят также кости птиц. Обычно их находят по периферии курганов.
Многие курганные захоронения, как выясняется при проведении раскопок, оказываются разграблены. Казалось бы, в них вряд ли можно что-либо восстановить. Но тем не менее эта задача также оказывается подчас по силам археологам из ВолГУ.
– В углу вот этого захоронения, – рассказывает Валерий Клепиков, показывая фотографии с раскопок, – был расположен тайник, в котором находился бронзовый котел. Его грабители утащили, но на земле осталась бронзовая патина. Патина есть и на лошадиной кости, рядом с ним лежавшей. Это значит, что в котле находилось когда-то лошадиное мясо.
Хоть кости самого погребенного грабители, собрав в кучу, закопали в яме, следы их прежнего расположения остались на земле.
Здесь, как свидетельствуют отпечатки на земле, стояла некогда плетеная корзина, а здесь – серебряный сосуд, об этом говорит серебряная патина.
Были обнаружены и золотые бляшки, украшавшие некогда погребальное покрывало. Правда, учеными их было найдено совсем немного – большую часть унесли грабители.
– Все то, что мы находим при раскопках, – говорит Валерий Клепиков, – фиксируем затем на чертежах. Итогом же этого большого дела является написание ряда работ по археологии и древней истории нашего края, а также Нижнего Поволжья в целом, в том числе при участии нашего археологического коллектива. Так, например, и был издан важнейший для нас труд – «Археологическая энциклопедия Волгоградской области».
Куда ведут «ворота мира»
В ряде мест Волго-Донского междуречья, в древности бывших удобными для проживания кочевников и скотоводов, сохранились целые группы курганных могильников. В южных районах нашей области они находятся по берегам рек Аксай Курмоярский и Аксай Есауловский, в Заволжье – на берегах реки Ахтубы и по всему левобережью Волги. Да и в центральных районах региона по рекам Иловле, Медведице множество курганов найдено волгоградскими учеными.
– Наш коллектив, – рассказывает заведующий лабораторией археологии ВолГУ Александр Дьяченко, – занимается в основном изучением культуры народов, населявших здешние края в древности, как раз по погребальным памятникам курганного типа. В составе университетской экспедиции трудятся не только сотрудники вуза, но и студенты-историки.
«Воротами мира» было когда-то прозвано пространство между Южным Приуральем и Северным Кавказом. Почему? Начиная с раннего бронзового века, сменяя друг друга, здесь проходили самые различные народы, представители множества разных культур. В этническом отношении трудно сказать, кто они были такие – можно только оперировать данными археологических памятников, условно называя их носителями определенной культуры – ямной культуры, например, катакомбной или же срубной культуры. Определяется все это по форме могильных сооружений этих народов.
Так, носители ямной культуры погребали умерших в глубокие ямы. Могильные сооружения носителей катакомбной культуры напоминали катакомбы: копался колодец, а в нем, несколько в сторону, выкапывалась погребальная камера. Представители срубной культуры, жившие в наших краях в эпоху поздней бронзы, во втором тысячелетии до нашей эры, оформляли свои погребения в виде срубов.
Большая часть курганов оставлена в наших степях носителями именно этих трех культур.
– Курганные обряды погребения, – поясняет Александр Дьяченко, – кочевники использовали в наших краях и после принятия ислама в Золотой Орде, примерно до пятнадцатого века нашей эры. Только потом уже пришли другие ритуалы.
Сарматы, сираки, сирматы...
Со временем, в начале первого тысячелетия до нашей эры, как свидетельствуют данные научных изысканий, народы бронзового века вытеснили в наших краях кочевники раннего железного века, например савроматы, сарматы. Савроматами именовались воинственные племена, родственные скифам, жившим в Северном Причерноморье. В их погребениях, как правило, встречаются короткие железные мечи, множество стрел и прочего оружия. Савроматов примерно в четвертом веке до нашей эры сменили сарматы, пришедшие в наши края уже с востока, со стороны Южного Приуралья. И примерно на восемьсот лет в наших краях утвердилась гегемония сарматских племен.
Термин «сарматы», как нам пояснил заведующий лабораторией археологии, еще в древности ввели в употребление античные исследователи. Скорее всего, это название, объединяющее несколько разных народов. В эту сарматскую «орду», конгломерат народов, входили разные племена, но под главенством какого-то одного мощного племени.
Иногда в письменных источниках можно найти названия некоторых сарматских племен – аланы, например, ставшие, судя по всему, предками нынешних осетин. На Нижнем Дону, как свидетельствуют древние письмена, проживали в ту эпоху племена сирматов, а на Кубани – племена сираков.
Но уже в четвертом-пятом веках нашей эры настало время воинственных гуннов, частично уничтоживших сарматов.
Кто пил из этого кубка?
Каждый год археологическая
экспедиция ВолГУ привозит в Волгоград с раскопок что-то новое. В прошлом году, например, ей удалось открыть среднесарматское погребение первого века нашей эры, где найден был великолепный серебряный кубок с бронзовой ручкой в форме волка. Его передали затем в областной краеведческий музей, где он был отреставрирован, восстановлен.
Изделие это выполнено было в так называемом сарматском «зверином» стиле, когда предметы быта изготавливались в виде различных животных либо каких-то фантастических существ.
– В одном и том же кургане, – говорит Валерий Клепиков, доцент кафедры археологии и зарубежной истории ВолГУ, – может быть обнаружено несколько захоронений, которые были в нем сделаны как одновременно, так и в различные эпохи. Нередко, например, пришедшие на новое для них место народы хоронили умерших не в своих, а в уже имевшихся курганах.
– Когда мы раскапываем курган, – продолжает Валерий Михайлович, – мы это делаем не только для того, чтобы узнать, что в нем находится, но также чтобы понять саму архитектуру этого кургана. Курган ведь сложный ритуальный комплекс, где проводилось множество сакральных ритуалов. Тризны, например. Поэтому обычно обнаруживается в них множество костей животных, самых разнообразных –барана, лошади, сайгака... Находят также кости птиц. Обычно их находят по периферии курганов.
Многие курганные захоронения, как выясняется при проведении раскопок, оказываются разграблены. Казалось бы, в них вряд ли можно что-либо восстановить. Но тем не менее эта задача также оказывается подчас по силам археологам из ВолГУ.
– В углу вот этого захоронения, – рассказывает Валерий Клепиков, показывая фотографии с раскопок, – был расположен тайник, в котором находился бронзовый котел. Его грабители утащили, но на земле осталась бронзовая патина. Патина есть и на лошадиной кости, рядом с ним лежавшей. Это значит, что в котле находилось когда-то лошадиное мясо.
Хоть кости самого погребенного грабители, собрав в кучу, закопали в яме, следы их прежнего расположения остались на земле.
Здесь, как свидетельствуют отпечатки на земле, стояла некогда плетеная корзина, а здесь – серебряный сосуд, об этом говорит серебряная патина.
Были обнаружены и золотые бляшки, украшавшие некогда погребальное покрывало. Правда, учеными их было найдено совсем немного – большую часть унесли грабители.
– Все то, что мы находим при раскопках, – говорит Валерий Клепиков, – фиксируем затем на чертежах. Итогом же этого большого дела является написание ряда работ по археологии и древней истории нашего края, а также Нижнего Поволжья в целом, в том числе при участии нашего археологического коллектива. Так, например, и был издан важнейший для нас труд – «Археологическая энциклопедия Волгоградской области».