Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 10 августа 2012 г.

Число 7 у осетин

Тезисы доклада, заслушанного в рамках дисциплины «Нартский эпос» на факультете журналистики СОГУ имени Хетагурова. Владикавказ
Культ числа 7 широко распространен у осетин.

По происхождению его связывают с аналогичным культом у других индоиранских народов.

В целом он не отражает позднейших влияний со стороны восточных культур.

Культ числа 7 изучал в свое время Васо Абаев. Он привел данные о культе семи богов у осетин и их предков - алан, скифов. Он также показал генетическую связь рассматриваемого культа с аналогичными культами у других индоиранских народов.

Абаев опирался на сообщения Геродота. Геродот утверждал, что число основных богов, которые почитались и которым поклонялись все скифы, равно 7: Табити, Папай, Апи, Гойтосир, Артимпаса, Геракл, Арей.

У алан наличие в их верованиях культа 7 богов засвидетельствовано сообщением анонимного Перипла Понта Эвксинского (V в.н.э.) о Феодосии, находящейся в Крыму, который называется на «аланском или таврском языке Ардавда, что значит Семибожий».

В переводе с осетинского авд - семь, ард - культовое понятие «божество». Аланское название Ардавда в переводе с осетинского (аланского) означает «город семи богов».

У современных осетин - прямых потомков алан, сармат - культ 7 богов был отмечен Всеволодом Миллером. Это святилище Авд дзуары (7 божеств) близ Галиат в Северной Осетии.

7 богов представлены в нартском эпосе осетин в сюжете «Дары небожителей Сослану». Уастырджи подарил Сослану своего коня, покровитель кузнецов Курдалагон - свой меч, покровитель скота Тутыр - домашний скот, покровитель диких зверей Афсати - диких животных, покровитель хлеба (зернового) Уацилла - светлый Реком и чистые Мыкалгабырта - зерна хлебных злаков, покровитель ветров Галагон пообещал оберегать нивы Нартов, а покровитель вод Донбеттр пообещал, что велит своим дочкам крутить жернова нартовских мельниц.

Археологические свидетельства почитания числа 7 у сарматов и алан: в Соколовой Могиле найдены 7 перстней, 7 сосудов в ногах, 7 узлов на золотом ожерелье, кратно 7 количество бус каждого типа на бусинном ожерелье.

Аналогично - скифский могильник из села Аржан: в нем похоронены царь с царицей, рядом - саркофаги, в котором останки 7 знатных старцев и 1 юноши.

В современном осетинском языке множество составных слов, частью которых является число 7: например, Авдиуаег (Седмица).

Словосочетание «аевдадзы хос» - «целебное зелье 7 божеств». Выражение употребляется осетинами и поныне. Безнадежно больным говорят про лекарство: «Аевдадзы хос дын фестает!»

Молодоженам произносят пожелание: «Авд лаеппуйы аемае иу чызг!» («Семь мальчиков и одна девочка»!) При произношении этой просьбы всегда обращаются к 7 богам. Помимо этого пожелания бытовало следующее: «Дае лаеппутаен авд дзуары кад уаент!»

В речевом этикете осетин пожелание в адрес гостеприимных хозяев звучит так: «Авды баеркад» («Изобилие 7 Богов»).

Абаев упоминал также о выражении «Авды рухс» (сияние Семи богов).

Дзиццойты в своем труде «Семь богов и семь миров у осетин» приводит выражение «Авд рухсы фаебад!» (Пребывай в семикратном царстве света»). А также: «Авды рухс дзаенаты фаебадинаг!» «Ты, достойный пребывания в светлом рае Семи богов!»

В традициях осетин упоминаются также 7 ритуальных пирогов. Их пекла роженица, чтобы препоручить себя и свое дитя Святой Марии.

Также осетины считают, что для снятия сглаза с ребенка на него должны поплевать представители 7 разных фамилий.

Большой материал по топонимике, где фигурирует число 7, собран Анастасией Цагаевой: это - тема отдельного доклада.

Обширный материал дают также осетинские пословицы и поговорки, что также является темой отдельного сообщения.

Докладчик: Генриетта БАГАТЫ
Научный руководитель: Диана СОКАЕВА
http://osradio.ru/etnografija/21574-chislo-7-u-osetin.html